Все новости
Все новости

Бизнес на русских по-турецки

Примерно одну пятую доходов от туристической отрасли Турции приносят русские туристы. Правительство этой страны ради развития одной из самых динамичных сфер экономики принимает новые законы, направленные на усиление безопасности и комфорта путешественнико

ds

Поделиться

Примерно одну пятую доходов от туристической отрасли Турции приносят русские туристы. Правительство этой страны ради развития одной из самых динамичных сфер экономики принимает новые законы, направленные на усиление безопасности и комфорта путешественников. А менеджеры турецких отелей разве что не молятся на наших граждан: именно русские, не скупясь, оставляют здесь деньги и приобретают самые разные товары и услуги. В преддверии летнего сезона власти Турции решили рассказать российским журналистам о мерах, которые предпринимаются для того, чтобы поток наших туристов в республику не иссякал несмотря ни на что.

Бизнес на беспечности

У большинства упоминание о турбизнесе в Турции вызывает ряд привычных ассоциаций. В первую очередь это развитая сфера гостеприимства: длинные цепочки самых разных отелей на побережье Средиземного моря, работающие преимущественно по системе «все включено». Однако далеко не всем в голову приходят ассоциации, связанные с медициной. Это и хорошо – скорее всего, с вами в Турции не происходило несчастных случаев.

Между тем частная медицина в Турции развита ничуть не хуже отельной. Сети частных клиник ежегодно открывают филиалы даже в самых маленьких прибрежных туристических уголках. А по оснащению их сложно сравнить, к примеру, с теми же платными челябинскими клиниками. В Турции к вашим услугам самое современное медицинское оборудование, комфортные стационары, собственные лаборатории. И обслуживают они в основном русских туристов и их детей, которые в подавляющем большинстве приезжают отдыхать с минимальной страховкой, либо вовсе без нее.

Так, по словам главного врача клиники Anadolu в Кемере (филиалы этой больницы находятся также в Анталье, Сиде, Белеке и Алании) Фэрима Эртана, его госпиталь ежегодно принимает около 50 тысяч туристов. Из них 25-30 тысяч – россияне. Чаще всего в больницу поступают туристы после ДТП, различных травм, полученных во время отдыха, слишком больших доз алкоголя. Часто в клинику обращаются туристы с детьми. Собеседник добавляет, что российские туристы преимущественно имеют минимальную страховку. «Иногда россияне обращаются за медицинской помощью в связи с родами, хроническими заболеваниями, аллергией, а эти случаи не входят в стандартную страховку, – отмечает он. – Если у туриста нет полиса, нет денег на лечение, но есть угроза его жизни, в полемику мы не вступаем, а оказываем помощь бесплатно».

Вообще турецкие врачи поражают своей дипломатичностью. Ни в одной из клиник не называют цифр: сколько все-таки придется заплатить туристу за оказание тех или иных медицинских услуг, если страховки у него нет. Здесь нет фиксированных прайсов. «Цены зависят от уровня специалиста, который обслуживает больного, – лишь уточняет Ферим Эртан. – От времени пребывания больного в стационаре, от его платежеспособности...»

Главный врач частной клиники Yasam в Кемере Ахмед Орхан подтверждает слова коллеги, отмечая, что в год за медпомощью обращаются около 10 тысяч российских туристов. Летом среди причин обращений превалируют травмы и отравления алкоголем. «Без денег и страховки мы оказываем помощь, – заверяет он. – Но какую-то сумму все равно должны получить».

Несмотря на то, что туристов обслуживают в основном частные больницы, государственным также приходится сталкиваться с россиянами. Заместитель главного врача крупнейшей государственной клиники в регионе Анталья Хюсилин Гюл рассказал, что больница в 2011 году приняла 300 российских туристов. «С россиянами, которые приезжают на отдых, часто возникают проблемы из-за нехватки страхового покрытия, – говорит он. – А некоторые индивидуальные туристы страховки вообще не оформляют». А вот с туристами из той же Германии проблем нет, они застрахованы на все случаи. «При необходимости за ними из Германии и самолет может прилететь, чтобы транспортировать больного на родину», – добавляет врач.

Гипс по франшизе

Во сколько все же обходится беспечность нашим гражданам, какой доход в турецкий бюджет вносит русское авось, ни один турецкий специалист не расскажет. Да и негативных примеров здесь приводить не будут. О них могут поведать представители российского турбизнеса. «Хорошо, если один из пятидесяти туристов все-таки поинтересуется наличием страховки и тем, что в нее входит, – говорит директор туристической компании «Инна-Тур» Инна Лобода. – А спрашивать об этом нужно. Дело в том, что все так называемые лоукост-операторы, которые предлагают цены турпакета на 10% дешевле, экономят на всем, в том числе и на страховке. Обычно в пакет входит страховка с франшизой. Франшиза – это пенни, которую должен заплатить турист в медучреждении при наступлении страхового случая». Проще говоря, такая страховка работает по принципу: вначале оплачиваешь все услуги, а когда вернешься домой, страховая компания должна возместить эти траты.

«Хорошо, если случай чепуховый, – продолжает собеседник сайта. – А если речь идет о серьезной травме? Приведу пример. На майские праздники мы отправили в Турцию туристов в отель с аквапарком, который, как выяснилось, был просто не готов к сезону. В результате один человек сломал ключицу, другой – ногу. Они заплатили франшизу, которая составила 30 долларов. Их привезли в больницу, посмотрели, сделали тугую перевязку и предложили поставить обезболивающие. Все. Остальные услуги, в том числе и гипс, им пришлось оплатить самостоятельно. Был выписан чек, по которому расходы эти должны быть возмещены, но уже в России». С такими страховками работает 80% операторов по Турции.

Но даже если речь идет о страховке не по франшизе, в нее все равно входит минимальный пакет услуг. К примеру, страховка не работает в случае алкогольного опьянения больного, солнечного ожога, в нее не входят услуги по гинекологии, стоматологические услуги.

«А расценки в Турции сумасшедшие, – говорит Инна Лобода. – Это одна из самых дорогих стран по медицинскому обслуживанию. Насколько я помню, один день пребывания в больнице стоит около тысячи долларов».

Поэтому, как и турецкие врачи, челябинские турагенты советуют оформлять дополнительную страховку. «Мы не первый год сотрудничаем с компанией, которая предлагает несколько вариантов страхования, – поясняет Инна Лобода. – Так, эконом-страховка с покрытием 15-30 тысяч долларов обойдется в один доллар или один евро в сутки в зависимости от страны пребывания. Причем в этом случае речь идет о полном медобслуживании в престижных клиниках».

Проблема русских туристов, по мнению экспертов, возникает не только из-за русского авось, но и «благодаря» непрофессионализму турменеджеров. «Многие турагенты сами не разбираются в вопросах страхования, даже не изучают турпакет, не объясняют туристам, что придется платить франшизу, – отмечает Инна Лобода. – А задача турагента – не только предложить продукт, но и объяснить, что в него входит. Когда делается такой полный отчет, мало кто отказывается от дополнительной страховки».

Помощь за счет бюджета

Количество отдыхающих россиян в Турции растет год от года, что не может не радовать турецкую сторону. Так, в прошлом году эта страна приняла 31,5 миллион туристов, из них 3,5 миллиона – русские граждане. Огорчает одно – уж больно много несчастий в последнее время случается с нашими отдыхающими. На прошлой неделе состоялось заседание по безопасности в рамках российско-турецкой рабочей группы по туризму. Участники встречи обсудили ряд вопросов, касающихся обеспечения безопасности российских туристов в Турции. «Российские туристы стали нашей семьей, и мы делаем все, чтобы россияне чувствовали себя у нас комфортно, – отметил заместитель генерального директора по продвижению турпродукта министерства культуры и туризма Турции Левент Демирель. – В год 25 миллиардов долларов приносит в бюджет Турции туризм, из них около четырех миллиардов – от российских граждан».

Представители российской стороны, в свою очередь, рассказали о тех мерах, которые предпринимаются для усиления безопасности наших туристов на отдыхе. «Сейчас при губернаторе Антальи сформирована рабочая группа, в задачу которой входит подготовка по специальным стандартам 2000 водителей автобусов, что возят туристов», – рассказал член общественного совета Ростуризма Дмитрий Давыденко.

Вообще в Турции активно принимаются самые разные меры по усилению безопасности туристов. К примеру, число видеокамер на дорогах в регионе Анталья до конца 2012 года будет увеличено до с 384 до 1000 единиц. «Увеличение количества камер на дорогах Антальи повысит безопасность находящихся на отдыхе туристов, а также передвижения туристических автобусов по региону, – отметил представитель единого центра экстренных вызовов 112 региона Анталья Энгин Эрден. – Все автомобили, въезжающие в регион, фиксируются с помощью видеокамер, чтобы знать о передвижении по региону подозрительных транспортных средств. Автомобили службы скорой помощи снабжены навигацией, и диспетчеры в центре на большом экране видят, какое расстояние осталось преодолеть машине до места вызова в экстренных случаях».

Кроме того, он добавил, что после создания в Анталье единого центра экстренных вызовов 112 с момента звонка до приезда автомобиля скорой помощи проходит пять-семь минут (если пострадавший находится в центре города Анталья) и до 30 минут, если приходится ехать в соседние туристические центры провинции.

Стоит сказать также, что в ноябре прошлого года в Турции был принят закон, согласно которому всем пострадавшим в ДТП, в том числе иностранным туристам, экстренная помощь оказывается за счет турецкого бюджета. Первая помощь оказывается в ближайшем медицинском учреждении. «Есть ли у пострадавшего страховка, есть ли у него деньги, это неважно, – добавил представитель министерства здравоохранения Турции Дурсум Айдин. – В случае ДТП его сразу отвозят в ближайшую частную или государственную клинику. Если туристы не получили серьезных ранений, тогда частная клиника имеет право потребовать средства за лечение непосредственно у пострадавших. В случае незначительных травм 70% средств за лечение покрывает либо страховка, либо сам турист, а остальная сумма будет выплачена лечебному учреждению за счет бюджета страны».

Безопасность на горячей линии

Результатом встречи, состоявшейся на прошлой неделе в Кемере, должно стать решение вопроса информационного обмена между российскими и турецкими туристическими компаниями, министерствами, отельерами. «Будет создана рабочая группа, которая подготовит проект телефона горячей линии в России и Турции по вопросам безопасности российских туристов», – рассказал Дмитрий Давыденко.

Как выяснилось, создание новой структуры, которая помогала бы российским туристам решать различные вопросы в Турции, назрело давно. К примеру, только 20% обращений российских туристов, отдыхающих в Турции, в генконсульство РФ в Анталье связаны с вопросами, имеющими отношение к компетенции диппредставительства. Это может быть утеря документов, удостоверяющих личность, или какая-то трагическая ситуация.

Но в большинстве случаев туристы обращаются в консульство по самым бытовым вопросам. «Это жалобы на туроператоров, на заселение не в тот отель, который указан в турпакете, на непредоставление трансфера, на уровень сервиса, который не соответствует их представлению об отдыхе, – поделился генеральный консул РФ в Анталье Александр Толстопятенко. – Хочется, чтобы эти вопросы были адресованы, к примеру, Ростуризму, который обещает открыть в Анталье свое представительство уже на протяжении многих лет». По его словам, 99% обращений на некачественный уровень сервиса в местных отелях связан, например, с недовольством туристов тем, что в мини-баре их номера алкоголь турецкого производства, а не импортного, что забронирован номер на четырех, а в последний момент к ним присоединился пятый, а на него не хватает полотенец, и все в таком же духе.

По словам дипломата, в низкий сезон в консульство в день поступает в среднем 35-40 обращений, а в высокий сезон их количество вырастает до 100 и более. «При этом в консульстве работает только три дипломата, которые не способны справиться с таким потоком обращений, – сказал генконсул. – В ближайшее время нам обещали подкрепление в составе еще двух человек».

В целом господин Толстопятенко дал ясно понять, что уровень безопасности зависит больше от самих туристов, нежели от турецких властей, операторов или отельеров. «К примеру, Турция с 4 мая по 31 декабря увеличила срок безвизового пребывания с 30 до 60 дней. Аналогичное правило было и в прошлом году, когда отменяли визы, – уточнил он. – Однако россияне, услышав информацию, что они могут тут находиться более 30 дней, не вдаются в подробности и не уточняют дату, когда правило вступает в силу. Есть россияне, которые приезжают в конце апреля и уже думают, что могут находиться без визы до конца июня. В случае нарушения срока пребывания туристы должны заплатить в аэропорту при вылете денежный штраф. Но наши граждане обычно приезжают в аэропорт с двумя рублями в кармане, не понимая, что в случае неуплаты штрафа туристу будет закрыт въезд в Турцию на пять лет». Возникновение неприятных ситуаций, а также несчастных случаев, по мнению господина Толстопятенко, чаще связано с несоблюдением русскими туристами законом страны, ее традиций и обычаев, а также злоупотреблением алкоголем.

Фото: Фото автора

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter