На волне специальной военной операции об экологии Челябинска, казалось, забыли совсем, и вдруг в самый разгар частичной мобилизации в правительстве РФ утверждают неожиданно амбициозный план по снижению челябинских выбросов аж на 45% до 2024 года (от уровня 2017 года), что гораздо амбициознее прежних, докризисных обещаний. И это — на фоне сложностей с импортным оборудованием и общим изменением приоритетов. Такие заявки выглядят не более чем прожектёрством, но не слишком ли мы критичны? Мы поговорили с людьми из отрасли, и вот что удалось выяснить (к слову, комментировать тему официально спикеры, к которым мы обращались, не захотели).
Что такое экологический проект Челябинска?
Проект по спасению челябинского воздуха вырос из нацпроекта «Экология» и его подпроекта «Чистый воздух». Челябинск вошел в список 12 городов, где на 20% планировалось сократить совокупные выбросы от всех наземных загрязнителей (закон 195-ФЗ). Челябинск позже добровольно повысил эту планку до 31,5%.
Основу для проекта создали четырехсторонние соглашения, которые с 2019 года заключались крупными предприятиями с региональным правительством, Росприроднадзором и Минприроды. Соглашения были подписаны с 16 региональными загрязнителями, из которых 9 находилось в Челябинске или поблизости — это ЧЭМК, Цинковый, ЧКПЗ, ЧТПЗ, завод «Техно», ЧМК, «Мечел-Кокс», завод «Минплита» и Коркинский разрез (ООО «Промрекультивация).
Идея проекта «Чистый воздух» в следующем: сначала специалисты проводят так называемые сводные расчеты, то есть определяют, какое количество вредных веществ может выбрасывать каждое предприятие, чтобы в любой момент времени в любой точке города качество воздуха не выходило за рамки нормативов. На основе этих расчетов вырабатываются квоты (лимиты) на выбросы для предприятий. В Челябинске система квот должна была заработать еще в 2020 году, но по факту предприятия получили их лишь к началу 2022 года, как раз накануне СВО. Поэтому оценить систему квот в действии пока сложно, да и наказание за их нарушение не определено.
Помимо федерального экопроекта, Челябинск создал и свой собственный. Он материализовался в виде 33 двухсторонних соглашений между областным правительством и главными загрязнителями города. Из челябинских предприятий, кроме перечисленных выше, новые соглашения подписали заводы «Сигнал» и «Оксид», Челябинский завод металлоконструкций, «Донкарб Графит» (электродный завод), группа «Конар», ЧТЗ-Уралтрак, ПАО «Фортум» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4) и расположенный в Копейске, но близкий к нам «Завод "Пластмасс"». Предприятия обязались инвестировать в новое оборудование и устранять наиболее опасные источники выбросов, что, в числе прочего, облегчало и выполнение федеральных требований.
Изначально нацпроект «Чистый воздух» предполагал снижение выбросов для городов-участников на 20%. Челябинск решил взять более высокую планку, и целевой показатель подняли до 31,5%, а дедлайном был всё так же конец 2024 года. Однако в марте этого года из-за известных событий сроки реализации нацпроекта сместили на два года, равно как сделали еще несколько экологических откатов, например, резко ослабили требования к выхлопам автомобилей. На этом фоне нынешние заявления вице-премьера РФ Виктории Абрамченко выглядят чистым популизмом: согласно им, выбросы предполагается снизить аж на 45% и одновременно вернуть старый дедлайн — конец 2024 года. Как такое возможно?
Как нам удалось выяснить, отчасти речь о манипуляции цифрами, что в случае с экологией делается сравнительно легко и даже законно. Например, в начале года областное Министерство экологии предоставило нам данные об объемах выбросов с 2005 по 2020 годы, и оказалось, что они снизились практически вдвое, причем в основном за счет четырехкратного снижения автомобильных выхлопов. Такие цифры выглядят крайне подозрительными, потому что на 2005–2020 годы пришелся бум развития автопарка России, и пусть он становился более экологичным за счет перехода на машины стандартов «Евро-4» и «Евро-5», четырехкратное снижение валовых выбросов возможно едва ли. Потом выяснилось, что изменилась методика расчета, так что вся экологическая революция 2005–2020-х по большей части была на бумаге. Не исключено, что подобные хитрости применят и в этот раз, тем более речь идет о совокупном снижении выбросов: то есть не только от предприятий, но также от коммунальной сферы и упомянутого транспорта.
Но есть и хорошие новости. Оказывается, в конце весны власти собрали представителей крупных промпредприятий Челябинска, чтобы узнать их возможности по реализации нацпроекта «Чистый воздух». К тому времени его сроки уже сместили на 2026 год, поэтому с промышленников не требовали жесткого выполнения прежних обязательств. Однако выяснилось, что большинство из них готовы продолжать работу в рамках двух- и четырехсторонних экологических соглашений, и причина сугубо прагматичная: крупные предприятия формируют планы развития на годы вперед, и многие экологические проекты уже находятся в разной стадии готовности. Их выгоднее довести до ума, чем бросать на полпути.
— Послабления на федеральном уровне были сделаны для всех 12 городов, чтобы не нагружать предприятия в условиях нового санкционного давления, а нынешний план принят уже с учетом возможностей конкретных городов — Челябинска, Магнитогорска, Липецка, — пояснил наш источник в отрасли.
Для Магнитогорска, кстати, целевое снижение выбросов — на уровне 25%.
Однако есть и неудобный вопрос: можно ли завершить такой проект в условиях санкций и дефицита импортного оборудования? Прямо на этот вопрос не отвечает никто, но общий смысл таков: новая ситуация тормозит экопроект, но не останавливает его. Усложнилась логистика, выросли сроки поставки, увеличилась цена, но в целом промышленники надеются завершить уже согласованные проекты. При этом чувствуются и сомнения: если пока еще ситуация кажется сложной, но терпимой, то что будет весной или следующей осенью — остается гадать.
Новый документ, подписанный 21 октября 2022 года и озаглавленный «Комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Челябинска», является как бы реинкарнацией уже одобренного в 2018–2021 году подхода: федеральные власти разрешили ставить его на паузу, но сами промышленники не против продолжать в прежнем темпе.
Но откуда взялась цифра в минус 45%, если первоначальный план предполагал 31%? Как пояснил нам источник в отрасли, заявленные промышленниками эко-мероприятия предполагали некоторый «запас прочности». То есть модернизация оборудования зачастую давала больший эффект, чем требовалось по условиям соглашения — профит предприятия тут был в увеличении производительности оборудования. Сейчас же эти «излишки» формализовали, включив в план. То есть де-факто предприятия должны модернизироваться в заявленном темпе, просто уже без запаса.
Впрочем, важнее даже не сами цифры. Челябинцев, в конце концов, интересует не количество выбросов, а осязаемый эффект. Мы продолжаем получать жалобы на смог и едкий дым, а значит, остается вопрос: если вдруг всё пойдет по плану, улучшится ли ситуация радикально? Увы, нет.
В документе, опубликованном правительством, есть подробная раскладка, какие мероприятия должны провести те или иные заводы до 2024–2025 годов, а также предполагаемый эффект. И вот что бросается в глаза: по состоянию на текущую дату из целевых 45% снижения выбросов мы достигли уровня в 40%. То есть на оставшиеся два года приходятся еще 5 процентных пунктов, и основной эффект программы «Чистый воздух» уже якобы достигнут в 2018–2021 годах. Причем из этих 40% львиная доля — это «мероприятия по снижению выбросов от объектов коммунальной инфраструктуры», основное из которых — рекультивация городской свалки. Что касается промышленных загрязнителей, то главный из них, «Мечел» в сумме с «Коксохимом», даст порядка 9 процентных пунктов, из которых 6 достигнуто в предыдущие годы. Проще говоря, при всей грандиозности анонсированного Викторией Абрамченко плана, он не предполагает революционных изменений в 2022–2024 годах — скорее, это типичный пример чиновнической подачи фактов, когда на бумаге всё выглядит эпично, а в реальности несколько скромнее.
Впрочем, маховик экологического проекта, с большим скрипом разогнавшийся к концу 2021 года, пока еще вращается, пусть даже в силу набранной инерции. Насколько ее хватит, вопрос открытый, но по состоянию на май 2022 года промышленники подтверждали готовность следовать первоначальным планам, хотя правительство их к этому вроде бы не принуждало. Кроме того, план 2022 года уделяет особое внимание выбросам опасных веществ, которые должны сократиться на четверть, а это тоже важно.
Очередной раунд контактов по экологической теме между промышленниками и властями разных уровней состоится до конца года.
По вашим оценкам, улучшилось ли качество челябинского воздуха с 2017 года?
При этом челябинцы регулярно ощущают запах гари или смога, а датчики периодически фиксируют превышение допустимого уровня вредных веществ.
Раньше мы разъясняли, почему система экологического мониторинга часто показывает норму, хотя челябинцы жалуются на выбросы.