RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске
Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

5 м/c,

южн.

728мм 93%
Подробнее
2 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Культура Тебе еще думать про это нельзя

Тебе еще думать про это нельзя

Алле Айзеншарф было шесть лет, и она писала стихи. Композитору Дмитрию Шостаковичу – почти 54 года, когда ему заказали музыку к фильму «Пять дней, пять ночей». Страх маленькой девочки и боль зрелого мужчины соединятся 7 мая в проекте Константина Рубинского и Адика Абдурахманова, посвященном памяти жертв фашизма и войны.

Самые пронзительные стихи о войне

7 мая в филармоническом зале имени Сергея Прокофьева состоится концерт памяти жертв фашизма и войны, в основу которого легли знаменитый Квартет №8 Дмитрия Шостаковича и цикл стихотворений маленькой поэтессы Аллы Айзеншарф, испытавшей все ужасы гетто и концлагеря.

Автором либретто этой программы стал поэт и драматург Константин Рубинский, он же будет читать стихи шестилетней Аллы. Музыку Шостаковича исполнит камерный оркестр «Классика» под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова. Режиссер и автор видеоряда – преподаватель ЧГАКИ Владимир Солдаткин.

Алла Айзеншарф родилась в Винницкой области. В шесть лет она лишилась дома, ее родителей угнали в гетто. Аллу и ее сестру родственники спрятали в подвале. Потом девочки скрывались в зарослях крапивы. Но впереди у них тоже были гетто и концлагерь.

«И в этих условиях ребенок все время сочиняет стихи, Алла их запоминает, записывать нет возможности, – говорит Константин Рубинский. – В более зрелом возрасте Алла Айзеншарф решит все это восстановить, так появится этот поэтический цикл. Стихи сильны своей непосредственностью. Ребенок не понимает до конца, что происходит; он передает, рифмуя, детали, моменты, которые видит и переживает. И потому они еще сильнее воздействуют на душу взрослого человека. Невероятно пронзительные стихи. Не побоюсь сказать, что это один из самых сильных поэтических циклов, написанных о войне».

Книгу Аллы Айзеншарф можно найти в Интернете. Там есть такие строки:

«Срываю цветы, и они умирают.
Зачем же цветы срывать?
Стреляют в людей, и они упадают.
И так остаются лежать.

И мне дядя Митя на ухо сказал:

«Тебе еще думать про это нельзя.
Вот вырастешь, станешь большая и умная».
А я не нарочно, я нечаянно думаю».

И еще:

«Я в белой ванне купаться хочу.
Потом молоко пить из белой чашки.
Потом в белой пушистой рубашке – к папиному плечу.
Столько сразу хочу.
А тут, в сарае, во все щёлки ветер просовывает иголки».

Личное стало общечеловеческим

Сейчас Алла Айзеншарф живет в Израиле. Но она знает, что в Челябинске есть проект Адика Абдурахманова и Константина Рубинского. Впервые эта программа прозвучала пять лет назад в стенах Челябинской академии культуры и искусства.

«Мы решили сделать этот концерт на контрасте: зрелый, известный композитор и маленькая, никому не известная девочка, – говорит дирижер Адик Абдурахманов. – Мои студенты, исполняя эту программу, плакали».

Дмитрий Шостакович написал Квартет №8 после посещения концлагерей в Германии в 1960 году. Эту музыку он посвятил памяти жертв фашизма и войны.

«Но своему другу композитор написал, что это автобиографичное произведение, – продолжает дирижер оркестра «Классика». – Главная тема симфонии, которая звучит во всех частях произведения, не что иное как имя самого композитора. Сочетание нот: ре, ми бемоль, до, си – это сочетание букв Д и Ш – Дмитрий Шостакович. Так когда-то шифровал свое имя Иоганн Себастьян Бах. Дмитрий Дмитриевич однажды признался, что сам ни разу не смог сыграть эту музыку от начала до конца: «Начинаю и плачу». В этой симфонии композитор рассказал и о своей судьбе, в этой музыке есть вкрапления всего его творчества: первая симфония, восьмая, «Леди Макбет Мценского уезда», виолончельный концерт, отголоски десятой симфонии... И главная тема – Дмитрий Шостакович».

Как известно, Дмитрий Шостакович начал писать эту музыку сразу, в Германии, произведение родилось буквально за несколько дней.

«Когда ее слушаешь или исполняешь, рождается яркий ассоциативный ряд, – подчеркивает Адик Абдурахманов. – Вторая часть произведения – как будто тема нашествия из Седьмой симфонии Шостаковича. С одной стороны, очень механистичная музыка, с другой, – жесткая, жестокая, которая как будто все стирает с лица Земли. Третья часть – танец дьявола, который насмехается над людьми: «Я опять сделал так, чтобы вы друг друга убивали, чтобы все страдали, стонали, плакали». В музыке ясно слышны стоны, женский плач. Современное молодое поколение, на мой взгляд, должно слышать не только бравурные марши или «День Победы», но вот такие произведения, которые призывают осмыслить весь трагизм произошедшего в 30-е и 40-е годы ХХ века».

1 из 3

«Адик Аскарович сказал важную вещь, – подхватывает Константин Рубинский. – Шостакович писал о себе, но его произведение получило мировую известность. Так и маленькая Алла писала о конкретных вещах, пережитых ею, – о сапогах немцев, которые она видела из крапивы, где пряталась, и ей нельзя было даже дрожать от страха. И это тоже превратилось, как у Шостаковича, в обвинительный приговор фашизму. Вот какое пересечение этих двух судеб и произведений. Лично пережитое и сказанное о себе (и там, и там) стало общечеловеческим».

Ключевое слово – «камерность»

«И еще вот о чем хочу сказать, – продолжает Адик Абдурахманов. – Во время недавнего юбилейного концерта оркестра «Классика» мы делали запись, и теперь, когда я ее слушаю, я все время вздрагиваю от телефонных звонков в зале, и мне так обидно. Хорошая музыка – и эти трели. Хотелось бы попросить слушателей на этом концерте отключить свои телефоны обязательно! Ведь это музыка и поэзия, во время исполнения которой даже дышать хочется совершенно незаметно! На время этого концерта лучше забыть о сиюминутном. Он требует благоговения памяти».

«Дело в том, что любые события, которые мы начинаем отмечать на массовом уровне, так или иначе превращаются в шоу, – говорит Константин Рубинский. – Это очевидно. Поэтому для данного концерта ключевое слово – «камерность». Оно, кстати, есть в афишах. И здесь камерность – не просто жанр, не просто состав оркестра. Это состояние, в котором должен находиться человек наедине со своими мыслями. В такой обстановке слушатель не может не почувствовать страх и трепет маленького поэта, боль и гнев зрелого композитора».

Режиссер проекта и автор видеоряда Владимир Солдаткин сделал абсолютно созвучными музыке и поэзии хроникальные кадры времен войны, старые фотографии и фрагменты из художественных фильмов.

«Это всегда непростая задача – подобрать видеоряд, – признается Владимир Солдаткин. – Сам процесс очень долгий – просматриваешь огромное количество материала, чтобы найти нужный. И очень важен сам монтаж, потому что каждый элемент визуального ряда должен соответствовать музыкальному и поэтическому моментам. Это должно совпадать не только потактово, но и эмоционально сливаться с материалом, подчеркивая самые важные моменты. Видеоматериал, если можно так сказать, расставляет нужные акценты».

Остается сказать, что концерт был задуман как часть большого проекта челябинской филармонии в рамках Года литературы в России. Открыли этот цикл известные российские артисты Александр Филиппенко, Валерий Баринов, Сергей Никоненко. А продолжат камерный оркестр «Классика» и поэт Константин Рубинский. Проект рассчитан на весь нынешний концертный сезон.

«Но в этом цикле замечательных вечеров музыки и поэзии концерт, который состоится 7 мая, – особенный, – считает директор филармонического зала имени Сергея Прокофьева Галина Братышева. – Уходят из жизни ветераны той войны, вдовы, узники концлагерей. Почти не осталось живых свидетелей тех ужасных событий. Вот почему важны такие концерты, чтобы у молодых людей появилось представление, как это было на самом деле. И мы стремимся пригласить на это событие не только взрослую публику, но и старших школьников, которые уже способны оценить всю глубину и трагизм той войны. Искусство, как известно, будит эмоции. И на фоне этого эмоционального восприятия глубокие размышления неизбежны».

Концерт состоится в зале им. С. С. Прокофьева 7 мая в 18:30. Билеты уже продаются в кассах концертных залов челябинской филармонии и города (от 100 до 150 рублей).

Фото: Фото Евгения Емельдинова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления