В Челябинск зашла новая сеть косметики, парфюмерии и бытовой химии «Подружка». В середине июня федеральный ритейлер запустил два магазина — на Северо-Западе и в центре города. «Подружка» принадлежит владельцам крупнейшей российской парфюмерной сети «Л'Этуаль», но работает в низком ценовом сегменте. Разбираем с экспертами, чем интересен новый игрок, как экспансия ритейлера повлияет на региональный рынок средств для красоты и что теперь пользуется спросом у потребителей.
Экспансия на Урал
Первые магазины заработали в Челябинске без лишнего шума. Чуть больше недели назад распахнула двери «Подружка» в ТК «Елки», а в минувшую субботу открылся магазин в самом центре Челябинска — на площади Революции, в здании бывшего «Центрального гастронома».
Сеть занимает небольшие помещения — от 150 до 250 квадратных метров, работает в формате дрогери, то есть предлагает экономичные непродовольственные товары повседневного спроса. В ассортименте представлена косметика, парфюмерия, товары для гигиены, бытовая химия — всего более 20 тысяч наименований. Изначально сеть позиционировала себя в качестве магазинов «только для женщин». Сейчас основная аудитория «Подружки» помолодела, это представительницы женского пола от 15 до 35 лет. Неслучайно акцент в интерьере магазинов сделан на яркие цвета.
Первые покупатели отметили, что основная часть товаров в новых магазинах — косметика, а не бытовая химия, как, например, в «Магнит Косметик». Продукцию везут из Кореи, Китая, Израиля, Белоруссии и, конечно, довольно много отечественных брендов.
— По первым ощущениям, цены в «Подружке» средние. По сравнению с «Золотым яблоком» здесь подешевле. Но сравнивать трудно, мало привычных брендов. Если брать «Магнит», то в «Подружке», наверное, немного дороже, — поделилась первыми впечатлениями одна из покупательниц.
«Подружка» — сеть магазинов косметики, средств по уходу за собой, аксессуаров, бижутерии, бытовой химии. Развитием занимается компания «Табер Трейд». Основал компанию бизнесмен Дмитрий Тамурка, сейчас владельцем является компания «Алькор и Ко». Она же собственник крупнейшей в России парфюмерной розничной сети «Л'Этуаль». По данным «Контур.Фокус», за 2022 год выручка «Табер Трейд» выросла на 13% — до 17,1 миллиарда рублей, чистая прибыль увеличилась на 8% и составила 455,5 миллиона рублей.
74.RU попросил представителей сети «Подружка» озвучить дальнейшие планы по развитию в Челябинске. В компании подтвердили интерес к столице Южного Урала, попросили отправить запрос и пообещали ответить в течение 10 дней.
Впрочем, судя по тому, как сеть активно набирает персонал — требуются продавец-кассир (утренний / вечерний), старший продавец-кассир / администратор, товаровед / кладовщик и продавец-кассир — двумя магазинами она точно не ограничится. По данным 74.RU, следующий магазин откроется на проспекте Героя России Родионова, 11.
Как «Л'Этуаль» породнилась с «Подружкой»
Первый магазин сети «Подружка» открылся в Москве в 2005 году, долгое время компания не выходила за пределы области. В 2013 году запустила точку в Санкт-Петербурге, с тех пор началась экспансия в регионы. Сейчас в России работает более 300 магазинов в 55 городах.
В начале 2023 года представители сети заявляли о планах открыть еще до 200 магазинов в городах с населением от 100 тысяч человек. В начале лета заработали магазины в Екатеринбурге, планируется открытие сети в Перми, Уфе, Тюмени и других городах.
Современный формат парфюмерно-косметического ритейла сформировался в России в начале 2000-х. Одним из первопроходцев была сеть «Л’Этуаль», сделавшая ставку на товары класса «люкс» и «суперлюкс» — популярные мировые бренды.
Компания «Алькор и Ко» создана в 1992 году. Основная доля (почти 100%) принадлежит кипрской компании «Лету Холдингс Лимитед», по 0,1% владеют предприниматели Татьяна Володина (гендиректор), Владимир Семенда и Алексей Кокарев. За 2022 год выручка «Алькор и Ко» составила 80,5 миллиарда рублей, чистая прибыль — 3,6 миллиарда рублей. В сети «Л’Этуаль» — более 1000 магазинов.
В январе 2020 года владелец сети «Л'Этуаль» приобрел 90-процентную долю ООО «Табер трейд». А в июле 2022-го компания «Алькор и Ко» выкупила оставшуюся десятую долю у основателя компании и бывшего директора.
— Завершение сделки по приобретению «Подружки» является стратегически важным шагом и для «Л’Этуаль», и для «Подружки». Максимальная синергия двух успешных парфюмерно-косметических компаний позволит нам усилить бизнес обеих компаний совершенно во всех направлениях, — заявила тогда генеральный директор «Л’Этуаль» Татьяна Володина (цитата по Forbes.ru).
«Спрос смещается в низкий ценовой сегмент»
Приход таких компаний, как федеральная сеть дрогери (формат «Подружки». — Прим. ред.) всегда отражается на региональном рынке, но это во многом зависит от скорости развития сети в регионе, отметили эксперты.
— Два магазина сильно рынок не изменят. Но в целом дрогери сейчас растут неплохо. Думаю, у них есть перспективы развития, особенно в текущей ситуации, когда спрос смещается в более низкий ценовой сегмент, — отметила руководитель направления «Ритейл», партнер агентства M.A.Research Анна Синявская. — Также растут онлайн-продажи. Сейчас основные конкуренты любой сети — маркетплейсы, где постоянно увеличивается доля продаж товаров для красоты и здоровья.
Заход нового ритейлера оставляет город-миллионник и Челябинскую область перспективными для дальнейшего развития, отметили в сети магазинов «Улыбка радуги». Ритейлер также работает в формате дрогери, предлагая покупателям качественные товары по уходу за собой и домом по демократичным ценам. Сейчас в регионе работает 17 магазинов «Улыбка радуги», в ближайшие два года планируется открыть более 20 магазинов.
Рынок товаров для красоты очень сильно изменился после ухода иностранных брендов. По данным Росстата, его объем в 2022 году превысил 1,3 триллиона рублей, но сократился на 3,2% в сопоставимых ценах.
— Официально у нас из страны, начиная с марта прошлого года, ушло более 40 компаний-производителей. Что-то ввозится по параллельному импорту, но в целом ассортимент импортных товаров из ЕС и США сократился. Ритейлеры оперативно восполнили его за счет российских товаров из дружественных стран и отечественных товаров, а также нарастили ассортимент товаров под собственными торговыми марками (СТМ). Увеличился объем поставок из дружественных стран — Турция, Иран, Китай, — рассказала Анна Синявская.
На полках появилось много новых российских брендов. В основном это продукты российских производителей, включая нишевые, СТМ ритейлеров. По словам экспертов, в крупных парфюмерно-косметических сетях доля российских марок выросла как минимум вдвое. Сейчас насчитывается до 20–30% отечественных товаров — в зависимости от формата сети.
Конечно, российские марки появились гораздо раньше, но интереса у сетей они не вызывали, продавались в основном через интернет-магазины и маркетплейсы. А когда в прошлом году ритейлерам пришлось срочно замещать ассортимент, выпавший из-за ухода иностранных игроков, они начали активнее сотрудничать с российскими брендами. Правда, сырье, из которого делается отечественная продукция, зачастую импортное, как и упаковка. Так что сказать, что это импортозамещение в полном объеме, пока нельзя, добавили эксперты.
— Покупатели стали выбирать доступные по цене средства, аналогичные ушедшим с рынка аналогам или стоимость которых увеличилась в несколько раз. Эта тенденция позволяет нам прогнозировать развитие спроса на товары нашей сети. Кроме этого, тренды 2023 года в ритейле демонстрируют реалистичность наших прогнозов. Так, доля эксклюзивных торговых марок в различных категориях товаров за последние три года достигла 80%. Их производят либо на территории России, либо в странах с надежными логистическими цепочками, — отметили изменения в потребительском поведении в пресс-службе «Улыбки радуги». — По опросам, косметика, парфюмерия, средства гигиены и прочие непродовольственные товары — то, от чего покупатели не готовы отказываться в ближайшее время. Поэтому мы ожидаем активное развитие бьюти-сферы.
Сильнее всего пострадал премиальный сегмент косметики и парфюмерии, поскольку замены иностранным игрокам среди отечественных брендов или импортных из других стран пока нет.
— Здесь ассортимент сократился на 30–50%, очень пострадала парфюмерия, где традиционно у российских производителей были слабые позиции. Проблема с премиум-сегментом еще и в том, что целевая аудитория привыкла к определенным брендам и не готова быстро их менять. Поэтому сейчас растет рынок С2С (продажи через классифайды, рост числа частных продавцов, привозящих товары под заказ и прочее), — объяснила руководитель направления «Ритейл», партнер агентства M.A.Research Анна Синявская.
В этом году темпы прироста парфюмерно-косметического ритейла в стоимостном выражении будут на уровне 8–9% без учета инфляции, спрогнозировали аналитики M.A.Research. Причем драйверами роста будет российская продукция и дальнейшее увеличение доли онлайн-продаж. В натуральном выражении продажи парфюмерии и косметики вырастут на 3–4%, приблизившись к показателям 2021 года. Возможен дальнейший рост цен, связанный с увеличением цен на сырье и изменением маршрутов поставок из-за вторичных санкций, резюмировала Анна Синявская.
Прошлой весной на фоне спецоперации на Украине об уходе из России заговорили иностранные производители мировых брендов — Chanel, Dior, Dolce&Gabbana, Gucci и другие. Мы разбирались, что из косметики останется в магазинах.
В 2021 году федеральная сеть парфюмерии «Л’Этуаль» закрыла два бутика в Челябинске, отделы остались только в ТРК.
Еще одна крупная федеральная сеть «Иль де Ботэ» ушла из Челябинска три года назад.