RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

7 м/c,

с-в.

746мм 62%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Экономика Кризис-2024 проблема «Напугали взломом AliExpress»: челябинка перевела крупную сумму аферистам сразу с двух банковских карт

«Напугали взломом AliExpress»: челябинка перевела крупную сумму аферистам сразу с двух банковских карт

История обмана от первого лица: кому не стоит верить на слово и как распознать телефонных мошенников

Опытный мошенник развёл челябинку на 270 тысяч рублей, сославшись на якобы взлом популярной торговой площадки

Аферист под видом сотрудника Сбербанка втёрся в доверие к девушке и обманом убедил её оформить «дубликат» заявки на кредит и перевести деньги на «безопасный» счёт Росбанка, а позже взялся и за карту «Тинькофф». Поначалу жертва мошенника засомневалась в необходимости переводов, но тот держал её буквально на крючке. Как это происходило, Лилия рассказала 74.RU.

— В пятницу, 25 сентября, около 12 часов дня мне позвонили с московского номера якобы из службы безопасности Сбербанка. Спросили, не совершала ли я какие-либо покупки на китайских сайтах Joom или AliExpress. Я секретарь в одной из компаний, в этот момент была в офисе: разгар рабочего дня, суета, куча дел, которые надо успеть доделать в конце недели. Сам вопрос никаких подозрений не вызвал. Каждый человек сейчас, наверное, хоть раз заказывал что-то на AliExpress. У меня тоже были покупки пару месяцев назад, — рассказала Лилия. — Тогда якобы сотрудник сообщил, что эти сайты взломаны и базы данных банковских карт покупателей находятся в опасности. И с моего личного кабинета уже заведена заявка на кредит 120 000 рублей. Назвал даже получателя — фамилию, имя и отчество незнакомого мне мужчины. А чтобы деньги не ушли мошенникам, нужно сделать дубликат заявки от моего имени и указать получателем меня. Тогда, мол, банк этот кредит зачислит обратно, и всё будет в порядке.

По словам челябинки, ей это показалось странным.

— Откуда я знаю, что вы тоже не мошенник? —хмыкнула она.

Но лжесотрудник банка ответил:

— Не переживайте, сейчас вам придет СМС от Сбербанка с номера 900 (и СМС действительно пришло), потом вы сможете забрать всю служебную информацию об этом случае в любом отделении Сбербанка. Мужчина говорил очень уверенно и убедительно, на заднем фоне слышались голоса других якобы «сотрудников службы безопасности».

— А могу я решить этот вопрос позже? — вновь засомневалась Лилия.

— Принимать решение нужно сейчас, иначе мошенники получат доступ к вашей карте и кредитные денежные средства уйдут на чужую карту, — настойчиво уверял мошенник и просил назвать номер карты или договора.

— Не буду я вам ничего называть, — уже почти вырвалась Лилия.

Но лжебанкир продолжал увещевать:

— Не переживайте: номер карты является общедоступной информацией, а пароль, который вы сейчас получите по СМС, нужно будет продиктовать роботу. Я переведу вас на него, будет тишина и три звуковых сигнала, продиктуйте код из СМС по одной цифре и в конце слово «возврат». Вам всё понятно?

— Ну да… — ответила девушка. Опять засомневалась и сбросила звонок (правильно сделала. — Прим. ред.)

— Я перезвонила на официальный номер Сбербанка 900 (а вот звонить надо было на номер, указанный на банковской карте, причём набирать телефон вручную. — Прим. ред.), и там был этот якобы робот, как будто бы продолжение нашего разговора. И я тогда подумала, что, наверное, действительно это звонят со Сбербанка, — призналась Лилия. — Параллельно мне уже снова звонил с московского номера телефона тот же человек. Сказал, что ни в коем случае не нужно бросать трубку, иначе система подтвердит заявку на кредит без моего участия.

Далее «сотрудник Сбербанка» пошагово диктовал Лилии, что нужно сделать для дублирования заявки через «Сбербанк онлайн». Ей пришло СМС с номера 900 с информацией, что кредит в размере 120 000 рублей одобрен.

— Затем «добрый сотрудник» убедил меня, что нужно перевести эти деньги на «безопасный счёт» Росбанка. На вопрос, почему туда, это же уже совсем другой банк, мне пояснили, что это партнёр Сбербанка, и возврат подобных мошеннических кредитов происходит через него… Спросила, как я узнаю, что мой кредит погашен? «Сотрудник» посоветовал через три-четыре часа обратиться в любое отделение Сбербанка, где предоставят всю необходимую информацию. На тот момент телефонный собеседник уже вошёл ко мне в доверие, хотя было страшно переводить такие суммы. Я пыталась сбросить звонок и перезвонить мужу, чтобы посоветоваться, но звонящий «сотрудник» тут же мне перенабирал, не давая опомниться, и таки уговорил меня перевести деньги «на безопасный» счёт, — продолжила рассказ пострадавшая. — Теперь я понимаю, что тупо продиктовала мошенникам все цифры, и 120 тысяч рублей ушли неизвестному получателю карты Росбанка.

Но мошенник на этом не успокоился. Он уточнил, есть ли у Лилии другие банковские карты. Девушка сказала, что с других карт ничего не оплачивала.

— Если другие карты привязаны к номеру телефона, то мошенники смогут получить доступ и к ним, убеждал меня лжесотрудник. Так как на тот момент я уже доверяла звонившему, то сказала, что у меня есть карта «Тинькофф Банка». Меня спросили, какая там сумма, я назвала. После чего повторилась диктовка роботу, и я перевела на неизвестный номер теперь уже «Райффайзенбанка» два платежа с «Тинькофф» якобы на безопасный счёт. Ещё должен был быть третий платеж, но я неправильно ввела контрольное слово, и перевод остался висеть в статусе «в обработке», — рассказала девушка. — Всё это время «сотрудник» был на телефоне и уточнял, успешно ли прошли переводы. Я ответила, что да, но один завис. Тут же мне по второй линии звонят из «Тинькофф Банка», говорят, что моя карта заблокирована по причине возможных мошеннических действий. Первый звонивший положил трубку. Я объяснила ситуацию представителю «Тинькофф Банка», и он сказал, что меня обманули.

В общей сложности с двух карт челябинки ушло в неизвестном направлении 269 700 рублей. По словам Лилии, они с мужем копили деньги на машину. Кроме того, теперь девушке предстоит выплачивать 120-тысячный кредит, который она под воздействием аферистов оформила под 16,9% годовых на пять лет.

Девушка тут же поехала в ближайшее отделение МВД в Курчатовском районе, подала заявление. В полиции посетовали на изобретательность мошенников и сообщили, что Лилия — уже третья за день, кто пришёл к ним с такой проблемой.

— Заявление пострадавшей зарегистрировано. Возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ (мошенничество), ведётся расследование, — подтвердили 74.RU в УМВД Челябинска.

Представители AliExpress сообщили 74.RU, что не хранят данные покупателей на сайте.

— Все платежи на платформе осуществляются через платёжные системы. Соответственно, платёжные данные клиентов «AliExpress Россия» защищены в соответствии с международными стандартами платёжных систем, — отметили в пресс-службе «AliExpress Россия». — В данном случае был использован телефонный фишинг — это вид мошенничества, который при использовании определённых манипуляций заставляет человека выдавать свои конфиденциальные данные.

На запрос нашего сайта представители «Тинькофф» сообщили, что ситуация Лилии — пример типичной социальной инженерии.

— В описанном случае сработала круглосуточная антифрод-служба (от английского anti-fraud — «борьба с мошенничеством». — Прим. ред.). Карту клиента заблокировали после нескольких подозрительных операций. По нашим оценкам, в 70% случаев успешного мошенничества злоумышленники используют разного рода психологические уловки, чтобы убедить людей самостоятельно перевести деньги, сообщить данные карт, коды подтверждения или ответы на контрольные вопросы, — объяснили в пресс-службе «Тинькофф». — Если звонящий просит клиента сообщить личные данные либо настойчиво предлагает перевести деньги на другую карту «в секретную ячейку» или на «безопасный счёт», то это верный признак мошенничества. Сотрудник банка никогда не будет просить об этом. Если звонок кажется подозрительным, необходимо завершить разговор, самостоятельно связаться с банком по телефону или написать в чат мобильного приложения (интернет-банка). Там операторы быстро сориентируют, был ли входящий звонок из банка.

Такое обращение может уберечь и других клиентов от мошенников, добавили в пресс-службе банка.

— Все подобные заявки передаются в нашу службу безопасности. Сведения будут учитываться системой фрод-мониторинга, которая отслеживает любые аномалии, подозрительные факторы, операции, номера, с которых звонили мошенники, и так далее, — рассказали в «Тинькофф». — В целом мы активно информируем наших клиентов о мошеннических схемах через разные каналы: в сторис мобильного приложения, в рассылках, снимаем обучающие видео, которые размещаем в социальных сетях.

Сбербанк делает всё для сохранности денежных средств и личных данных клиентов, отслеживает новые угрозы и совершенствует защиту. Но даже самые надёжные системы безопасности не будут эффективны при несоблюдении простых правил безопасности, отметили в Сбербанке.

— Будьте бдительны — никогда не сообщайте третьим лицам личные данные и подтверждающие пароли. Сотрудники Сбербанка в телефонном разговоре никогда не просят клиентов назвать конфиденциальные сведения (полный номер карты, PIN- и СVС-коды и тому подобное) и никогда не требуют совершать активные операции с картами, тем более оформлять кредиты. Также банк не отправляет сообщения с просьбой подтвердить, обновить или предоставить персональные данные и сообщения с формой для ввода ваших персональных данных, — предупредили в пресс-службе Сбербанка. — При любых сомнениях мы рекомендуем звонить в контактный центр Сбербанка на номер 900 (с мобильного телефона) или на номер, указанный на обратной стороне карты.

Взрывной рост — на 300% — мошеннических действий зафиксировали в Банке России в этом году. Денежные потери по стране исчисляются миллиардами рублей. Рост преступлений в сфере кибермошенничества, в том числе использование схемы с роботом, отметили и в Челябинской области.

Количество звонков с подозрением на мошенничество резко увеличилось в период пандемии коронавируса. По данным «Лаборатории Касперского», в мае, когда ограничительные меры ещё действовали, аферисты названивали на 16% чаще, чем в феврале-марте. Во время режима самоизоляции звонящие адаптировали тактику под текущую повестку, надеясь сыграть на злободневной теме и доверии людей. Летом подозрительная активность пошла на спад.

— Главная цель мошенников — получить доступ к платёжным данным банковских клиентов. Аферисты постоянно подстраиваются под актуальные информационные поводы. Например, весной звонящие часто сообщали о том, что из-за коронавируса участились кражи, и предлагали своим жертвам «защитить» деньги с помощью перевода на отдельный счёт, — прокомментировал аналитик «Лаборатории Касперского» Виталий Воробьёв. — Мы предостерегаем абонентов с осторожностью относиться к звонкам от незнакомых людей. Помните о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать никому ПИН-коды от карт, данные учётных записей, а также одноразовые пароли, которые приходят по СМС.

За неделю до родов беременную из Снежинска мошенники напугали попыткой взлома карты, навязали «фиктивный» кредит и убедили перевести полмиллиона рублей на «защищённый» счет. После публикации 74.RU Сбербанк вернул деньги, которые женщина перевела аферистам. Но кредит ей выплатить придётся.

В Челябинске мошенники под видом робота украли деньги с банковской карты. Под влиянием афериста молодая женщина-юрист сообщила персональные данные якобы банковскому роботу. В итоге с её счета списали 30 тысяч рублей.

В Челябинске у медсестры горбольницы телефонный мошенник увёл почти четверть миллиона.

В начале августа в Челябинске мошенники увели деньги с банковской карты сотрудницы МВД. Женщина лишилась больше 90 тысяч рублей.

В пандемию коронавируса многие читатели 74.RU сообщали о списаниях с карт Сбербанка. Мы разобрались, как не потерять деньги.

Столкнулись с мошенничеством или проблемами в банковском обслуживании? Присылайте сообщения, фото и видео.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления