Челябинский бизнесмен, руководитель ГК «Авуар» и председатель комитета по налогам регионального Союза промышленников и предпринимателей Алексей Овакимян стал гостем прямого эфира в инстаграме 74.RU. Финансист рассказал, чего боятся предприниматели в период коронакризиса, оценил господдержку для бизнеса и посоветовал, как минимизировать ущерб попавшим в жернова пандемии. Для тех, кто пропустил прямой эфир или ему некогда было смотреть, мы выделили главные тезисы из часового разговора с бизнесменом.
О льготах по налогам и взносам
Для малого и среднего бизнеса наиболее ощутимая поддержка — уменьшение ставки по страховым взносам с 30 до 15%. Тем более что это решение принято с 1 апреля и навсегда, с 2021 года эту поправку внесут в Налоговый кодекс. Если взять среднюю зарплату по Челябинской области — 36,5 тысячи рублей, — то страховые взносы составляли по-старому 10 800 рублей, по-новому — 7200 рублей. То есть работодатель будет платить меньше примерно на 3600 рублей, или на 34% снизится нагрузка на фонд оплаты труда. И чем больше работников, чем выше у них зарплата, тем больше экономии. Это хорошо!
Стоит отметить те меры, которые принял губернатор Челябинской области, — перенос сроков уплаты налогов и уменьшение ставок по всем специальным режимам. На упрощёнке — с 6 до 1%, «доходы минус расходы» — с 10 до 5%, ЕНВД — с 15 до 7,5% и патенты — до одного рубля. Надеюсь, что это коснётся всех отраслей, а не только тех, кто в списке наиболее пострадавших.
У крупного бизнеса пока никаких преференций нет, хотя зарплата у него белее и больше. Особенно это будет ощутимо для тех, кто находится на рубеже между средним и крупным бизнесом.
О страхах бизнеса
Негативных последствий как таковых ещё не наступило, это всё впереди. Пока рынок охвачен паникой. И даже падение покупательского спроса — от 30 до 90% на разные виды товаров — это тоже результат паники. Люди зарплату за март получили, ещё бедности-то нет.
Если сравнивать с международной практикой, с развитыми странами, то там приняли решение компенсировать зарплату работникам предприятий, находящимся в вынужденном простое. Наверное, это справедливо. Если государство приняло решение отправить людей в вынужденный оплачиваемый отпуск, то платить за это должен тот, кто принял решение. Для того и создавался Фонд социального страхования. Одной налоговой поддержкой этот кризис не залить.
О том, как лучше стимулировать рынок труда
Если государство компенсирует бизнесу и людям выпадающие доходы, то на инфляцию это не повлияет. Рынок привык к этим объёмам денег. Почему государство не тратит деньги на это, трудно сказать. По хорошему что нужно сделать властям? Не допустить сокращения рабочих мест. А для этого надо компенсировать расходы работодателю, чтобы у него не было соблазна оптимизировать издержки, увольняя людей. Эту меру поддержки предлагали все четыре объединения предпринимателей — «Опора России», «Деловая Россия», ТПП и РСПП. Иначе опять будем догонять.
Об уроках прошлых кризисов
Происходящее сейчас — пожалуй, самый сильный кризис из тех, что мы переживали. Несмотря на то, что государство пока сдерживает курс доллара и не меняло ключевую ставку. Но этот кризис ещё и технологический, давно назревший. В мире существует диссонанс. С одной стороны, новая реальность с онлайном, искусственным интеллектом, удалёнкой и автоматизацией. С другой — устаревшая система управления миром. Конфликт между технологическими новациями и системами управления назрел.
В бизнесе тоже изменились технологии. Те, кто научился работать онлайн, пострадали гораздо меньше. Например, общепит, который пользуется сервисами доставки еды, или магазины промтоваров, отгружающие товары через интернет-доставку. На самом деле это не так уж и сложно. Стать поставщиком «Озона» или «Али Экспресса» сейчас гораздо проще, чем партнёром X5. Те, кто научился работать с технологиями, пострадают меньше. А после того как кризис закончится, их доля станет больше.
Самый сильный удар получили компании, работающие по логике «всё могу сам». А те, у кого был аутсорсинг и субподряд, чувствуют себя гораздо лучше, поэтому онлайн-сервисы и аутсорсинг — это очевидные тренды развития бизнеса.
О том, что делать пострадавшим предпринимателям
В первую очередь надо хорошо посчитать, стоит ли продолжать бизнес, которым ты занимался до карантина. Если откровенно, то этот кризис переживут точно не все. Если ты просчитал свою финансовую модель хотя бы до конца года и понимаешь, что из кризиса не выйти, надо подготовить план ликвидации бизнеса. Потому что если идти против рынка и финансовой модели, просто нарастишь убытки.
Если перспектив у собственного бизнеса нет, лучше это решение принять сейчас, пока вирус, кризис, господдержка и мораторий на санкции. Если есть понимание, за счёт чего бизнес переживет кризис, ты должен объяснить это банкиру или инвестору. На господдержку лучше не делать большую ставку, скорее всего, выбираться придётся самому.
Во-первых, посчитать, привлечь деньги и технологии — за счёт этого реально можно выжить. Отскок на рынке будет, но он покроет убытки не всем — из карантина и кризиса обратно вернутся не все.
Во-вторых, наступила эпоха онлайн. Всё, что можно продавать таким способом, надо продавать онлайн.
В-третьих, не бойтесь отдавать на аутсорсинг часть своих функций.
Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU и нашей хронике, которая обновляется в режиме онлайн.
Если вам интересно узнать, как челябинский бизнес переживает пандемию и что предпринимателям советуют эксперты, подписывайтесь на наш Instagram, присылайте свои вопросы и следите за прямыми эфирами.