Мошенник под видом банковского работника уговорил жертву снять деньги со счёта и положить их на «номерные ячейки для сохранности и закрытия кредита». Уточнять информацию у сотрудников банка ей запретили — якобы ищут, «кто из работников банка сливает данные клиентов». В итоге женщина прямо в отделении перевела аферистам более 400 тысяч рублей на продиктованные ей телефонные номера.
— 29 сентября мне позвонила девушка, которая представилась службой безопасности Сбербанка. Она сразу же назвала меня по имени-отчеству, сказала мои паспортные данные, место проживания, прописки, номер моей карты и даже сумму ипотеки, оформленной на мужа. Поэтому и вызвала доверие. «Сотрудница» сказала, что на меня пытаются оформить кредит на 260 тысяч рублей. Якобы служба безопасности его приостановила, и, чтобы закрыть кредит и спасти деньги, надо положить их на «номерные ячейки», — рассказала 74.RU администратор салона оптики в Челябинске Ксения. — Перед тем, как поехать в банк, я пыталась позвонить туда с телефона директора. Но отвечали только голосовые помощники, и в состоянии стресса добиваться чего-то от них было бесполезно. Пока не выдадут тонну информации, не переведут на оператора. Только до истерики доводит всё это. Мошенники заблокировали «Сбербанк онлайн», и посмотреть, что происходит с моими счетами, не получилось.
Женщина отпросилась с работы и по совету «сотрудницы службы безопасности» побежала в отделение Сбербанка на улице Комарова, 112. Там через кассу сняла 257 тысяч рублей. Следуя указаниям телефонных аферистов, пришла к банкомату на улице Комарова, 131 и порциями по 15 тысяч перевела деньги на продиктованные ей телефонные номера. Потом в другом отделении банка Ксения сняла с кредитной карты ещё 180 250 рублей и тоже отправила их мошенникам — уже через другой банкомат.
Всё это продолжалось шесть часов. Как только связь прерывалась, мошенники снова набирали телефонный номер жертвы. При этом женщина не стала уточнять информацию у операторов банковских отделений, куда приходила за деньгами.
— Те, кто был на телефоне, просили меня ни с кем не общаться. Мол, слишком много стало случаев мошенничества, и якобы они параллельно проверяют, кто из сотрудников банка сливает информацию о клиентах. Всё в таком духе, говорили так же, как обычно общаются в таких учреждениях. Очень уж убедительны были звонившие. Например, когда я пришла в банк, телефонный собеседник сказал, что видит меня. Переспросила, в чём я одета? Ответили — в тёмных брюках и красной жилетке, так и было. То ли у них там соглядатай был, то ли доступ к камерам. Я ещё засомневалась: зачем перечислять на мобильную связь? Но меня уверили, что это «защищённые ячейки», с которых мошенники ничего не смогут снять, — продолжила Ксения. — Почему ещё я поверила? Когда в мае пыталась оформить через интернет покупку техники — сумма там была меньше 100 тысяч рублей, Сбербанк также заблокировал онлайн-операции. Мол, подозрения на мошеннические действия. А тут на меня за 5 минут повесили огромный кредит под 20%, и банк не предпринял никаких действий. Счета заблокировали только тогда, когда на них не осталось никаких средств.
Только придя вечером домой, женщина заподозрила неладное. На следующий день, 30 сентября, Ксения написала заявление в Сбербанк с просьбой отменить вчерашние транзакции и не начислять проценты по навязанному кредиту. Также подала заявление о мошенничестве в полицию. Общий ущерб, по её словам, оценивается в 437 250 рублей.
— Ещё меня возмутил такой момент. Когда я пришла в банк писать заявление о мошенничестве, попала к той же девушке-оператору, у которой днём ранее оформила снятие денег. «А я видела, что вы с кем-то на телефоне, ещё подумала про мошенников. Но если бы я вам начала говорить, то вы бы ответили "не лезь не в своё дело"», — сказала оператор. И не предприняла никаких действий. Но на самом деле меня бы это отрезвило, тем более очень большие сомнения у меня были, — сказала Ксения. — Уверена, что в утечке личных данных — моих и супруга, а также блокировке онлайн-банка — есть вина сотрудников Сбербанка.
По данному факту возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере), сообщили 74.RU в городском управлении МВД.
— Призываем всех челябинцев к бдительности. Если вам поступают подобные звонки от якобы сотрудников банка, собеседник сообщает о подозрительной активности на ваших счетах и просит сказать пароли, коды и другую информацию из присланных на ваш телефон СМС, скорее всего, вы общаетесь с мошенником. Прекратите разговор. Не поддавайтесь уговорам мошенников — не совершайте никаких операций по инструкциям незнакомых людей, — посоветовали в полиции. — Перезвоните в банк самостоятельно по телефону, указанному на обороте карты.
Банк провёл расследование ситуации с мошенничеством в отношении челябинки Ксении, сообщили 74.RU в пресс-службе Сбербанка.
— К моменту обращения клиента в кол-центр все операции по списанию уже были совершены мошенниками. Оснований для возврата средств банком нет, — объяснили в Сбербанке. — Со своей стороны готовы оказать необходимое содействие правоохранительным органам в расследовании данной ситуации.
Представители кредитного учреждения отметили, что Сбербанк делает всё для сохранности средств и личных данных клиентов, отслеживает новые угрозы и совершенствует защиту.
— Но даже самые надёжные системы безопасности не будут эффективны при несоблюдении простых правил безопасности. Будьте бдительны — никогда не сообщайте третьим лицам личные данные и подтверждающие пароли. Сотрудники Сбербанка в телефонном разговоре никогда не просят клиентов назвать конфиденциальные сведения (полный номер карты, PIN- и СVС-коды и тому подобное) и никогда не требуют совершать активные операции с картами, тем более — оформлять кредиты, — напомнили в пресс-службе Сбербанка. — Также банк не отправляет сообщения с просьбой подтвердить, обновить или предоставить персональные данные и сообщения с формой для ввода ваших персональных данных. При любых сомнениях мы рекомендуем звонить в контактный центр Сбербанка на номер 900 (с мобильного телефона) или на номер, указанный на обратной стороне карты.
Во время пандемии коронавируса резко выросло количество подозрительных звонков, отметили в «Лаборатории Касперского».
— Аферисты постоянно подстраиваются под актуальные информационные поводы, надеясь сыграть на злободневной теме и доверии людей. Например, звонящие сообщали о кражах со счетов из-за коронавируса и предлагали жертвам «защитить» деньги с помощью перевода на отдельный якобы защищённый счёт, — прокомментировал аналитик «Лаборатории Касперского» Виталий Воробьёв. — Абонентам нужно с осторожностью относиться к звонкам от незнакомых людей. Ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать никому ПИН-коды от карт, данные учётных записей, а также одноразовые пароли, которые приходят по СМС. Помните, главная цель мошенников — получить доступ к платёжным данным банковских клиентов.
Как банковские мошенники обманывают южноуральцев
Буквально каждый день нам поступают всё новые и новые сообщения о жителях Челябинской области, обманутых телефонными мошенниками. Их уловки могут меняться, но суть одна — выманить деньги. Читайте и, пожалуйста, не повторяйте чужих ошибок!
В Снежинске пенсионерка отдала все свои сбережения и оформила несколько кредитов после звонка афериста, представившегося сотрудником банка. В обшей сложности пострадавшая перевела телефонным мошенникам почти три миллиона рублей.
В Миассе пенсионерка три часа переводила мошенникам 1,3 миллиона рублей через банкомат в магазине. И не слушала прохожих, которые пытались её остановить.
Челябинку напугали «взломом» AliExpress. В итоге женщина перевела аферистам 270 тысяч рублей.
За неделю до родов беременную из Снежинска мошенники напугали попыткой взлома карты, навязали «фиктивный» кредит и убедили перевести полмиллиона рублей на «защищённый» счет. После публикации 74.RU Сбербанк вернул деньги, которые беременная перевела аферистам. Но кредит ей выплатить придется.
В Челябинске мошенники под видом робота украли деньги с банковской карты. Под влиянием афериста молодая женщина-юрист сообщила персональные данные якобы банковскому роботу. В итоге с ее счета списали 30 тысяч рублей.
В Челябинске у медсестры горбольницы телефонный мошенник увёл почти четверть миллиона.
В начале августа в Челябинске мошенники увели деньги с банковской карты сотрудницы МВД. Женщина лишилась больше 90 тысяч рублей.