RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

741мм 30%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Образование Ирина Окольнишникова, доктор экономических наук, декан торгово-экономического факультета ЮУрГУ: «Предприятия уже ждут наших полиграфистов»

Ирина Окольнишникова, доктор экономических наук, декан торгово-экономического факультета ЮУрГУ: «Предприятия уже ждут наших полиграфистов»

В 2010 году на торгово-экономическом факультете ЮУрГУ была открыта новая образовательная программа – «Технология полиграфического и упаковочного производства». Причиной, прежде всего, стала огромная востребованность специалистов данного профиля, в том числе и на предприятиях Южного Урала. Современной полиграфической промышленности требуются специалисты, освоившие новые технологии и получившие подготовку мирового уровня. Почему именно ЮУрГУ получил лицензию на открытие этой программы? Что показал первый год обучения? Где могут работать выпускники, и где этим летом они проходят первую в своей жизни практику? Какие перспективы ждут будущих инженеров полиграфического производства в 2012–2013 учебном году? Об этом и многом другом рассказала абитуриентам 2012 года декан торгово-экономического факультета Ирина Окольнишникова.

Специалисты нового времени

– Ирина Юрьевна, причиной рождения новой образовательной программы стала потребность предприятий в специалистах данного профиля?

– Современных специалистах, владеющих новыми технологиями и обладающих самыми современными знаниями. Сегодня рынок полиграфических услуг и производства упаковки стремительно развивается как в России, так и на Южном Урале. Скажу больше: это одна из тех отраслей, в которой экономические кризисы ощущаются менее всего. Ведь полиграфические предприятия обслуживают целый ряд отраслей, в том числе торговлю и пищевую промышленность, а также рекламную индустрию, рынок издательской газетно-журнальной продукции, издательские дома, и потому спрос на полиграфические услуги остается относительно стабильным.

Развиваясь динамично, полиграфические предприятия испытывают острый дефицит в дипломированных технологах. Сегодня технологии печати постоянно совершенствуются, меняются оборудование и расходные материалы, поэтому нужны профессионалы, которые способны принимать грамотные решения, чтобы полиграфическое производство было рентабельным. Таких специалистов мы и готовим.

– Где ваши выпускники могут работать, получив диплом бакалавра?

– В издательских центрах и типографиях, в центрах оперативной полиграфии, в рекламно-полиграфических фирмах и рекламных агентствах, на предприятиях по производству многокрасочной упаковочной продукции, в полиграфических службах предприятий продовольственных и непродовольственных товаров – здесь вопрос упаковки является вопросом качества и безопасности товара, а также в издательских отделах СМИ. Всюду нужны технологи полиграфического и упаковочного производства. Но, если они после четырех лет обучения захотят продолжить образование, то могут поступить в магистратуру этого же профиля.

– Для обучения современных специалистов нужна соответствующая времени материальная база. Она в ЮУрГУ есть?

– Да, причем, это одно из наших самых сильных конкурентных преимуществ. Я не буду останавливаться на компьютерных классах и общеуниверситетских лабораториях ЮУрГУ, в которых проходит обучение студентов всех специальностей. Мощнейшая материально-техническая база нашего университета известна. Причем она постоянно обновляется и пополняется. Расскажу непосредственно о полиграфическом оборудовании. Уже пятый год на торгово-экономическом факультете в режиме реального времени работает учебно-производственный рекламно-полиграфический центр. В нем представлена практически вся современная цифровая оперативная полиграфия и техника по производству сувенирной продукции. Это аппараты для высокоскоростной рекламной печати и копирования изображений различных форматов. Оборудование центра позволяет печатать широкоформатные изображения. Современные технологии печати чернилами на водной основе, копирования и сканирования обеспечивают высокую скорость изготовления и высокое качество изображения.

– То есть студенты изучают полиграфические технологии на данном оборудовании?

– Здесь проходит практика. Студенты самостоятельно осуществляют предпечатную подготовку, печатают продукцию, а также осваивают более десяти видов постпечатной обработки материалов: резку, скругление углов, биговку, фальцовку, ламинирование, тиснение, брошюрование... То есть на практике постигают современные полиграфические технологии.

Кроме того, учебные занятия и практика студентов проходит на оборудовании нового современного Издательского центра ЮУрГУ. Там в процессе полиграфического производства используется только самое современное офсетное, цифровое, постпечатное оборудование. Специалисты нашего факультета изначально готовили проект технологического оснащения Издательского центра, и университет в рамках программы «Образование» закупил великолепное полиграфическое оборудование по нашему проекту. И, конечно же, важнейшее значение имеют занятия студентов в специализированных лабораториях товароведения и экспертизы товаров, где изучаются качество, физико-химические свойства полиграфических и упаковочных материалов, их устойчивость к повреждениям, экологическая чистота, безопасность для здоровья потребителей, возможность использования в тех или иных процессах производства.

Обоюдный интерес

– И все-таки важно, чтобы будущие специалисты почувствовали полиграфический рынок Челябинска. Налажены ли у факультета связи с предприятиями города?

– На этой неделе наши студенты-полиграфисты выходят на учебную практику. Проходить она будет на базе различных полиграфических предприятий Челябинска и Магнитогорска. Это крупные, солидные, известные на рынке компании – например, «Челябинский дом печати», типография «Два комсомольца» и другие. Наша инициатива предприятиями полиграфии была встречена с абсолютным пониманием, директора предприятий охотно берут на практику будущих специалистов. Дефицит таких специалистов есть, это ощущается везде. Поэтому предприятия предлагают нам и встречные проекты – ведущие специалисты готовы читать в университете специальные курсы для студентов, вести сквозные научно-практические проекты. Мы видим большой интерес к сотрудничеству и рады этому.

– В советское время только два вуза в огромной стране готовили таких специалистов. Сегодня у вас много конкурентов?

– Конечно, сегодня ситуация не такая, какой она была в СССР, но и теперь конкурентов у нас немного. Желающих ввести такую образовательную программу в вузе было немало, но на всем Южном Урале была удовлетворена заявка только нашего университета. Потому что требования выставляются очень жесткие и к профессорско-преподавательскому составу, и к материальной базе, и к возможностям учить современным инновационным технологиям. Поэтому, если говорить о Южном Урале, то мы уникальны.

– Где вы готовили преподавателей для этой программы?

– Учебный план, который определяется государственным стандартом в этой области, демонстрирует, что это техническое направление. Наши выпускники получают инженерный диплом – диплом бакалавра. И в дальнейшем смогут продолжить обучение в магистратуре. Будущие полиграфисты осваивают комплекс различных дисциплин. Прежде всего, наши выпускники по сути – технологи. Поэтому в программе предусмотрен мощный технологический и естественно-научный блок. И это для ЮУрГУ, конечно же, карт-бланш, потому что качество специалистов университета высочайшее, оно проверено годами.

Еще один блок посвящен вопросам разработки и технологии полиграфической продукции и упаковки. Это традиционное направление кафедры маркетинговых коммуникаций торгово-экономического факультета. Кроме того, при подготовке к открытию этого направления мы специально обучали сотрудников нашей кафедры по программам повышения квалификации. И еще одна важная составляющая профессии полиграфиста – упаковочное производство. И мы начинаем в этом направлении очень интересный проект – создание «умной упаковки». Его развитие будет происходить под патронатом ректора ЮУрГУ Александра Шестакова. К работе над этим проектом мы привлекаем полиграфистов из Москвы, японских ученых, вместе с которыми будем создавать и внедрять в производство прежде всего пищевой промышленности «умную упаковку».

«Умная упаковка»

– Что это такое?

– Это высокотехнологичный инновационный продукт, который способен реагировать на свойства окружающей среды. Известно, что яркий солнечный свет вреден для молока и молочных продуктов, «умная упаковка» будет реагировать на уровень света и менять свои свойства, то есть она сможет подстраиваться под ту среду, в которой хранится продукт, создавая необходимые для него свойства хранения. С другой стороны, такая упаковка может «рассказать» покупателю о свойствах продукта, качестве его хранения, изменяя цвет специальных индикаторов. К примеру, если мясо несколько раз подвергалось заморозке и разморозке, что недопустимо, то цвет полоски, которая является индикатором, изменится. Такая упаковка создается для продуктов, к которым предъявляются повышенные требования. И сегодня она актуальна для всего мира. Это передовые технологии, упаковочный тренд. В дальней перспективе у нас не только разработка такой упаковки, но и создание научного кластера по ее внедрению на предприятиях пищевой промышленности Южного Урала. У нас ведь в регионе сильная пищевая промышленность, развитая. Есть для кого работать.

– Упаковка сегодня становится еще и огромной проблемой в сфере экологии.

– Решение этой проблемы также входит в наши планы. «Умная упаковка» будет производиться из саморазрушающегося материала. При попадании в окружающую среду в течение определенного времени она должна полностью разложиться на невредные для человека и других живых организмов вещества. Это только один из аспектов экологической проблемы. Есть и другой. Часто, говоря о полиграфических предприятиях, те, кто работал на них тридцать-двадцать лет назад, называют их химически вредными. Это абсолютно не соответствует сегодняшней действительности. В настоящее время полиграфические предприятия, напротив, одни из самых «чистых». Уровень чистоты на современных полиграфических предприятиях соответствует самым высоким мировым стандартам.

– В издательском центре ЮУрГУ стоит именно такое оборудование?

– Конечно. Это современное полиграфическое цифровое оборудование, в которое «на входе» закладывается файл, а на выходе получается готовая книга. Машина сама печатает, переворачивает, разбивает по страницам, брошюрует, кладет под нож, подрезает... Это полностью автоматизированная технологическая линия, технолог просто контролирует процесс.

Тонкости технической профессии

– Ваши студенты параллельно изучают еще и основы дизайна?

– Дизайн мы изучаем несколькими курсами, поскольку чаще всего заказчик приходит на полиграфическое предприятие с уже готовым макетом. Но! Его нужно проверить, чтобы он подходил под конкретную машину, сделать цветокоррекцию, иногда исправить какие-то мелкие ошибки дизайна. Поэтому владеть навыками предпечатной подготовки полиграфисты должны обязательно, и у них в программе достаточное число компьютерных курсов. Мы не учим их профильно дизайн-проектированию, это отдельная тема, но они могут любой файл грамотно подготовить к печати.

– Поскольку это технические специальности, у вас тоже растет число бюджетных мест?

– Конечно. В этом году у нас 15 бюджетных мест. В прошлом году их было 12, и мы достаточно быстро заполнили бюджетные места, потому что было большое количество желающих. По составу наши группы – это на две трети бюджетники и контрактники. И, конечно же, профильными предметами при поступлении являются математика, физика, русский язык.

– В прошлом году возникали проблемы из-за того, что абитуриенты плохо сдали ЕГЭ по физике?

– Мы такой проблемы не почувствовали. Возникает лишь традиционная проблема перестройки школьной ментальности на вузовскую. Возможно, на гуманитарных факультетах этот процесс незаметнее, но технические дисциплины требуют большей самодисциплины, большего внимания. Но, поскольку мы работаем в балльно-рейтинговой системе, у студентов есть возможность сдать сначала те предметы, которые им даются легче, оставив напоследок все самое сложное. И ребята этой возможностью успешно пользуются. У нас много мальчиков на этой образовательной программе, чему мы очень рады. Но и девочки учатся хорошо, прекрасно осваивают все тонкости профессии.

– На этом направлении тоже есть международные программы?

– Они есть на всех направлениях торгово-экономического факультета ЮУрГУ. Студенты могут заниматься в языковых школах университета, чтобы затем поехать на стажировку за рубеж. Кроме того, я уже сказала, нам предстоит интереснейший научно-практический проект, над которым мы будет работать в сотрудничестве не только с московскими, но и японскими учеными.

Торгово-экономический факультет ЮУрГУ,
адрес: г. Челябинск, пр. Ленина 85, 2-й учебный корпус, ауд. 563/2;
тел.: 267-92-88, 267-97-36.
Susu.ac.ru/ru/f/fc
Tef.susu.ac.ru

Приемная комиссия работает во втором учебном корпусе на четвертом этаже.
Тел.: 8-951-240-41-11.
Время работы: пн–пт – с 9:00 до 17:00, сб–вс – с 9:00 до 13:00.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления