Образование Евгений Спиридонов, доктор технических наук, профессор, декан аэрокосмического факультета ЮУрГУ: «Космонавтика, как локомотив, тянет за собой другие отрасли российской экономики»

Евгений Спиридонов, доктор технических наук, профессор, декан аэрокосмического факультета ЮУрГУ: «Космонавтика, как локомотив, тянет за собой другие отрасли российской экономики»

Аэрокосмическому факультету ЮУрГУ в 2012 году исполнится 55 лет. Он был создан в период бурного развития в стране ракетостроения. Чем сегодня славен факультет, и востребованы ли его выпускники в ХХI веке? Что значит для его студентов и преподавателей День космонавтики? Почему управленцев, менеджеров и экономистов с дипломом инженера или бакалавра аэрокосмического факультета охотно берут любые предприятия и компании? Надо ли бояться «секретов» этого факультета? Об этом и многом другом Cheldiplom.ru рассказал декан аэрокосмического факультета Евгений Спиридонов.

Первые научные полеты

– Евгений Константинович, День космонавтики – это и ваш профессиональный праздник?

– Конечно. Ежегодно к этому дню мы готовим целую программу мероприятий. В прошлом году все они были связаны с юбилеем полета Юрия Гагарина в космос –наши студенты ездили на Байконур, к нам приезжали космонавты. В этом году нашему факультету исполняется 55 лет. К этой дате мы подготовили традиционную всероссийскую научно-техническую конференцию «Динамика машин и рабочих процессов», которая состоится 10–11 апреля в стенах нашего университета. Это наше главное мероприятие, посвященное Дню космонавтики. Такие конференции проводятся у нас раз в два-три года.

– Кого приглашаете?

– В конференции, как правило, участвуют представители аэрокосмических вузов страны, аспиранты и преподаватели инженерных специальностей технических вузов, а также представители предприятий, для которых мы готовим специалистов: Государственного ракетного центра «КБ им. академика В. П. Макеева», инновационного предприятия «Уральский инжениринговый центр» и других. К нам приезжают посланцы таких вузов, как МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московский энергетический институт, Московский авиационный институт, Уфимский государственный авиационный технический университет, Оренбургский государственный университет, Пензенский государственный университет и др.

– Какие проблемы обсуждаются на таких конференциях?

– Тема нынешней конференции связана не только с авиационно-ракетной и космической техникой, но также с проблематикой совершенствования технологических процессов различных производств. Предполагается более сорока докладов, они будут опубликованы. Но очень важной составляющей таких конференций являются творческие встречи участников, на которых происходит обсуждение докладов, обмен мнениями. Важно такое общение не только внутри одного университета, но и среди коллег других вузов, важен свежий взгляд. Народ собирается доброжелательный и великодушный – коллеги всегда делятся своими предложениями, дают рекомендации, рассказывают об аналогичных работах. И мы обязательно выезжаем на такие конференции в Самару, Москву, Екатеринбург, Уфу, за рубеж.

– Ваши студенты – магистры, аспиранты – будут выступать с докладами?

– Обязательно. Будущим ученым и специалистам полезно выступать перед квалифицированной научной аудиторией, чтобы их хорошенько «пощипали». (Улыбается.) С таких конференций начинаются знакомства с будущими коллегами, здесь возникают столь необходимые контакты с единомышленниками.

– Среди ваших студентов есть светлые головы, способные выдавать на гора идеи?

– Таких немало. Весной 2011 года наши магистры и аспиранты приняли участие в аэрокосмическом конвенте, который проходил в Благовещенске, и получили престижные гранты. Принимали мы участие в подобном же конвенте, который проводился в Самаре осенью 2012 года, ездили туда со своими оригинальными разработками: двигатели, авиамодели, гидропневмоагрегаты... Мы стремимся поощрять студентов и аспирантов поездками на такие форумы – на конференции в Московский авиационный институт, в МГТУ им. Н. Э. Баумана, в Московский энергетический институт, на аэрокосмические декады в Крым на учебно-оздоровительную базу Московского авиационного института, на Байконур. Приглашаем с лекциями космонавтов, подводников, ученых. Студенты принимают участие в семинарах, которые проводятся на базе предприятий. Сейчас наших преподавателей и студентов «Уральский инжиниринговый центр» пригласил на семинар, посвященный модернизации гидромеханического оборудования металлургических заводов.

Универсальное образование

Насколько велика сегодня значимость работ университетских исследователей и ученых для ракетной, космической отрасли в России? Вы по-прежнему чувствуете себя востребованными?

– Сегодня на наших кафедрах проводятся серьезные исследования по заданию Государственного ракетного центра им. В. П. Макеева, что непосредственно связано с ракетостроением, по договорам с предприятиями теплоэнергетики Уральского региона (Троицкая ГРЭС, Ириклинская ГРЭС, компания «Фортум»). Спектр исследований на нашем факультете довольно широк. Мы работаем даже в области коммунального хозяйства, а именно, оптимизации систем теплоснабжения. Плотно и плодотворно аэрокосмический и приборостроительный факультеты ЮУрГУ работают с компанией «Метран». Инженерный корпус этой компании в основном состоит из выпускников этих двух факультетов. Если говорить о востребованности наших выпускников, то они сегодня работают всюду. Есть среди них не только замечательные инженеры и ученые, но также бизнесмены, режиссеры, руководители рекламных компаний...

– Не обидно, что они сделали карьеру не по специальности?

– Это говорит только о том, что наше образование универсально. Поэтому наши выпускники прекрасно устраиваются на других предприятиях, к примеру, в области металлургии. Сегодня, кстати, очень востребованы экономисты с инженерным образованием, причем выпускникам нашего факультета отдается предпочтение. Поэтому многие ребята и девчата старших курсов нашего факультета параллельно получают еще и экономическое образование, иностранные языки изучают. Это уже специалисты такого высокого уровня, что могут работать везде.

– Но многие ли выпускники работают именно по специальности, которую получили на вашем факультете?

– Нашим ключевым базовым предприятием по-прежнему остается Государственный ракетный центр им. академика В. П. Макеева. Там проходит практика студентов, и многие после окончания университета идут туда работать. Сегодня у Центра есть заказы, есть работа, есть бюджет, есть программы для молодых специалистов. Также наш факультет работает с КБ «Новатор» в Екатеринбурге, с Федеральным ядерным центром (г. Снежинск), с предприятием «Звездочка» (г. Северо-Двинск), где осуществляется восстановление подводных лодок, с ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М. Ф. Решетнева (г. Железногорск, Красноярский край). Многие ребята проходят практику и трудоустраиваются в РСК «МиГ» (г. Луховицы, Московская область), ОАО «Камов» (г. Люберцы, Московская область).

Кстати, у нас учатся целевики по направлению ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение». Они выбрали именно наш факультет. Следует сказать, что наш факультет совместно с Московским авиационным институтом признаны базой для подготовки специалистов для нового космодрома «Восточный». Семь человек из Благовещенска приехали к нам учиться по специальности «стартовые технические комплексы ракет и космических аппаратов». Также выпускники работают в Челябинске на компрессорном заводе, ЧТПЗ, в Уральском инжиниринговом центре и др. То есть география трудоустройства наших выпускников по специальностям факультета очень широкая.

– Вы считаете, есть перспектива развития ракетной, космической отраслей в России?

– Я бы так сказал: наша страна обречена быть великой – так сложилось географически и исторически. А космонавтика – одно из направлений, которое предполагает это величие. Она, как локомотив, тянет за собой другие отрасли российской экономики. Это очень высокотехнологичное, наукоемкое производство.

Будет и романтика

– Во времена вашего студенчества была в профессиях аэрокосмического факультета некая романтика, которая и привлекала молодых людей.

– С одной стороны, это была романтика, с другой, именно в эту отрасль вкладывались большие финансовые средства. И сегодня в нашей стране много светлых голов, у нас талантливая молодежь и сохранена основная база – такие университеты, как наш. Нужны лишь политическая воля и финансирование, тогда и романтика вернется. (Улыбается.)

– Сложно, наверное, модернизировать техническую базу такого факультета, как ваш?

– Надо понимать, что исследования в этих направлениях, будь то ракетостроение, двигатели, энергетические, транспортные установки, стоят недешево. Они требуют не только современной вычислительной техники, но и соответствующего приборного оснащения. Сегодня, когда ЮУрГУ стал национальным исследовательским университетом, и несколько раньше, когда университет выиграл грант на оснащение образовательной базы, мы обновили старые и создали совершенно новые лаборатории.

У нас появилось новое стендовое оборудование для исследования, к примеру, гидро- и пневмосистем (такие системы есть практически во всех отраслях экономики), газодинамических процессов. Хорошая лаборатория создана по стартовым и техническим комплексам ракет и космических аппаратов. Обновлять материально-техническую базу нам в некоторой степени проще, потому что большинство стендов разработаны нашими преподавателями и изготовлены в Институте учебной техники ЮУрГУ. Кстати, там тоже работает много наших выпускников.

– Сложно ли сегодня, когда инженерные специальности не в моде, набирать студентов на такой серьезный факультет?

– Это всегда было непросто. Не скрою, что учиться у нас трудно. Но когда я бываю в школах Челябинска и области, разговариваю с ребятами и их родителями, то всегда рекомендую поступать туда, где учиться трудно. Потому что означает это лишь одно – этот университет, этот факультет дают хорошее образование. Учиться по-настоящему всегда трудно! Там, где учиться легко, вы достойного образования не получите. И я еще ни разу не слышал, чтобы наши выпускники жалели о том, что поступили на аэрокосмический факультет. Любой сегодняшний студент вам это подтвердит.

(

Студентка третьего курса Евгения Зверева

охотно согласилась с деканом факультета: «Я училась в физико-математическом классе и уже в школе знала, что поступать буду только на техническую специальность. Правда, об аэрокосмическом факультете в ЮУрГУ знала мало и планировала поступить на архитектурно-строительный. Но сегодня нисколько не жалею, что пришла на аэрокосмический. Сейчас уже определилась со специальностью и понимаю, что знания нам дают хорошие и ребята здесь учатся очень интересные. Я не считаю себя гением, но не скажу, что учиться здесь неимоверно трудно. Нужно просто учиться, а не бездельничать, прогулы здесь не прокатывают».)

– Вероятно, абитуриентов настораживает и тот факт, что их будущая профессия, да и исследования на кафедрах факультета, связаны с таким понятием, как секретность?

– Да нет никаких особых препятствий для студентов, желающих участвовать в различных международных программах, в том числе в программе Work&Travel или просто поехать за границу туристом. Гражданские права наших студентов никак не ограничены. Определенные обязательства студентов старших курсов, аспирантов – это, скорее, дисциплинирующая форма. Но и это имеет свой несомненный плюс, потому что любая компания имеет свои ноу-хау, конфиденциальную информацию и ценит специалистов, которые не только получили приличное образование, но еще и умеют работать с такими документами. Наши выпускники очень востребованы, это не секрет, и, как правило, успешны, если говорить о карьере.

Два уровня – тоже плюс

На какие специальности сегодня приглашает аэрокосмический факультет?

– Специалитет.

160700.65 «Проектирование авиационных и ракетных двигателей»

  • Специализация «проектирование жидкостных ракетных двигателей».

  • Специализация «проектирование ракетных двигателей твердого топлива».

  • Специализация «проектирование систем охлаждения и устройств тепловой защиты авиационных и ракетных двигателей».

160100.65 «Самолето- и вертолетостроение»

  • Специализация «вертолетостроение».

160400.65 «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов»

  • Специализация «ракетные транспортные системы».

  • Специализация «пусковые устройства, транспортно-установочное оборудование и средства обслуживания стартовых комплексов».

Бакалавриат.

151000.62 «Технологические машины и оборудование»

  • Профиль «гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».

160100.62 «Авиастроение»

  • Профиль «самолето- и вертолетостроение».

160400.62 «Ракетные комплексы и космонавтика»

  • Профиль «ракетостроение».

  • Профиль «стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов».

Магистратура.

151000.68 «Технологические машины и оборудование»

  • Программа «гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».

160100.68 «Авиастроение»

  • Программа «вертолетостроение».

160400.68 «Ракетные комплексы и космонавтика»

  • Программа «ракетостроение».

И еще в этом учебном году у вас появилась программа среднего специального образования по подготовке летчиков гражданской авиации?

– Специальность называется «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Выпускникам этой специальности присваивается квалификация «пилот коммерческой авиации». В их подготовке принимает участие и наш факультет. Сегодня, как известно, не хватает не только пилотов гражданской авиации, но и инженеров наземного обслуживания самолетов. Поэтому в будущем мы планируем открывать эту специальность, так как у нас есть родственная специальность «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». Это тоже наземное обслуживание, но ракет. То есть в будущем ребята смогут перевестись с этой специальности на новую, связанную с гражданской авиацией, которая сегодня также востребована. Таким образом, мы постоянно меняемся в соответствии с требованиями рынка, запросами работодателей. Хотя ключевые специальности в области ракетостроения, двигателей летательных аппаратов, гидро- и пневмосистем у нас сохраняются.

– Довольно часто преподаватели высказываются против двухступенчатой системы образования в высшей технической школе.

– А я считаю, что ничего плохого в том, что и в технических вузах есть разделение на бакалавриат и магистратуру, нет. Дело в том, что молодые люди довольно часто необдуманно выбирают специальность после окончания школы. Они проучатся четыре года, повзрослеют, определятся и, с учетом этого, могут идти в магистратуру. Раньше у них такой возможности не было, они получали диплом о высшем образовании и, если хотели сменить направление деятельности, то вынуждены были получать второе высшее образование. А сейчас, пройдя первую ступень высшего образования (бакалавриат), они могут изменить направление в рамках магистратуры. Экономисту не нужно глубокое инженерное образование, но, со степенью бакалавра в инженерной области такие экономисты с магистерской степенью будут востребованы на рынке труда. К тому же, не все родители могут учить своих детей пять и шесть лет. Получив степень бакалавра, молодой человек может работать и продолжать обучение в магистратуре. Много плюсов у такой системы высшего образования, не надо их сбрасывать со счетов.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке холдинговой компании «Микчел&К» (главный акционер К. А. Жаботинский, ген. директор В. В. Розина – выпускники аэрокосмического факультета).

Аэрокосмический факультет ЮУрГУ,
адрес: Челябинск, пр. Ленина, 85 (2 корпус ЮУрГУ), 2 этаж, ауд. 235;
тел.: 8 (351) 267-91-22;
Acf.susu.ac.ru

Фото: Фото Антона ЧЕРНЕНКО и из архива аэрокосмического факультета ЮУрГУ

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
ТОП 5
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления