RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске
Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

5 м/c,

южн.

728мм 93%
Подробнее
2 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Образование Отец Вильгельм Палеш, настоятель римско-католической церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии: «Мои прихожане в Германии были "сытыми", поэтому я хотел служить в России»

Отец Вильгельм Палеш, настоятель римско-католической церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии: «Мои прихожане в Германии были "сытыми", поэтому я хотел служить в России»

С 24 на 25 декабря католики будут праздновать Рождество. В полночь в римско-католической церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, что на ЧМЗ, начнется торжественная Литургия. Об особенностях католического Рождества, истории своего приезда из Германии в Россию, самых важных качествах человеческого характера, «потеплении» отношений между православной церковью России и Ватиканом, о том, что необходимо человеку, чтобы удержать птицу по имени «счастье», мы говорили со священником римско-католической церкви отцом Вильгельмом Палешем.

Отец Вильгельм, вы приехали в Челябинск из Германии. Родились в Восточной или Западной ее части?

– О, нет. Я родился в Словакии, где до войны жили мои родители. Но после войны немцев начали выселять в Германию, это происходило во всех странах Восточной Европы. И в 1946 году мы оказались в русской зоне Германии, которая потом стала ГДР. Там я рос, учился. Но уже тогда хотел поехать служить в Россию.

Почему?

– Во-первых, я изучал русский язык. Мне это давалось легко, поскольку словенский язык, который я хорошо знал, довольно близок русскому. Во-вторых, я несколько раз приезжал в Россию в качестве туриста, мне здесь очень нравилось. Поэтому, как только появилась возможность, поехал служить сюда.

В Германии в то время охотно учили русский?

– Я бы так не сказал, не любили этот язык, и вы, думаю, понимаете эти чувства. Но английский и французский можно было выбрать добровольно, а русский был обязательным. Во всей Восточной Германии. Я неплохо знаю английский, но в классе по русскому языку был лучшим учеником.

Как было принято решение стать священником, это культивировалось в семье?

– Нет. Это было только моим решением. Когда семья жила в Словакии, в нашу деревенскую церковь пришел молодой священник, только что окончивший семинарию. Очень образованный и очень добрый человек. Семья наша была большая, жили мы бедно, а потому еще детьми работали. Священник попросил родителей, чтобы я помогал ему по хозяйству, стал пастухом. Я пас коров, телят. Жил в доме священника, и мы с ним часто беседовали обо всем. Он очень хорошим человеком был и стал примером для меня во всем. Вот так появилось желание стать священником. Я подумывал об учебе в семинарии, правда, переживал, что родители не смогут платить за мое обучение в школе, в гимназии, для нас это было дорого. А потом случилось переселение в Германию, мы попали в маленький город, где была гимназия, и я пошел учиться. К тому же детей в школе кормили бесплатно, и родителям было некоторое облегчение. Я стал учиться и понял, что могу реализовать свою мечту – поступить в семинарию. К тому времени, как я окончил гимназию, недалеко от нашего городка – в Эрфурте (Тюрингия) – открыли духовную семинарию, куда я поступил.

До приезда в Россию служили в Германии?

– Да, 30 лет к тому времени уже был священником.

Не было страшно в зрелом возрасте сменить страну? Да не куда-нибудь поехать, а на далекий Урал?

– Это для моих близких было страшным и непонятным. А для меня – нет, это тоже было моей давней мечтой. А если человек чего-то очень хочет, ничто не может ему помешать. И я был так рад, что приехал сюда и мог рассказывать людям о Боге. Мои прихожане здесь были такими «голодными» в этом плане, хотели многое узнать. После службы долго не расходились, часами могли беседовать, задавали столько вопросов, так внимательно слушали... Ничего такого я не испытывал в Германии, там прихожане все знали, были «сытыми». (Смеется). Служба там шла час, не больше. И никто после нее не задерживался и десяти минут в церкви. А здесь после окончания Литургии все с удивлением и разочарованием говорили: «Что? Уже конец?» Им хотелось еще.

Расскажите, как празднуют Рождество католики? Отличается ли этот праздник от Рождества православного?

– Мы все – христиане, а Рождество – день рождения Иисуса Христа. Поэтому никаких больших различий нет. Только мы празднуем это событие в разное время календаря, католики – по Григорианскому календарю, а православные – по Юлианскому. Разница получается в 13 дней. У нас Рождество будет праздноваться с 24 на 25 декабря. Самое важное в эту праздничную ночь – литургия. Иисус родился ночью в Вифлееме, а потому мы собираемся в церкви в 12 часов ночи. Рождественская литургия содержит особенные песнопения, посвященные рождению Спасителя.

Все пронизано радостью. Бог воплотился на этой Земле, пришел к людям, чтобы спасти мир. Но, конечно, у католиков и православных есть свои традиции. Мы, к примеру, за четыре недели до Рождества в храмах и домах устанавливаем венки Адвента, украшенные четырьмя свечами. Свечи символизируют четыре недели Адвента. В первое воскресенье Адвента на венке зажигается одна свеча, во второе – две, в третье – три и в четвертое – четыре. Это значит, с приближением Рождества растет свет в этом мире. А круглый венок означает жизнь вечную. Наша земная жизнь – отрезок от рождения до смерти, но есть вечная жизнь, которая поднимается по спирали. Каждый год мы празднуем Рождество до второго пришествия Спасителя в этот мир. Когда Иисус вознесся на небо, он обещал вернуться. И христиане ждут этого. В период Адвента Церковь особо призывает верующих к совершению дел милосердия.

Почему появилась традиция украшать елки под Рождество?

– Есть разные объяснения тому: елка напоминает райское дерево, с которого Адаму и Еве было запрещено вкушать плоды. В Рождество мы вспоминаем об этом дереве, потому что Иисус вернул нам надежду на жизнь вечную. Я вспоминаю Рождество в нашем доме. Мы с мамой украшали елку конфетами, которые нам не позволялось трогать до наступления Богоявления 6 января. Как это было когда-то в раю. Мы только смотрели на эти конфеты, а когда наступало Богоявление, елку убирали, и мы ели сладости с ее ветвей.

В вашей церкви есть специальный праздник для детей?

– Обязательно. Это очень важно для детей. В этом году они сами сделали Вертеп – фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса. Будет спектакль. А родители готовят главную радость для детей – подарки, которые будут спрятаны до окончания Мессы, а потом все их получат и сколько будет счастья. Я вспоминаю, что и для меня, когда я был ребенком, Рождество было самым важным, самым радостным праздником. Мы мало что понимали о воплощении Бога в человеке, мы только радовались подаркам. (Смеется).

Какие блюда готовите к Рождеству?

– Традиции у разных народов довольно оригинальные. Кто-то готовит к Рождеству 12 различных блюд. Но у нас этого нет. В доме моих родителей были лишь блюда, которые готовились только на этот праздник. Мама пекла сладкий хлеб с маком, мы ели его с молоком. Это было так вкусно! Наверное, потому, что ели такой хлеб только раз в году. (Улыбается).

В общине вашей церкви уже тоже сложились свои традиции?

– Все приносят что-то вкусное и после литургии мы собираемся в трапезной, угощаемся и долго беседуем, радуемся возможности быть друг с другом. Некоторые остаются здесь до утра, пока не пойдет общественный транспорт. Рождество объединяет нас всех. Иисус пришел не только к католикам и православным, Он пришел ко всем людям, стал братом всех людей, потому что принял человеческую природу. И через Иисуса мы все стали братьями и сестрами. Новой человеческой семьей, где нельзя жить только для себя. Поэтому обязательно надо выйти из квартиры, из дома в эту ночь и встретиться с другими людьми. У нас такая встреча происходит в церкви.

На каких языках поздравляете с Рождеством своих прихожан?

– Служба ведется на русском языке и поздравляю я прихожан тоже на русском. Только Папа Римский поздравляет христиан более чем на 20 языках мира.

Вашему храму нынче исполнилось десять лет?

– Да, мы праздновали эту дату 15 и 16 августа, 10 лет со дня освящения храма. Но католическая церковь была в Челябинске до революции. Здесь жила большая община поляков. И в 1914 году был освящен костел, который в 1932 году был уже разрушен. Поляки, вероятно, к тому времени вернулись в Польшу или выехали в Западную Украину. А в годы войны сюда были вывезены немцы из европейской части СССР, из Поволжья – трудармейцы так называемые. И тогда, под страхом смерти, они уже создали молитвенный дом и тайно там собирались.

Только в 1982 году получили официальную регистрацию на молитвенный дом. Когда я приехал сюда в 1990 году, решили, что нужно строить храм – достойное здание для Бога. Хотя многие собрались уезжать в Германию, но решения не переменили. Потому что с отъездом кого-то не исчезнет вера и будут другие люди, которые захотят прийти в нашу церковь. Обратились в городскую администрацию и был нам выделен вот этот участок земли. В 1993 году началось строительство.

Помогала строить церковь Германия?

– Да, стартовый капитал дала одна общественная организация из Германии. Но его, конечно, не хватило. И тогда мы, священники, отправились проповедовать в Германию, Австрию, Швейцарию – контакты до сих пор сохранились – и люди давали деньги на строительство храма в Челябинске. Мы собрали необходимую сумму и достроили эту церковь.

В общине сегодня, наверное, смешались многие нации?

– Конечно, это потомки немцев. Корни наших прихожан идут также из Польши, Литвы... Люди приходят и говорят: «Наши прародители были католиками и мы чувствуем свое место здесь». Католическая Церковь – Вселенская Церковь, поэтому всем есть в ней место, независимо от национальности.

Из православия никто не захотел перейти в вашу Церковь?

– Нам запрещено заниматься прозелитизмом – перетягивать людей из других Церквей. Каждого, кто приходит, я спрашиваю: «Почему?» И аргументы должны быть убедительными.

Что обычно отвечают люди?

– Разное. Что им здесь лучше, что на душе легче. Но я всегда предлагаю подумать хорошо: возможно, лучше вернуться обратно в свою Церковь. Однако выгнать людей, если у них есть веские аргументы, не могу. Нельзя людей выгонять из храма. Ведь есть закон свободы совести и веры. Человек должен выбирать сам. Но предупреждать я буду каждого нового прихожанина.

Вы постоянно занимаетесь благотворительностью или это относится только к особенным церковным праздникам?

– Постоянно. Людям всегда нужна помощь. И это работа благотворительной организации «Каритас». У нас есть детский клуб, где собираем детей из неблагополучных семей – родители пьют, дети не учатся, голодные, оборванные. К нам ребята приходят после школы, делают уроки, с ними занимаются педагоги, труд которых оплачивает «Каритас». Есть у нас патронажная служба, которая занимается больными, ухаживает за теми, кто не встает с постели. Предоставляем им инвалидные коляски. И обратиться к нам за помощью могут не только католики, а все, кому нужна помощь.

Мы помогаем одиноким матерям, которые нуждаются в этом. Сейчас даже строим квартиры для шести матерей, чтобы они не делали аборты, а могли родить дитя и у них была бы крыша над головой, если им некуда идти. Это будет материнская обитель. Есть у нас социальная кухня, где каждый день готовим горячие обеды для 50 человек. Здесь обедают все бомжи, что обитают поблизости. И бедные пенсионеры приходят, которым не хватает пенсии на пропитание. Есть и такие.

Занимаетесь ли миссионерством?

– Нет, мы не занимаемся тем, чем занимаются некоторые секты. К нам приходят только те, кто желает. Для них есть воскресная школа, как в православной церкви. Для взрослых, сейчас там 29 человек, и для детей.

Много ли у вас помощников, отец Вильгельм?

– Один священник еще есть и диакон. Но диакон временно у нас, в конце мая он будет рукоположен в сан священника. Помогают также миряне, которые работают в «Каритас». Еще есть сестры-монахини. Они наводят порядок в церкви и помогают на литургии. А также органистка.

Есть ли у вас связь с Москвой, или вы непосредственно связаны с Германией?

– Мы принадлежим к Новосибирской епархии. Там наш епископ, мы подчиняемся ему. В Москве сидит представитель Ватикана – нунций. Он был у нас 8 декабря, ежегодно в этот день отмечается праздник покровительства нашего храма – День Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Сегодня в России, несмотря на то, что церковь отделена от государства, наблюдается явное сближение двух институтов. Можно то же самое сказать о католиках?

– За помощью к государству мы не обращаемся. Но мы живем в этом мире и не можем не пересекаться. Эту землю нам дали органы государственной власти и мы очень признательны за это. К праздникам и губернатор области, и мэр Челябинска обязательно присылают поздравления. Нас приглашают на круглые столы, где, как правило, встречаются представители разных конфессий.

Это полезные встречи, где обсуждаем важные для нас вопросы. Мы уважаем такое внимание. Но особенно благодарны сегодня уже за то, что свободно можем выполнять свои задачи. Ведь во времена советской власти это было невозможным в России. Люди сегодня могут собираться без страха в церкви, а не тайно. Это самый большой подарок от государства. (Улыбается.) И мы желаем, чтобы так было всегда – свобода вероисповедания.

Сегодня возможна совместная работа самых разных конфессий?

– Недавно в дни посещения нас нунцием мы очень радовались тому, что были приглашены к митрополиту Челябинскому и Златоустовскому Иову. Был дружественный прием. Встречаемся с православными священниками, ведь они самые близкие нам по вере. Раньше существовало непонимание, сегодня мы становимся ближе. Есть у нас хорошие отношения с протестантами. Три разные группы протестантов обратились к нам с просьбой арендовать для службы наши помещения. Это корейцы, здесь довольно большая община, и пятидесятники. Мы предоставляем им свои помещения, потому что не пользуемся ими круглосуточно. А они немного платят за аренду и это помогает оплачивать коммунальные услуги.

Известно, что Папа Иоанн Павел II несколько раз высказывал желание приехать в Россию, но реакция прежнего Патриарха Алексия II была однозначной. С приходом Патриарха Кирилла изменились ли отношения, чувствуется ли «потепление»?

– Не только чувствуется. Но вот факт, о котором я уже сказал, – нас приняли с нашим легатом у митрополита. Десять предыдущих лет это было невозможным. Какие бы гости к нам ни приезжали, никаких приглашений от митрополита не поступало. Принципиально было невозможно. Конечно, это знак наступления другой погоды. И мы очень рады этому.

Есть ли, на ваш взгляд, надежда, что Папа Бенедикт XVI сможет посетить Россию?

– У него есть такое желание. И вы знаете, что Иоанн Павел II посетил все бывшие республики СССР, только в Россию не мог попасть. Мы, конечно, ждем такого счастья, чтобы Папа Римский посетил Россию.

Вы уже привыкли к Челябинску, вам уютно здесь зимой, не холодно?

– (Смеется). Уютно, очень. В прошлом году долго не было снега, мне звонили из Германии и, узнав, что у нас тоже нет снега, были разочарованы. А в этом году я могу гордиться, у нас уже настоящие морозы и второй день снег идет. Пусть мне завидуют в Германии.

Часто бываете в Германии?

– Раз в году. Это мой отпуск, и я еду к своим родным.

Они довольны сегодняшней жизнью в Германии, что там изменилось со времени воссоединения?

– Я думаю, у них есть повод быть благодарными. Но вижу, что часто людям не хватает этого чувства. Они недостаточно благодарны и довольны, всегда критикуют: того не хватает, другого не хватает... Мне приходится говорить своим родным: подумайте, как мы раньше жили!? При железном занавесе даже дышать было трудно. А теперь у всех есть свобода, да и купить можно все, что еще хотите? Знаете, когда я приехал сюда, не переставал удивляться, как мало нужно было людям для счастья. Некоторое время я был квартирантом у одной семьи из наших прихожан. Квартира была на девятом этаже и часто не хватало воды. Но мы встречались за завтраком и я видел их счастливые лица: «Ах, как хорошо, сегодня воду дали». Или: «Не зря очередь отстояли, купили хлеб, еще что-то... Да мы самые счастливые!» Все приносило счастье: горячий чай, теплая вода... Но чем больше имеют люди, тем менее они довольны жизнью – это парадокс.

Сегодня ваша квартира при церкви?

– Я живу в башне. (Улыбается.) И очень доволен. Каждый день читаю псалом: «Блаженны живущие в храме Божьем». Это мы. Живем прямо в храме. Раньше я полчаса шел в молитвенный дом на службу, который находился в Першино. А теперь только спустился по лестнице и уже в храме. Когда морозы, смотрю, как люди кутаются, бегут на трамвай и искренне им сочувствую. А мне даже пальто не надо надевать.

Ваши пожелания челябинцам перед Рождеством.

– Радости от того, что Бог подарил нам своего Сына. Он пришел не посмотреть, как мы живем, Он пришел спасителем. Спасти нас от грехов, а грехи – самая большая проблема человеческая. Как в Евангелии сказано, «Слава Вышним и на Земле мир». Кто мешает миру – совершает самый большой грех. И самый большой подарок, который принес нам Иисус Христос – призыв к миру и любви между людьми. Поэтому живите в мире и любви!

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
59
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления