Семь месяцев назад крупнейший российский производитель ферросплавов — Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК) — национализировали, он официально перешел в собственность государства. С 13 марта промышленным предприятием управляет Росимущество. Но всем ясно, что это временно. Схема передачи активов «Ростеху» и дальнейшей продажи «наиболее эффективному инвестору» уже озвучивалась. А кадровые перестановки последних месяцев говорят о том, что на ЧЭМК заходит промышленный холдинг со свердловскими корнями. Разбираем, кто рулит первым в регионе национализированным заводом, который забрали у миллиардера из списка Forbes, и почему вместо обещанного переноса ЧЭМК строит новые мощности.
А была ли уголовка?
Крупнейший российский производитель ферросплавов — промышленная группа ЧЭМК — объединяет предприятия в Челябинской, Свердловской и Кемеровской областях. Ранее ЧЭМК, Серовский завод ферросплавов, «Кузнецкие ферросплавы», Катав-Ивановский литейный завод и «Метагломерат» входили в «Урало-Сибирскую металлургическую компанию» (УСМК). Она была основной структурой империи известных челябинских бизнесменов Юрия Антипова и Александра Аристова. В 2020-м после раздела активов металлургические заводы отошли Юрию Антипову. УСМК прекратила деятельность в июне 2023-го, присоединившись к АО «Компания Эталон» (через нее семья Антиповых владела ферросплавными заводами. — Прим. ред.).
Юрий Антипов стал первым в Челябинской области бизнесменом, чьи активы были национализированы. Произошло это стремительно — меньше, чем за месяц. В начале февраля Генпрокуратура РФ заявила о незаконности проведенной в 1990-е годы приватизации ЧЭМК. А уже 26 февраля Арбитражный суд Свердловской области изъял акции ЧЭМК и еще двух заводов в пользу государства.
В тот же день экс-владельца ферросплавных предприятий Юрия Антипова доставили в полицию. Официально ведомство не комментировало происходящее. А в СМИ гуляли разные версии — от беседы до задержания. По сообщению «Интерфакса», Антипова допросили в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве. Но задерживать не стали, отпустили под подписку о невыезде.
А было ли уголовное дело на самом деле и что с ним сейчас, поинтересовались мы в Главном Управлении МВД по Челябинской области. В официальном запросе наша редакция подробно перечислила вопросы:
Когда, кем и по каким основаниям возбуждено уголовное дело о мошенничестве, по которому допрашивали Юрия Антипова? Кому и какой ущерб причинен? Кто потерпевший по делу?
В каком статусе Юрий Антипов проходит по этому делу?
Какая мера пресечения избрана в отношении Антипова? Действительно ли с него взяли подписку о невыезде?
Где сейчас находится экс-владелец ЧЭМК Юрий Антипов? Известно ли правоохранительным органам его местонахождение?
Какие следственные действия проведены по делу о мошенничестве, в рамках которого допрашивали Юрия Антипова?
В ГУ МВД РФ по Челябинской области подтвердили наличие уголовного дела.
— 22 февраля 2024 года в следственной части Главного следственного управления ГУ МВД возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ, в отношении неустановленных лиц, — сообщили в пресс-службе регионального полицейского главка.
Но в детали вдаваться не стали, подчеркнув, что в соответствии со статьей 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ данные предварительного следствия не подлежат разглашению. Местонахождение Юрия Антипова, его статус по делу полиция комментировать не стала. Поговаривают, что он уже давно за границей.
Между тем семья Антиповых не оставляет попыток вернуть свои активы — обжалует судебные решения, пытается приостановить производство, оспаривает постановления судебных приставов. По делу о неосновательном обогащении на 105 миллиардов рублей приставы планируют забрать у экс-владельца ЧЭМК 30 гектаров земли и особняк.
Почему не сразу сменили главу ЧЭМК
Интересно, что гендиректор Павел Ходоровский, более 20 лет руководивший ЧЭМК, после смены собственника комбината остался на своем посту. Эксперты связывали это, с одной стороны, с необходимостью держать на плаву предприятие, внезапно ставшее государственным. А с другой стороны, с тем, что в качестве партнера «Ростеха» — стратегического инвестора ЧЭМК — власти рассматривали Трубную металлургическую компанию (ТМК), бенефициаром которой в недавнем прошлом был уральский бизнесмен Дмитрий Пумпянский.
Действительно, ТМК и ЧЭМК многое связывает. Весной 2021 года уральские металлурги учредили совместный бизнес. «Русская Нержавеющая Компания» должна была построить завод, выпускающий плоский прокат из нержавеющей стали. Предприятие планировали разместить в Волгоградской области — на территории Волжского трубного завода (входит в состав ТМК). Но осенью 2022 года ЧЭМК вышел из проекта, продав свою долю Группе «Синара». А в декабре 2023 года новым партнером ТМК стала горно-металлургическая компания «Норникель».
Еще один момент, иллюстрирующий давние связи топ-менеджеров ТМК и ЧЭМК: бывший гендиректор ЧЭМК Павел Ходоровский и президент Группы «Синара» Михаил Ходоровский — родные братья.
Вполне вероятно, что Павел Ходоровский до сих пор работал бы на ЧЭМК, если бы не громкое задержание по подозрению в интимной связи с несовершеннолетними. 72-летнему топ-менеджеру предъявили обвинение по нескольким статьям Уголовного кодекса, он арестован и находится в следственном изоляторе.
Между тем вскоре после перехода ЧЭМК в госсобственность, в структуре управления комбинатом появились некие советники. Они должны были выявить потребности и возможности комбината.
— Сейчас наше предприятие переживает переходный период. Ведется огромная работа в сфере бюджетирования. Нам поставлена задача научиться работать в рамках государственных нормативных актов, — объяснила заместитель гендиректора ЧЭМК Ирина Мерзлякова, чьи слова приводятся в заводской газете «Электросплав».
Сейчас в штатном расписании советников нет — это была временная мера, добавили в пресс-службе ЧЭМК.
От пиарщика до директора
За последние пару месяцев на ключевые посты в руководстве ЧЭМК назначено несколько человек, ранее работавших в структурах, связанных с Трубной металлургической компанией (ТМК) и Группой «Синара».
Речь идет прежде всего об Анатолии Бровко. После национализации он сначала поработал заместителем гендиректора АО «ЧЭМК». А после задержания Ходоровского, распоряжением Росимущества от 7 августа назначен гендиректором предприятия на пять лет, 12 августа представлен коллективу в новом качестве. В сообщении о назначении руководителя ЧЭМК указано, что Бровко имеет богатый опыт управления российскими металлургическими предприятиями и большой стаж государственного управления, в частности был губернатором Волгоградской области. Бровко считается человеком промышленника Дмитрия Пумпянского.
Анатолий Бровко родился в 1966 году на Украине. Окончил Донецкий политехнический техникум, Государственную академию управления в Москве. Работал экономистом ПКФ «Комета», главным бухгалтером АО «Русские нефтепродукты», замдиректора по экономике и финансам Кузнецкого металлургического комбината. С 2000 по 2002 год возглавлял Волжский трубный завод, затем был гендиректором Таганрогского металлургического завода, замгендиректора по управлению Трубной металлургической компании. В 2006–2009 годах работал в администрации Волгоградской области — замглавы региона по инвестициям и торговле, замглавы по предпринимательству, промышленности и торговле. С декабря 2009-го по январь 2012-го — губернатор Волгоградской области.
Волжский трубный завод и Таганрогский металлургический завод входят в состав Трубной металлургической компании (ТМК). Ее основал бизнесмен из Екатеринбурга Дмитрий Пумпянский, и долгое время он был председателем совета директоров. Ранее Пумпянский также значился владельцем Группы «Синара» (транспортное машиностроение, финансовые услуги и девелопмент). Но после начала СВО, в марте 2022-го, попавший под санкции бизнесмен вышел из совета директоров обоих холдингов.
После того как Ходоровского задержали и ЧЭМК возглавил Бровко, последовали активные кадровые изменения. Так, заместителем гендиректора ЧЭМК по финансам и экономике стала Ольга Прошкина, ранее она работала на аналогичной должности на Синарском трубном заводе.
Первым заместителем гендиректора ЧЭМК назначен Серик Шайханов. В его послужном списке — должности заместителя гендиректора по правовой работе и директора по корпоративному управлению, сделкам M&A и непрофильным активам АО «Синара — Транспортные Машины».
В начале августа к работе на ЧЭМК приступил бывший директор по общественным связям и коммуникациям в Группе «Синара» и ТМК Илья Житомирский. В структурах ТМК и «Синары» он трудился с 2010 по 2015 год и с 2020 по 2024 год. Теперь Илья Житомирский отвечает за PR и GR группы ЧЭМК.
Впрочем, бизнес-интересы структур, связанных с Дмитрием Пумпянским, давно прорастают корнями в Челябинске. В марте 2021 года ТМК купила 86,54% акций ЧТПЗ у Андрея Комарова, сделку оценили в 84,2 миллиарда рублей. В апреле АО «Группа Синара» выиграла миллиардный контракт на поставку 30 новых трамваев в Челябинск. А в октябре того же года региональные власти подписали концессионное соглашение с компанией «Синара — Городские Транспортные Решения Челябинск» о развитии троллейбусной инфраструктуры стоимостью 10,2 миллиарда рублей.
В декабре 2022 года Трубная металлургическая компания купила еще один завод в Челябинске — ЧЗМК. Правда, ранее основным акционером предприятия была Группа «Синара». Так что это своего рода внутрикорпоративная сделка.
В 2023 году начал работу Челябинский завод городского электрического транспорта. В сентябре 2024-го запустили новое депо для обслуживания троллейбусов местной сборки.
Кстати, Дмитрий Пумпянский возглавляет Свердловский Союз промышленников и предпринимателей. В прошлом году он впервые выступил на заседании «клуба олигархов» Челябинской области. А два региональных Союза промышленников и предпринимателей подписали соглашение о сотрудничестве.
Вопросы без ответов
С новым гендиректором Анатолием Бровко мы хотели поговорить о том, как строятся отношения госкорпорации «Ростех» и ЧЭМК, насколько комбинат заинтересован в сотрудничестве с ТМК, возможно ли вхождение ТМК в состав инвесторов ЧЭМК наряду с «Ростехом» и рассматривается ли такой вариант. И, конечно, просили объяснить, кто и когда перенесет ЧЭМК за пределы города, как поручил президент Владимир Путин.
АО «ЧЭМК» зарегистрировано в Челябинске в декабре 1992 года. Занимается производством ферросплавов. Уставный капитал — 11,9 миллиарда рублей. По данным ЕГРЮЛ, компания принадлежит Российской Федерации (с 13 марта 2024 года), права учредителя осуществляет Росимущество. Гендиректор — Анатолий Бровко. За 2023 год выручка АО «ЧЭМК» снизилась на 16% — до 82 миллиардов рублей, а вместо прибыли предприятие получило убыток на 519 миллионов рублей.
Все эти вопросы фигурировали в официальном запросе 74.RU. В пресс-службе ЧЭМК сообщили, что изучили их со всех сторон, но ответить не смогут.
— К сожалению, практически все они [вопросы] должны быть адресованы Росимуществу как собственнику. Мы — предприятие, в настоящий момент управляемое государством в лице Росимущества. Поэтому все стратегические вопросы к ним, — объяснили в пресс-службе ЧЭМК.
В Росимуществе поначалу бодро взяли запрос в работу. Но спустя две недели выяснилось, что ответа можно не ждать.
— Данную тему не комментируем, — ограничились коротким отказом в пресс-службе Росимущества.
В чем причины подобной секретности, непонятно. Казалось бы, ЧЭМК не относится к оборонке (по крайней мере, напрямую). Кроме того, теперь это государственное предприятие. А Росимущество, будучи федеральной структурой, по статье 40 Закона РФ «О средствах массовой информации» обязано предоставлять информацию о деятельности государственных органов и их должностных лиц в семидневный срок.
А что с переносом комбината?
Во время февральского визита в Челябинск Владимир Путин поручил перенести вредное производство Челябинского электрометаллургического комбината за пределы города. Это известие порадовало многих горожан, но в то же время поразило слишком оптимистичными сроками. В канун Дня защитника Отечества губернатор Алексей Текслер сообщил, что электродное производство ЧЭМК полностью остановят к 1 марта, а следующим шагом будет перенос ферросплавного производства.
Информацию о закрытии электродных цехов разместили на официальном сайте ЧЭМК, но ее быстро удалили (текст можно найти в сохранившихся веб-архивах. — Прим. ред.).
О том, что есть некие заинтересованные инвесторы, за счет которых экологически вредное производство ЧЭМК перенесут за пределы города, в мае упомянул глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Но конкретных имен или названий компаний не привел.
В июне прозвучал новый срок — семь лет. Именно столько, по словам Алексея Текслера, займет процесс переноса производства ЧЭМК за черту города. Правда, пока инвестора нет, так что финансировать исполнение поручения президента некому.
Тем временем все цеха ЧЭМК, включая электродный, продолжают работать. И даже наращивают выпуск продукции. В июне представители комбината отчитались о запуске новой плавильной печи в ферросплавном цехе № 7. Правда, Павел Ходоровский, будучи гендиректором, говорил об этом еще в прошлом декабре: «Реконструкция плавильных печей в седьмом цехе предприятия позволила повысить качество выпускаемых ферросплавов, улучшить технологические показатели работы и, что очень важно, учесть все вопросы, связанные с экологией». Разные это печи или одни и те же, со стороны судить трудно.
В июле комбинат сообщил о модернизации участка шлакопереработки и ремонте в трех цехах, в августе — о модернизации газоочистных комплексов основных цехов.
А на прошлой неделе на комбинате заявили о проектировании плавильной печи в ферросплавном цехе № 7.
— Планируется, что новая печь № 48 по своим техническим характеристикам будет превосходить имеющиеся на производстве силикомарганца остальные печи цеха, — похвастались в пресс-службе ЧЭМК.
В общем, какие там переносы, не до них капитанам ферросплавных отвалов, чиновникам и потенциальным инвесторам.
Символично, что сразу несколько экономистов отказались обсуждать вынос ЧЭМК или его вредной части. Назвали эту тему такой же вечной песней, как строительство метро.
— Пока идет закулисная торговля. Всё это напоминает мутную воду, в которой легко ловить рыбку. Остается наблюдать, к какому берегу всё это прибьет — к «Ростеху», ТМК или еще к чьему-то. Только тогда можно будет рассуждать, кто был конечным интересантом всей этой игры с ЧЭМК, — отметил экономист и финансовый аналитик Виталий Калугин. — Не исключаю, что Пумпянского как хорошего управленца просто попросили пока подержать актив в руках. Надо же как-то управлять предприятием, причем непрерывного производственного цикла. А хороших топ-менеджеров в регионе трудно найти.
Пока еще рано судить, надо подождать года два, добавил эксперт.
— Тогда и узнаем, кому, в конце концов, передадут актив, упакованный в красивую обёрточку, — резюмировал Виталий Калугин.
Как думаете, перенесут ЧЭМК за пределы Челябинска?
Всё о судьбе ЧЭМК и «Арианта» — в специальном разделе 74.RU.