Все новости
Все новости

Сергей Мазаев, лидер группы «Моральный кодекс»: «Высокая музыка намного круче высокого спорта»

ds

Поделиться

Поделиться

Десять «Дней высокой музыки на Южном Урале» с 17 по 27 сентября в этом году были эмоционально разнообразными в отличие от первого фестиваля. Афиша первого сегодня вспоминается с трудом. Второй останется в памяти концертами особого эмоционального накала.

Первым хочется назвать концерт «Классика без кодекса» с Сергеем Мазаевым (кларнет) и Игорем Федоровым (кларнет). Для многих он стал неожиданным открытием. Те, кто пришли в зал челябинской филармонии, чтобы увидеть и услышать лидера «Морального кодекса», поняли, что многое потеряли, считая ранее классическую музыку не достойной собственного внимания. Именно этого Игорь Федоров с Сергеем Мазаевым и добивались.

«У нас же публика любит «Одессу-маму» и «Хали-гали», а мы ей подкладываем классические вещи и настоящая музыка начинает ей нравиться, – сказал Сергей Мазаев перед концертом. – Люди постепенно увлекаются классикой, начинают на концерты ходить в филармонию, диски покупать».

В первом отделении концерта звучали произведения Мендельсона, Танеева, фантазии на темы из опер «Риголетто» и «Норма».

Поделиться

Те же, кто шли на одного из лучших кларнетистов мира Игоря Федорова, который своей игрой изумил королеву английскую Елигавету II и Папу Римского Иоанна-Павла II, были ошеломлены дуэтом Федоров-Мазаев в оправе «Классики» под управлением Адика Абдурахманова. Потому что ждали минимизированной классики, а получили стопроцентную. С мировым знаком качества.

На сей счет Игорь Федоров сказал так: «Сегодняшний концерт – результат десятков репетиций и сотен часов занятий, вдумчивого отношения к нотам. У нас в России множество людей, даже среди моих знакомых, которые вообще не знают, что такое классическая музыка. Поэтому возникла идея сделать такой проект. Мы собираем сегодня полные залы, это рентабельный проект. Я до Сергея Мазаева многих артистов приглашал вернуться в классику, потому что в свое время они бросили ее и начали заниматься эстрадой, которая приносит больше денег, то есть не музыкой, а музыкальным творчеством».

Лидер «Морального кодекса» в ответ произнес яркую речь: «К классике я приближаюсь постепенно, потому что не занимался классической музыкой лет 25, хотя изначально учился академическому музыкальному мастерству. Высокая музыка – это намного круче, чем высокий спорт, потому что в спорте есть такие моменты, как допинг, а в музыке этим допингом становится воля самого музыканта, его каждодневный труд, его усидчивость».

За этим последовали мысли о проблемах социальной политики: «Безобразно, что враги оккупировали нашу страну, – я говорю это, потому что вижу, какие зарплаты сегодня платят музыкантам, особенно в регионах. Власть не понимает, что музыка – это и есть наша родина, которая начинается не с речек и не с березок. К примеру, мою малую родину – старый дом в центре Москвы – давно разрушили, сломали. А музыку разрушить нельзя. Что больше всего человека трогает в жизни? Эмоциональные воспоминания. Поскольку сегодня я не могу прийти в свой двор, которого уже нет, в школу, которую тоже разрушили, то родина для меня начинается с наших песен, с нашей музыки. Как сказал Дебюсси, музыка – это эмоции в чистом виде. И где вы бы ни были, услышав песню, мелодию, звук, вы ярче всего вспоминаете свои счастливые прошлые дни. Эту родину для всех создают музыканты, композиторы, актеры – всей своей жизнью и своим действием. И вот этого в нашей стране не ценят, хотя это и есть самое главное».

Поделиться

О ценности эмоциональной составляющей классической музыки говорил и народный артист СССР Зураб Соткилава (тенор) в первый день фестиваля: «Челябинску нужны музыкальные фестивали, потому что это город, прежде всего, металлургов. Прекрасно, когда люди много работают, но они должны как можно чаще приходить на концерты. Классическая музыка, как классическая литература, – воспитывает человека, она будит в нем все самое прекрасное. Она делает человека думающим, чувствующим, сентиментальным».

Вторым (по накалу эмоций и качеству исполнения) хочется назвать вечер с народным артистом Александром Филиппенко и Камерным хором челябинской филармонии. В Челябинске во второй раз прозвучала вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова.

«После премьеры мы ни разу не исполняли это произведение целиком, только фрагменты, – пояснила хормейстер Ольга Селезнева. – Это второе полное исполнение. Произведение Георгия Свиридова большое, многочастное, очень сложное. Оно требует не только большого профессионального мастерства, но и мощной эмоциональной отдачи. Исполнителям нужно в буквальном смысле слова прожить этот музыкальный и поэтический текст. Оттого и слушатели так любят это произведение, что оно меняет человека, пронзая до глубины души».

Такого напряжения в зале, такого превращения человеческой аудитории в слух, пожалуй, не было ни на одном концерте фестиваля.

«Не каждый может спеть это произведение Свиридова, – сказал после концерта Александр Филиппенко. – Камерный хор челябинской филармонии может. Вот с чего нужно начинать. Я исполняю эту поэму еще и с Камерным хором Владимира Минина в Москве. Если говорить о вещах эмоциональных – все сходится и там, и здесь. Мне одинаково интересно работать с этими коллективами. И сегодня мне хочется вас спросить: что вы-то вынесли из нашего выступления»?

Пришлось отвечать: другого, совсем другого Есенина. Артист ответом остался доволен.

Поделиться

«Впервые я встретился с текстами Сергея Есенина, когда студенческий театр МГУ «Наш дом» просто выгнали на улицу по решению парткома и нас приютил Литературный музей, – продолжил Александр Филиппенко. – И вот там был придуман поэтический спектакль «Есенин без женщин». Автором идеи был Марк Розовский. 1973 год. Это было тогда в новинку. Режиссер хотел показать поэта с совершенно новой стороны – его прекрасные и очень умные стихи о тех событиях, которые происходили на глазах поэта. Какие это строки! «Напылили кругом, накопытили! И пропали под дьявольский свист»!

Артист сделал большую паузу и продолжил: «Сегодня я очень доволен концертом, публикой. Всегда проверяешь какие-то вещи. Пауза очень важна, когда читаешь, пауза. Сегодня были хорошие паузы».

Повезло на этот раз не только челябинцам. Поэма Георгия Свиридова и стихи Сергея Есенина в исполнении Александра Филиппенко прозвучали также в Озерске, Златоусте и Коркино.

У слушателей, побывавших на нескольких концертах фестиваля, наверняка окончательно оформилось чувство гордости за челябинских музыкантов. Три челябинских оркестра – Камерный оркестр «Классика» под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова (три программы фестиваля), Государственный русский народный оркестр «Малахит» под управлением народного артиста России Виктора Лебедева (программа с тенором Максимом Пастером), Симфонический оркестр Челябинского академического театра оперы и балета под управлением заслуженного артиста России Антона Гришанина (программа с пианисткой из Нидерландов Анастасией Гольдберг) – стали крепкой основой «Дней высокой музыки».

И завершить отчет о прошедшем фестивале стоит еще одним открытием. Хотя оно стало достоянием особой публики. Концерт Молодежного оркестра Уральского музыкального колледжа под управлением Антона Шабурова прошел в актовом зале Южно-Уральского государственного университета. Оркестр был создан не так давно, его музыканты очень молоды (им по 15-17 лет) и очень талантливы (замечены столичными дирижерами и приглашены во многие музыкальные проекты России). Надо сказать, такого тонкого прочтения классики и такого искреннего, проникновенного ее исполнения не встретишь порой у музыкантов, имена которых на афишах пишутся самым крупным шрифтом.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

Реклама

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter