Бизнес Кризис-2024 расследование

Известный хоккеист, экс-депутат, «косметолог»: кто владеет пивнушками Челябинска и сколько зарабатывают

Смотрим, какие хмельные сети опутали город

Челябинск считается пивным городом

Жители Челябинской области в прошлом году, по информации Росстата, выпили 174 миллиона литров пива. В эти данные входит и бутылочное, и разливное. При этом за последние пять лет в регионе отмечен ежегодный рост продаж пенных напитков. Две трети пива в России выпускают заводы трех транснациональных корпораций — Heineken, «Балтики» и AB InBev Efes. Свою продукцию они реализуют через крупных ритейлеров. А разливное пиво продается в магазинах шаговой доступности. По данным 2ГИС на январь 2023 года, в Челябинске действовало 1330 пивных магазинов. Многие из них работают под одним брендом и фактически образуют собой небольшие сети — от 2 до 20 с лишним точек. Кому принадлежат самые большие и известные пивные сети в Челябинске и кто за ними стоит, изучал 74.RU (спойлер: есть сюрпризы).

«Пиватория»

Больше всего магазинов, торгующих разливным пивом, у сети «Пиватория» — 29. Первый магазин в Челябинске открыли в 2009 году.

В городе тогда был настоящий пивной бум. То тут, то там появлялись торговые точки с несколькими сортами живого пива. Везли его из близлежащих городов и областей. И, конечно, креативили с названиями. Порой одному и тому же предпринимателю принадлежало несколько точек с разными названиями.

Сеть начинала с продаж разливного пива, потом обзавелась пивоварней

В отличие от них, «Пиватория» сразу начала развиваться как сеть магазинов под единым брендом. Торговую марку зарегистрировали позже — в 2011 году, правообладателем является индивидуальный предприниматель из Челябинска Яна Забегалова. По данным сервиса «Контур.Фокус», в качестве основного вида деятельности она заявила розничную торговлю пивом в специализированных магазинах.

Одним из совладельцев сети «Пиватория» стал челябинский предприниматель Алексей Дресвянников, гендиректор и собственник рекламного агентства «Галактик-Центр». Хотя он всегда старался не публичить свое отношение к пивной сети. Магазины «Пиватории» оформлены на ИП Тимофея Кошелева.

Через несколько лет у «Пиватории» появился собственный пивной заводик. Компания «Бир Фактори» (производство пива) зарегистрирована в октябре 2014 года, ее собственник — Илья Горфман. По данным «Контур.Фокуса», за 2021 год компания увеличила выручку на 19% — до 18 миллионов рублей, но год закончила с убытком в 662 тысячи рублей.

Илье Горфману принадлежат еще несколько компаний в сфере управления недвижимостью — «Денс Хаус», «Агросклад» и «Рента-Сервис». Ранее он был совладельцем компаний «ИГ 74» и «Ругион», которым принадлежали 74.RU и сеть городских сайтов в других регионах.

А вы пьете разливное пиво?

Да, в том числе из магазинов, представленных в этой статье
Нет, разливное пиво — это сомнительный продукт
Пью только баночное пиво
Не пью пиво совсем

«Пивоман»

Активно захватывает Южный Урал другая региональная сеть фирменных магазинов по продаже пива — из Омска. Всего открыто 40 точек, из них в Челябинске действуют 27, в Троицке — 9, в Копейске — 3 и одна в Южноуральске. В Челябинске сеть заняла в том числе места, где ранее были магазины Guten Tag. Магазины «Пивоман» работают под управлением разных индивидуальных предпринимателей.

Поначалу «Пивоман» открывал магазины в Новосибирской и Тюменской областях, потом начал экспансию в другие регионы — как на западе, так и на востоке страны.

Сибиряки активно идут на Запад

Как и у большинства владельцев пивных сетей, у «Пивомана» — несколько юрлиц и запутанная структура собственности.

Так, оптовой торговлей алкоголем занимается «Торговый Дом Пивоман», созданный в Омске в 2012 году. Учредителем и гендиректором этой компании является Дмитрий Казаков. За 2021 год выручка ООО «ТД Пивоман» выросла на 10% и достигла 243,7 миллиона рублей, чистая прибыль составила 11,9 миллиона рублей.

Дмитрию Казакову также принадлежат омское «Сельскохозяйственное предприятие «Урожай»», компания «Маруся Фуд» в Казани (производство готовых пищевых продуктов и блюд), «Омский центр транспортного обслуживания», симферопольские «Кампани Тур» и «Море солнца» (гостиничный бизнес), «Пивоман-Уфа» и частично — 33,33% — «Пивоман-НН» в Нижнем Новгороде.

Кроме того, Дмитрий Казаков совместно с Дмитрием Гладилиным владеет компаниями «Пивоман-Казань», «Пивоман-Екатеринбург», омскими «Ток Такси» и «Специализированным Застройщиком «Импарк»».

С «Пивоманом» связан открывшийся в конце прошлого года «Пивоман-бар» рядом с железнодорожным вокзалом. По данным сервиса «Контур.Фокус», новое заведение принадлежит Елене Гладилиной, Дмитрию Задорожному и Наталье Казаковой — по 33,33%.

В статье использованы данные сервисов ЕГРЮЛ, «Контур.Фокус», «Федресурс». Организации и компании обязаны раскрывать информацию о выручке, прибыли и убытках. Индивидуальные предприниматели освобождены от ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности в контролирующие органы. Поэтому информация о финансовых показателях ИП — выручка, прибыль — не публикуется в открытом доступе.

Craft

Компания объединяет 24 точки и позиционирует себя как сеть магазинов крафтового, импортного и традиционного пива. Основная часть находится в Челябинске — 20, два магазина — в Копейске и еще три — в области.

Модное среди любителей пива слово — теперь и на вывесках

Сетью управляет предприниматель из Челябинска Наталья Байчикова. Торговлей в статусе ИП она занимается с 2015 года.

По данным картотеки арбитражных дел, Байчикова несколько раз судилась с региональным Пенсионным фондом. Последний раз оспаривала штраф в 2500 рублей за непредставление сведений учета и, кстати, выиграла суд.

Часть магазинов, работающих под брендом Craft Beer House, оформлена на Вадима Сафиуллина. Как ИП он зарегистрирован с января 2021 года, основным видом деятельности указал розничную торговлю преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.

«ВаритьПить»

Сеть развивается достаточно бурно, за два года открыто 15 магазинов. Владелец магазинов —предприниматель Константин Довгополый. Также ему принадлежит компания «Терра» (оптовая торговля). Зарегистрирована она в 2021 году, но, по официальным данным сервиса «Контур.Фокус», пока принесла только чистый убыток — три тысячи рублей.

Выходец из «К&Б» строит новую сеть

Константин Довгополый ранее уже занимался розничной торговлей алкогольными напитками. И не где-нибудь, а в знаковом для Челябинска холдинге. С апреля 2012 по август 2018 года — он работал директором ООО «Атлас». Эта компания управляла магазинами «Красное&Белое». За 2021 год выручка «Атласа» выросла до 16,2 миллиарда, чистая прибыль составила 959,7 миллиона рублей.

Кстати, в «К&Б» раньше тоже активно торговали разливным пивом. Но в декабре 2019 года сеть вывела эту продукцию из ассортимента. Как объясняли тогда представители ритейлера, это было связано с недобросовестной конкуренцией. В стране появилось много нелегального пива. Оно стоило меньше, чем то, которым торговали в «К&Б».

«Смолинский пивовар»

Небольшая пивоварня на окраине Ленинского района Челябинска открылась в 2015 году, производственная мощность — 16 тысяч литров напитка в месяц. Кроме магазина при пивоварне, открыты еще три фирменных отдела.

Ленинский район манит пивоваров

Несколько лет назад действовал спортбар «Смолинский пивовар». Он находился в развлекательном комплексе «Смолинский», в котором когда-то гремел ночной клуб D'barcadr. Но спортбар закрылся еще до пандемии, в 2019 году.

Компания «Смолинский Пивовар» создана в Челябинске. Владельцами является Станислав Чистов — 50%, Сергей Резников — 30%, Михаил Глазков и Евгений Шитлин — по 10%. За 2021 год выручка выросла на 72% — до 1,9 миллиона рублей, чистый убыток составил 1,3 миллиона рублей.

Известный хоккеист, воспитанник «Трактора» Станислав Чистов в 14 лет уехал из Челябинска в Сан-Франциско. Потом играл в разных клубах КХЛ, стал серебряным и бронзовым призером чемпионата КХЛ. Задолго до окончания профессиональной карьеры хоккеист вкладывался в различный бизнес — производство пива, такси, строительство, коммерческая недвижимость.

Станислав Чистов инвестировал в челябинское пиво

По данным «Контур.Фокуса», Станислав Чистов — совладелец 6 компаний. Кроме половины «Смолинского пивовара», ему принадлежит по 22,5% финансовой компании «Транс-Инвест» и «Такси-Сервис Ком» (перевозки на маршрутных такси), 50% — «Такси-сервис», 48,6% — «Ст-Инвест» (четырехэтажный РК «Смолинский»), 25% — «Такси-Сервис-1».

Директор и совладелец «Смолинского пивовара» Сергей Резников с 2014 по 2019 год был депутатом Ленинского райсовета Челябинска от партии «Единая Россия». Сейчас он владеет компаниями «Челябгортранс» (техобслуживание) и «Сфера» (управление недвижимостью). Также ему принадлежат доли в фирмах: «Транс-Инвест» — 27,5%, «Ст-Инвест» — 51,4%, «Такси-Сервис-1» — 25%, «Пирком» — 49,5% и «Фейерверк» — 50%.

Последняя фирма — «Фейерверк» — активный участник госзакупок и постоянный подрядчик по организации праздничных салютов в Челябинске 9 Мая и в День города.

Розничные точки сети «Смолинский пивовар» оформлены на одного из совладельцев предприятия Евгения Шитлина. Тоже интересная фигура на челябинском пивном рынке. Именно он работал главным пивоваром закрытого клуба «Крист» в то время, когда заведение переживало расцвет своей популярности.

«Пив&Ко»

Еще одна федеральная сеть, которая зародилась далеко от Москвы и начала активную экспансию по стране. В Челябинске, к примеру, уже открыто 10 торговых точек.

Первый магазин сети появился в Екатеринбурге в 2009 году, в 2022 году их число выросло до 575. У сети есть собственная пивоварня — «Арамильская Бойлерная пивоварня», также выпускается множество товаров под собственным брендом.

Сеть основали Кирилл Кузьминский (ему принадлежат права на бренд) и Игорь Максимов. Ранее оба работали риелторами, занимались коммерческой недвижимостью.

— Мы были достаточно молодыми людьми: мне 28 лет, моему партнеру — 25, и магазин мы строили для таких же. В Екатеринбурге тогда не было столько нарядных улиц, как сейчас: зима, серый снег, темные одежды. Так что мы сразу создали яркие магазины — желтые, со смайликами, с позитивным настроем, — рассказал в интервью Forbes совладелец и гендиректор ГК «Пив&Ко» Кирилл Кузьминский. — А наши оппоненты в основном были достаточно зрелые люди и уходили в транслирование чешской истории: натуральное темное дерево и т.д. По стилистике их магазины были рассчитаны на 40+, а пик потребления пива приходится на возраст от 21 до 38 лет. Мы же интуитивно в перспективную аудиторию попали.

Соседи из Екатеринбурга захватывают рынок

Вначале у сети были свои магазины, сейчас все работают только по франшизе. Неслучайно «Пив&Ко» входит в топ-10 самых динамично развивающихся франшиз по версиям Forbes и РБК. При этом в структуре продаж по выручке на разливное пиво приходится, по данным сети, всего 20–25%.

Кирилл Кузьминский и Игорь Максимов в равных долях владеют несколькими компаниями. Среди них — «Эвертон» в поселке Полевой Свердловской области. Предприятие производит сухари, арахис, снеки и тому подобное. За 2021 год выручка выросла на 77% — до 289,7 миллиона рублей, чистая прибыль — 1,5 миллиона.

Выручка компании «Третья пинта» (юрлицо пивоварни в Арамиле) в 2021 году понизилась до 8,4 миллиона рулей, вместо прибыли ушли в минус на 6,6 миллиона.

Основателям пивной сети также принадлежит агентство недвижимости «Старт». За 2021 год его выручка составила 9,5 миллиона, а вместо прибыли также зафиксировали 5,7 миллиона рублей убытка.

Владельцем компании «ПИВ И КО РИТЕЙЛ», которая занимается розничной торговлей алкогольными напитками, включая пиво, числится Кирилл Кузьминский. По официальным данным, фирма принесла выручки на 71,2 миллиона рублей и 7,4 миллиона убытка.

Еще две организации напрямую не принадлежат Кузьминскому или Максимову, но явно связаны с ГК «Пив&Ко». Это ООО «Сервисная компания «ПИВ И КО»», которая занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления. Ею владеет Инна Кузьминская. За 2021 год выручка выросла на 23% — до 38 миллионов рублей, и вновь чистый убыток 234 тысячи рублей (хвала бухгалтеру? — Прим. ред.).

А еще есть ООО «Пивная коллекция», созданное в 2014 году в Екатеринбурге. Эта организация заключает договоры с франчайзи. Директор и владелец в одном лице — Наталья Шаймухаметова. За 2021 год выручка «Пивной коллекции» составила 67,7 миллиона рублей, а чистая прибыль —10,1 миллиона.

Представители холдинга «Пив&Ко» заявили о планах открыть в России 100 новых магазинов в 2023 году (в приоритете — Московская область) и 1000 — в ближайшие три года.

«Уральские традиции»

В Челябинске работают 8 магазинов этой сети, еще один — в Еманжелинске. Компания не только торгует напитками, но и производит. Собственная пивоварня запущена в областном центре.

Владельцем сети «Уральские традиции» является челябинец Александр Грицев. Судя по перерегистрации в Краснодаре, в 2021 году предприниматель перебрался на Кубань.

Пивная розница полюбила пестроту

Производством пива занимаются две компании. В 2019 году создано ООО «Утк», гендиректором и основным акционером (84,7%) которого стал Александр Грицев. Совладелец предприятия — Алексей Ионов, ему принадлежат 15,3%. За 2021 год выручка выросла на 31% и составила 3,4 миллиона рублей, чистая прибыль — 118 тысяч рублей.

А в 2020 году зарегистрировано ООО «Утк Крафт», основной деятельностью которого указано производство пива. Компания принадлежит Александру Грицеву — 47%, Ивану Туманову — 25%, Алексею Ионову — 18% и Марату Тимирову — 10%.

Оптовой торговлей напитками занимаются компании «ПивТрейд» (владелец — Александр Грицев) и Торговый Дом «Уральские традиции», совладельцами которого являются Грицев — 85% и Алексей Ионов — 15%. В 2021 году выручка ТД «Уральские традиции» снизилась на 26% — до 1,6 миллиона, чистая прибыль составила 130 тысяч рублей.

А в Краснодаре Александр Грицев основал компанию, не имеющую отношения к пиву. «Азбука Дорог» зарегистрирована в феврале прошлого года, это школа подготовки водителей автотранспортных средств.

«Лаборатория живого пива»

Одна из самых известных челябинских пивоварен ведет свою историю с 2010 года. Тогда местные предприниматели закупили импортное оборудование. Летом следующего года его смонтировали, а первое пиво на продажу сварили в октябре.

Но есть и сторонники классики

Пивзавод расположен в поселке Урицкого, известном в народе как Колупаевка, среди частной застройки. Он занял трехэтажное здание, которое подверглось внушительной реконструкции. Здесь же разместили дегустационный зал и магазин. Теперь в пивоварне проводят экскурсии, а также пивные спа-процедуры. Позже завод открыл несколько фирменных точек по продаже пива в супермаркетах.

«Лаборатория живого пива» зарегистрирована в 2010 году в Челябинске. По данным «Контур.Фокуса», собственниками являются Георгий Качалов, Алексей Байгушев, Дмитрий Ежиков (все — по 30%) и Илья Ройтенберг — 10%. За 2021 год выручка выросла на 11% — до 7,6 миллиона, чистый убыток — 3,2 миллиона рублей.

Уже через месяц завод вышел на полный объем производства, а по пятницам за пивом даже выстраивались очереди. Также на предприятии запустили «Лабораторию авторского пива». Это микропивоварня, которая разрабатывает новые сорта и экспериментирует с ингредиентами.

Совладельцу «Лаборатории живого пива» Дмитрию Ежикову также принадлежат компании «Пивоварский дом» (управление недвижимостью) и «Строймашсервис» (оптовая торговля автодеталями). Судя по финансовой отчетности, автобизнес — дело более выгодное. За 2021 год «Строймашсервис» принес выручку в 167,9 миллиона и чистую прибыль в 15,9 миллиона рублей.

Илья Ройтенберг променял банковскую сферу на пиво

В свое время Илья Ройтенберг год проработал управляющим у известного челябинского пивовара Андрея Кристелли (старейшая городская пивоварня обанкротилась в 2021 году, а в январе 2023-го имущество «Криста» продали с молотка). Потом Ройтенберг занимался пивоваренным оборудованием в Москве. В Челябинск вернулся по приглашению друзей — строить и развивать новый пивзавод.

В 2015 году руководитель «Лаборатории живого пива», председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг организовал фестиваль народных напитков. В нем участвовало два десятка местных пивоварен, производители кваса, медовухи, сидра, настоя шиповника и других напитков, традиционно изготавливаемых в России. До пандемии прошло четыре таких фестиваля, их посетили несколько тысяч человек. А Илья Ройтенберг получил звание «Человек года» — за самое яркое событие в сфере внутреннего туризма.

В конце 2020 года, в самый разгар коронавирусных ограничений для общепита, владельцы «Лаборатории живого пива» открыли пивной ресторан на Кировке. Заведение разместилось в здании бывшей «Молодежной моды» — на месте ресторана Asado.

Klosterwerk

Частная пивоварня заработала в Челябинске в 2018 году, затем стали открывать фирменные точки для реализации продукции. Сейчас в городе открыто 7 магазинов, еще один — в Малиновке.

Местные пивовары взяли курс на немецкие стандарты

Klosterwerk (в переводе с немецкого — монастырский завод, в средние века пиво варили при монастырях. — Прим. ред.) позиционируется как немецкая пивоварня, где продукт варится по баварским технологиям. Производство и сеть развиваются как семейный бизнес.

Компания «Продвижение» (юрлицо пивоварни) образовано в феврале 2018 года. Принадлежит Александру и Анастасии Путилиным — по 50%. По данным сервиса «Контур.Фокус», за 2021 год выручка выросла до 472 тысяч, убыток — 949 тысяч рублей.

— Во время очередного путешествия нам удалось посетить немецкий ресторан и отведать пенное наивысшего качества, которое очень сильно отличалось от того, что мы пробовали на родине. Тогда-то и возникла идея создания пивоварни, где люди смогут ощутить вкус натурального пива, сорта которого проверены временем, не выезжая за пределы родного Челябинска, — объяснил причины интереса к этому бизнесу основатель пивоварни Александр Путилин.

Кроме пивоварения, предприниматель занимается техобслуживанием и ремонтом автотранспортных средств. Эту деятельность он ведет в качестве ИП, а сведения о выручке и прибыли в официальных источниках не публикуются.

Beerfest

Пивоварня в Копейске работает с июня 2014 года. Свою продукцию она реализует в 5 челябинских магазинах, а также в Копейске и Магнитогорске. Оборудование смонтировали в здании бывшего Дома быта. Позже при пивоварне открыли паб под одноименным брендом.

Компания «Праздник пива» создана в 2014 году в Копейске, занимается производством пива. По данным «Контур.Фокуса», владельцами являются Константин Шахтанов — 85% и Юрий Сдвижков — 15%. За 2021 год выручка выросла на 18% — до 4,8 миллиона, чистая прибыль составила 273 тысячи рублей.

— Для всех наших сотрудников пивоварение — это не просто специализация, но глубокий личный интерес, — говорится на сайте компании. — Такой подход позволяет нам воплотить в Челябинске дух настоящего германского паба, но не без фирменных «русских» ноток.

Копейская пивоварня раскинула сети в Челябинске

Ранее у Константина Шахтанова были еще две компании — в сфере автоторговли и рекламного бизнеса. Но они давно ликвидированы.

«Пивландия»

В этой сети — 14 магазинов, из них 11 работают в Челябинске. Владельцем «Пивландии» является челябинский предприниматель Евгений Коцаренко. В торговле продуктами и напитками он давно — с 2007 года.

Владельцы этой сети зарабатывают не только на пиве

Также Евгению Коцаренко принадлежит 25% ООО «Челпи». Партнеры по этому бизнесу — Сергей Циулин (51%) и Сергей Акимов (24%). Предприятие зарегистрировано в 2006 году в Еманжелинске — на промплощадке Восточная, в январе прошлого года сменило прописку на челябинскую. По данным «Контур.Фокуса», за 2021 год выручка «Челпи» выросла на 189% — до 827,2 миллиона, чистая прибыль составила 30,1 миллиона рублей.

В октябре 2016 года «Челпи» получило лицензию на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции. Предприятие производит косметические средства для ухода за кожей: тоники для рук «Стопсептик», «Чистый Альфа», средство для ванн «Зверобой» (все — крепостью 75%), тоники «Бабушкины рецепты» (крепость 60%).

«Урал-пиво»

В Челябинске работают несколько крупных — по числу торговых точек — сетей, которые можно назвать темными лошадками. Слишком мало о них информации в медийном пространстве. Сайтов нет, соцсети используются в основном для розыгрышей. А магазины представляют собой типичный пивомаркет у дома.

В спальных районах магазины открывают на первых этажах

Так, сеть магазинов разливных напитков «Урал-пиво» насчитывает 23 точки, из них 18 — в Челябинске. Магазины оформлены на индивидуального предпринимателя Алифтину Меньшенину.

BeerFish

Первый магазин этой сети открылся в 2017 году. Сейчас количество точек увеличилось до 18 магазинов, из них в Челябинске действует 16.

Круглосуточные магазины в народе называют разливайками

Сеть принадлежит двум местным предпринимателям. По словам одного из совладельцев Дмитрия Лыкосова, ранее у них была продуктовая точка. Но потом сделали выбор в пользу магазинов разливных напитков.

«Пивнушка»

С 2011 года в Челябинске начали открывать магазины этой сети. Сейчас здесь 15 точек. Судя по официальным документам, магазины тоже оформлены на разных предпринимателей — Ивана Букреева и Данилу Подкорытова.

Под одним брендом могут работать точки, принадлежащие разным владельцам

Как и многие магазины разливных напитков, «Пивнушка» торгует сопутствующей продукцией, а также разбавляет ассортимент непродовольственными товарами. Порой это выходит боком предпринимателям.

Так, в прошлом году американская компания «МГА Интертейтмент, Инк.» подала иск к Ивану Букрееву о взыскании задолженности в 30 тысяч рублей. Виной всему продажа в «Пивнушке» одной игрушки — контрафактного товара — и нарушение исключительных прав на произведения изобразительного искусства — рисунок персонажей Lil Vacay Babay («Маленькая малышка в отпуске») и Lil Precious («Маленькая драгоценность»). Кстати, под раздачу попал не только владелец «Пивнушки», но и еще 25 предпринимателей в Челябинской области.

Иван Букреев также является директором и совладельцем (25%) компании «ПИКС». Она создана в 2011 году, занимается розничной торговлей пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах. В этом бизнесе у Ивана Букреева еще три партнера — Константин Волосарь, Сергей Чистяков и Павел Яковлев.

«Хмельной»

По количеству магазинов «Хмельной» конкурирует с двумя вышеназванными сетями. В Челябинске действует 14 магазинов, еще один — в Кременкуле. Торговые точки оформлены на индивидуального предпринимателя Кирилла Гришина.

Когда ФАС запретила писать про пиво...

Пивка для рывка

В Челябинске пивная розница стремительно развивается последние 10–15 лет. Улицы пестрят вывесками, которые на все лады обыгрывают пенную тему. Даже постоянное ужесточение законов о рекламе этому не помеха. Как правило, всплеск пивного ритейла приходится на начало летнего сезона. По словам риелторов в сфере коммерческой недвижимости, в июне каждый второй звонок по аренде небольших точек касается открытия магазинов разливного пива.

Всё дело — в низком пороге входа. Если говорить только о пивном ритейле (без запуска собственной пивоварни), то несколько лет назад начинали со 100–150 тысяч рублей, сейчас — с четверти миллиона. Запустить точку по продаже пива можно за месяц-полтора, выйти на окупаемость — через год, сообщили на условиях анонимности в одной из местных сетей.

— Пивные магазины действительно оказались одними из самых востребованных и растущих продовольственных категорий в нашей стране. Что им позволило так активно развиваться? Во-первых, отсутствие культуры потребления алкогольных напитков в нашей стране. Умение потреблять вино так и не пришло в нашу жизнь, а с крепким алкоголем государство активно борется, повышая акцизные сборы. В итоге люди повернулись в сторону пива, этот напиток и по цене относительно доступен, — отметил гендиректор INFOLine Иван Федяков. — Во-вторых, особенности формата — магазины можно открывать на площади до 100 кв. м. Таких помещений в России много, и с уходом офлайн-ритейла (одежного, компьютерной техники, электроники, сотовых операторов) на улицах городов высвободилось большое количество торговых помещений. Их предложили по более выгодным арендным ставкам.

Низкий порог входа привлекает в пивную розницу всё новых и новых предпринимателей

Развитие этого сегмента рынка останавливает лишь низкая платежеспособность населения. Неслучайно даже здесь появились а-ля дискаунтеры в сфере продажи пива, которые откровенно демпингуют, добавил эксперт.

— Очевидно, что низкая цена во многом связана со снижением качества продукции, но потребитель голосует рублем и уходит в доступные заведения в ущерб качеству и другим потребительским свойствам, — указал Иван Федяков.

Впрочем, и сами игроки, и эксперты называют рынок продажи пива обманчиво легким бизнесом. С 2013 года пиво, а также напитки на его основе (сидр, пуаре, медовуха) относятся к алкогольной продукции. С каждым годом усложняется документооборот — ЕГАИС, онлайн-кассы, счетчики, лицензирование, маркировка и так далее. Это всё дополнительные расходы, которые приходится закладывать в себестоимость. Но ложатся они прежде всего на плечи пивоваров. Поэтому производители настаивают на том, что надо разделять магазины у дома, которые называют разливайками, и точки продаж пивоварен.

— Мы с ними не можем конкурировать, потому что у нас другой продукт, качество, цена и другой покупатель. Вообще Челябинск всегда был пивным городом, тогда как в соседнем Екатеринбурге предпочитали крепкий алкоголь. В нашем регионе действовало много пивоварен, а магазины старались удивить публику новыми привозными сортами. До так называемой крафтовой революции мы были вторыми по количеству пивоварен в стране после Питера. А пивовары конкурируют между собой именно в качестве, — отметил председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг. — Однако в последние годы мы видим, как идет война с пивом. Для крупных концернов и для мини-пивоварен действуют одни и те же правила, а цена ошибки измеряется сотнями тысяч рублей. Смотрите, у нас в области уже больше названий осталось, чем пивоварен — сокращаются, перепродаются, закрываются, разоряются, избавляются от оборудования.

Пивовары просят не путать их с разливайками

Глава Союза пивоваров Южного Урала признался, что с 2014 года всех, кто приходит за советом, отговаривает от открытия пивоварен.

— Многие не верят, мол, ты же работаешь, варишь и продаешь. Но на самом деле условия работы кардинально изменились, — объяснил Илья Ройтенберг. — Одно дело, когда ты успел закрепиться и встать на ноги до всех экономических кризисов. До того, как нас начали расстреливать на всех углах, придумывая бесконечные ужесточающие законы. И совсем другое — теперь. Прошлый год стал хорошим уроком.

Сейчас пивной ритейл во многом повторяет путь развития алкомаркетов. Все крупные специализированные сети, торгующие крепким алкоголем, — родом из регионов (Челябинск, Нижний Новгород, Краснодар). Розничные продавцы разливного пива также активно развиваются в республиках, краях и областях, а потом начинают экспансию по стране.

В первой половине 2010-х годов одним из крупнейших налогоплательщиков Челябинска была пивоваренная компания «Балтика». В 2012-м она заплатила в бюджеты всех уровней 4,68 миллиарда рублей, в 2013-м — 4,25 миллиарда. В 2014 году производство сокращалось, и налоговые выплаты челябинского филиала «Балтики» упали до 3,4 миллиарда.

Пивзавод «Балтики» в Челябинске, построенный в 1970 году, приостановил работу еще в сентябре 2014 года. В январе 2015-го компания объявила о грядущем закрытии челябинского филиала, 30 апреля он официально прекратил работу. «Балтика» закрыла тогда два из 10 пивзаводов в России — в Челябинске и Красноярске. На промплощадке бывшего пивзавода действовал региональный склад «Балтики», но весной 2019 года компания объявила о его продаже. В октябре того же года бывший пивзавод продали за 300 миллионов рублей.

В 2018 году окончательно закрылся ресторан «Частная пивоварня Спиридонова» (позже — «Ресторанный дом Спиридонова»). Тогда же начали сокращать магазины «Первый кеговый». Сеть, известная агрессивной рекламой, окончательно ушла с рынка. Юрлица, которые управляли «Первым кеговым», а также ее владелец Сергей Пьянков, признаны банкротами. Магазины и оборудование еще в прошлом году выставили на продажу.

Ранее мы рассказывали, кому принадлежат алкомаркеты в Челябинске.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления