RU74
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Челябинске

Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

0 м/c,

737мм 31%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Образование В поисках рабочих нового формата

В поисках рабочих нового формата

Рабочие специальности необходимо культивировать в школе и привлекать студентов в учреждения начального и профессионального образования, чтобы устранить перекос в сторону высшего образования и создать штат...

Рабочие специальности необходимо культивировать в школе и привлекать студентов в учреждения начального и профессионального образования, чтобы устранить перекос в сторону высшего образования и создать штат высококвалифицированных рабочих кадров. Вопрос нехватки рабочих и специалистов среднего звена на южноуральских заводах и предприятиях обсуждался на заседании общественного совета при Заксобрании области.

В Челябинской области на сегодняшний день находятся 53 учреждения начального профессионального и 88 учреждений среднего профессионального образования. Но они не могут сегодня конкурировать с вузами, куда предпочитают поступать выпускники школ. Между тем потребность в кадрах с начальной профессиональной подготовкой – 67%, со средней – 18, высшей – 15%. «Соотношение, которое подходит для инновационной экономики – один инженер на одного техника и на пять рабочих, – рассказывает заместитель министра образования и науки Галина Казакова. – За последние 20 лет система профтехобразования пришла в разоренное состояние и соотношение несколько иное: два инженера на одного техника и одного рабочего. Но этот дисбаланс нам нужно изменить».

По словам Галины Казаковой, 2011 год был переломным в этой системе начального и среднего профессионального образования – во многих регионах были приняты программы по профобразованию. По нашей областной предполагается дополнительно 1,3 миллиарда рублей к ежегодным 2,4 миллиарда. «Львиная доля средств уйдет на зарплату преподавателей, социальную поддержку, стипендию и питание учащихся», – уточняет она.

Другой вопрос в том, что даже увеличение финансирования учреждений НПО и СПО не приведет к росту количества студентов в них. И это связано с демографической ситуацией. «Челябинская область является промышленной и индустриальной, и ни один завод не может работать без специалистов среднего звена и рабочих, – отмечает ректор челябинского института развития профессионального образования Евгений Сичинский. – Однако решению проблемы обеспечения индустрии рабочими кадрами препятствует демографическая яма. Если школы уже преодолели дно этой ямы, то учреждения начального и среднего профобразования окажутся там только в следующем году. Затем начнется постепенный подъем, но даже в ближайшие 20 лет мы не достигаем уровня рождаемости 80-х годов прошлого века. Откуда брать студентов? Их количество ограничено. Здесь начинается дележка между уровнями образования. Сложился перекос: сегодня 70% выпускников идут в вузы, 20% – в СПО и 10% – НПО. Единственный выход – перераспределение акцентов, но здесь нужна политическая воля».

Председатель общественного совета по образованию Иван Иоголевич считает, что немаловажную роль имеет воспитание детей в школьный период: дети должны понимать, что человек, который может что-то сделать своими руками, важен для государства. «Вопрос нехватки рабочих не первый год стоит на повестке, – говорит Иван Иоголевич. – Нужны люди рабочих специальностей, причем не просто рабочие, а квалифицированные рабочие – инженеры. Долгое время эти специалисты не были востребованы и экономика существовала за счет дутых ресурсов, и со времени мирового кризиса стало понятно, что это тупиковый путь. А за 20 лет были растеряны традиции как в самом производстве, так и в подготовке кадров: школы перестали ориентировать на эти профессии, в семьях перестали культивироваться эти специальности. Очень легко потерять, трудно собирать назад. Я думаю, когда сегодня мастер начинает получать значительно больше, чем человек, занимающийся перекладыванием бумаг, то становится понятно, что эта профессия востребована и является статусной».

Пока учреждения НПО и СПО думают, как справиться с проблемами, продвинутые работодатели нашли свой выход из положения – они создают учебные центры прямо на предприятии, часто привлекая в ряды высококвалифицированных работников выпускников вузов. Первый вице-президент ЧРОР «ПРОМАСС» Константин Захаров считает, что сегодня система образования готовит специалистов, ориентированных на некие образовательные стандарты. Но это не совсем эффективно, потому что специалисту нужны не только знания, но и навыки, умения. Он должен быть компетентным. «Они получают в учреждении базовые знания о материалах, технике безопасности, а потом приходят к нам на предприятие, где их готовят к реальному процессу, и на самом предприятии организуется учебный комбинат, – уточняет он. – Современные производства вынуждены создавать такие комбинаты, чтобы подготовить специалистов к работе с современным оборудованием».

В региональном министерстве образования и науки разработали ряд мероприятий, которые позволят вывести учреждения НПО и СПО на новый уровень. «Необходимо формирование эффективной территориально-отраслевой организации системы профобразования, повышение привлекательности программ, модернизация, государственно-общественная система оценки качества профобразования, внедрение новых финансовых механизмов, в том числе перевод учреждений на «автономку», развитие кадровых ресурсов и грамотный мониторинг», – пояснила Галина Казакова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления