Все новости
Все новости

«Деньги занял у друга, чеки выбросил»: в Челябинске банк заблокировал перевод 200 тысяч через банкомат

Как это объяснили в Альфа-Банке и почему нужно хранить документы о финансовых операциях

Банк потребовал с челябинца оригинал чека, подтверждающего перевод налички через банкомат

Поделиться

Челябинец Олег занял деньги у друга, живущего в другом городе. Тот перевел нужную сумму через банкомат. Но воспользоваться займом не удалось — карту заблокировали. Мужчина пришел в банк, где с него потребовали оригиналы чеков на внесение наличных. В Альфа-Банке сообщили, что вправе запрашивать дополнительную информацию и документы об операциях с денежными средствами. Разбираемся, насколько законны требования финорганизации и на что обращать внимание при переводах и снятии налички.

«Это какой-то рэкет»

Челябинец Олег признался, что погряз в кредитах. Выпутаться из тяжелой финансовой ситуации попытался, заняв деньги у друга.

— Рассчитывал с его помощью погасить кредиты. Друг на тот момент находился в Пятигорске. Через банкомат Альфа-Банка он перевел мне 204 тысячи рублей. Позвонил: «Деньги пришли?» Я посмотрел, убедился, что счет пополнен, сказал: «Да, пришли». И друг выбросил чеки. Там у каждого банкомата стоит урна, — рассказал Олег. — Вечером захожу в интернет-банк, чтобы оплатить долг по кредитной карте — причем в самом же Альфа-Банке. А счет заблокирован, не дает ничего сделать. Позвонил на горячую линию, там сказали: «Приезжайте в офис».

Мужчина поехал в отделение банка на Комсомольском проспекте, 2а. Там от него потребовали оригиналы чеков на внесение наличных. По словам Олега, он предоставил копии чеков и договор займа, но в банке эти документы не приняли во внимание.

Судя по документам (имеются в распоряжении редакции), на счете зависло более 260 тысяч рублей. По словам Олега, этими деньгами он планировал гасить задолженность по кредитной карте Альфа-Банка на 46 тысяч рублей, в Тинькофф банке — на 117 тысяч рублей и часть автокредита на 96 тысяч рублей.

— Деньги уже месяц удерживают, счет не закрывают, остаток денежных средств не переводят мне в другой банк. В самом Альфа-Банке у меня есть кредит, задолженность по которому они тоже отказываются погасить с моего счета, — продолжил Олег. — Друг, узнав об этой ситуации, запереживал, потребовал вернуть ему деньги как можно скорее.

В итоге, по словам челябинца, ему пришлось брать кредит в другом банке, чтобы погасить долги по своим кредитам и вернуть деньги товарищу.

— Альфа-Банк продолжает безнаказанно удерживать и пользоваться занятыми мною денежными средствами. Считаю, что со стороны банка это какой-то рэкет, — возмутился Олег.

Челябинец написал несколько обращений в Альфа-Банк, требуя вернуть ему деньги без каких-либо штрафов и комиссий. Но проблема, по его словам, так и не решилась.

Как ситуацию объяснили в банке

Банк действовал согласно правилам договора, сообщили представители Альфа-Банка в ответ на запрос 74.RU.

— Если у банка возникают сомнения относительно внесения денег, он может запросить документы, это нормальный процесс, — объяснили в пресс-службе Альфа-Банка. — К сожалению, в этом случае клиент не смог предоставить подходящие документы.

Тем не менее в банке пошли навстречу, связались с клиентом и предложили решение ситуации, при котором он сможет получить деньги, добавили в кредитной организации.

О каком именно решении идет речь, в ответе на запрос 74.RU не уточняется.

По словам Олега, ему просто предложили закрыть этот счет и перевести деньги на другой с комиссией две тысячи рублей. Клиент Альфа-Банка так и не понял, что именно он нарушил и почему не может воспользоваться своими деньгами.

Права и право

Банки и финансовые организации действительно обязаны проверять операции своих клиентов и могут ограничивать доступ к интернет-банку и снятию наличных.

— В связи с возникновением подозрений у банка о неправомерности проводимых операций банк запрашивает у вас документы об операциях с денежными средствами, в том числе подтверждающие источник происхождения денежных средств, — говорится в одном из ответов Альфа-Банка на обращение клиента.

В целом требование предоставить дополнительную информацию не противоречит действующему законодательству в банковской сфере, согласились юристы. Но в случае с Олегом эксперты затруднились оценить правоту той или иной стороны без полного изучения ситуации. Дело в том, что юрлица (в данном случае банк. — Прим. ред.), как правило, подстрахованы с правовой точки зрения — все прописано в договоре о комплексном банковском обслуживании физических лиц. Другое дело, что мало кто из клиентов досконально изучает многостраничные кипы бумаг, оформляя карту или счет в банке.

Большинство из нас не печатают или выбрасывают чеки, пользуясь банкоматом. Оказывается, есть риск нарваться на блокировку карты

Большинство из нас не печатают или выбрасывают чеки, пользуясь банкоматом. Оказывается, есть риск нарваться на блокировку карты

Поделиться

Так, в пункте 14.3.5 договора сказано, что банк имеет право запрашивать у клиента дополнительную информацию и документы об операциях с денежными средствами, в том числе для осуществления функций валютного контроля, а также подтверждающие источник происхождения денежных средств на счете, основание совершения операции с наличными; информацию и документы, позволяющие установить выгодоприобретателей, в соответствии с законодательством РФ.

В то же время мы не нашли в договоре пункта, в котором от клиента Альфа-Банка прямо требуется хранить печатные чеки.

Несколько лет назад, в 2015–2016 годах, с блокировкой/заморозкой счетов часто сталкивались представители малого и среднего бизнеса. Банкиры ссылались на закон 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». — Прим. ред.). А предприниматели заявляли, что банки «кошмарят бизнес» похлеще налоговиков.

Позже, в 2019 году, пошли сообщения о массовой блокировке счетов физлиц. Довольно часто в этом контексте упоминался именно Альфа-Банк, проблеме посвящена целая ветка комментариев, например, на сайте Banki.ru. Сталкивались с подобной ситуацией и клиенты Сбербанка.

Куда можно пожаловаться

Права клиентов финансовых организаций защищают Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), Банк России, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба судебных приставов и другие ведомства.

Чтобы понять, куда лучше обратиться, проконсультируйтесь со специалистами Банка России. Это можно сделать в чате приложения «ЦБ Онлайн» или по телефону горячей линии: номер 300 для звонков с мобильных, 8 800 300-30-00 для стационарных телефонов.

Также денежные споры клиентов с финансовыми организациями бесплатно рассматривает финансовый омбудсмен.

— К нему стоит обращаться, например, если страховщик занизил размер возмещения, микрофинансовая организация списала с вашей карты комиссию за услуги, которые должны быть бесплатными, или банк повысил тарифы, хотя вы не давали согласия на новые условия обслуживания, — сообщает портал «Финкульт.Инфо».

До обращения к омбудсмену нужно отправить претензию самой компании и подождать ответа. Если она откажется выполнять требования или вообще не отреагирует в течение 30 дней, можно жаловаться финансовому уполномоченному.

Омбудсмен может потребовать от финорганизации вернуть деньги клиенту, и компании обязаны исполнять его предписания как решения суда. Отправить заявление омбудсмену удобнее всего через личный кабинет на его сайте.

С какими еще проблемами сталкиваются клиенты банков

В Челябинской области банки регулярно взыскивают деньги с клиентов. Так, с отца троих детей банк «Русский стандарт» потребовал долги умершей жены, но в прошлом году суд поставил точку в этом деле.

А другая челябинка переводила покупателю деньги за квартиру, но Альфа-Банк заблокировал ее карту. За снятие налички клиентке выставили комиссию.

В 2021 году пенсионерка пожаловалась, что внесла более 90 тысяч рублей через банкомат Альфа-Банка, но на счет они не поступили. После публикации 74.RU женщине вернули всю сумму.

Другой скандал был связан со Сбером: у челябинца заблокировали карту и отказались возвращать деньги со счета. Ранее еще одной жительнице города банкомат Сбера выдал на 20 тысяч меньше. Позже эту сумму вернули.

В конце прошлого года у инвалида из Челябинской области списали деньги в счет сомнительного долга по кредиту 16-летней давности в банке «Русский стандарт». После публикации 74.RU банк заключил с клиентом мировое соглашение и вернул всю сумму.

По теме

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ9
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ29
  • ПЕЧАЛЬ2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter