В феврале 2013 года произошло событие, изменившее течение жизни торгово-экономического факультета и факультета пищевых технологий ЮУрГУ. На базе этих факультетов решением ученого совета университета сформирован институт экономики, торговли и технологий.
О том, как создание института повлияет на учебный процесс, как улучшится жизнь студентов и преподавателей, в каком направлении будет развиваться новое подразделение, и о многом другом рассказывает директор института, доктор экономических наук, член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), гильдии маркетологов России, Американской академии рекламы Ирина Окольнишникова.
– Почему возникла необходимость в создании Института экономики, торговли и технологий?
– Интеграция – тренд современного российского высшего образования. Объединяются не только факультеты, но и институты, университеты. Торгово-экономический факультет и факультет пищевых технологий изначально были одной структурой. Объединение –своеобразное возвращение к истокам, но на принципиально новом уровне.
– Станет ли институт филиалом ЮУрГУ?
– Институт – это не филиал! Это масштабное учебно-научное подразделение университета с единой направленностью. Наш институт образован путем слияния двух родственных факультетов, осуществляющих подготовку специалистов для инфраструктуры современного бизнеса. Мы готовим экономистов, логистов, специалистов таможенной службы, налоговиков, экспертов по качеству, экспертов-товароведов, бухгалтеров, специалистов банковского дела, специалистов по недвижимости, госслужащих, специалистов муниципальных служб, управленцев, технологов и инженеров пищевых производств, биотехнологов, менеджеров ресторанного бизнеса, антикризисных управленцев, PR-специалистов, дизайнеров, бренд-менеджеров и рекламистов, налоговиков и финансистов, менеджеров различных профилей.
Теперь в составе института десять выпускающих кафедр, а также учебно-производственный Центр рекламных технологий, выставочный центр «Наука и технологии Южного Урала», центры информационных технологий и др. Многие образовательные программы двух факультетов схожи, поэтому укрупнение формата было предопределено.
Отмечу, что институт экономики, торговли и технологий – не первый в университете. В структуре ЮУрГУ успешно действуют институт международного образования, институт открытого и дистанционного образования, институт дополнительного образования.
– В чем польза объединения для студентов и преподавателей?
– Интеграция дает новые возможности для подготовки студентов и реализации научных проектов. На базе института будут организовываться крупные межкафедральные и межфакультетские научно-исследовательские и учебные проекты, а также спортивные акции, конкурсы и праздники.
– Какие новые направления подготовки появятся в институте?
– В результате объединения в институте окончательно оформляется мощный технологический блок. В ЭТТ есть направление «технология продуктов животного происхождения», на специалистов этого направления уже поданы заказы от крупных мясоперерабатывающих комплексов. К блоку технических направлений подготовки «товароведение и экспертиза товаров», «метрология и стандартизация», «управление качеством» и «технология полиграфического и упаковочного производства» добавляется «технология продуктов растительного происхождения», включающая в себя производство хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Также в технический блок института добавляется популярная у абитуриентов и работодателей «технология продуктов общественного питания».
В ближайшее время в институте будет открыт новый актуальный профиль подготовки – обслуживание холодильного оборудования. Это также очень востребованное направление.
– Когда изменения окончательно вступят в силу?
– Официально институт экономики, торговли и технологий ЮУрГУ начнет функционировать с сентября 2013 года. Но уже сейчас оба факультета координируют свою деятельность и в плане организации учебной работы, и в плане научных исследований.
– Для тогочтобы стать по-настоящему востребованным специалистом, необходимо владеть английским, быть знакомым с мировым опытом организации бизнес-процессов в крупнейших корпорациях. Институт экономики, торговли и технологий ЮУрГУ славится своими международными программами. Как давно на факультете (а теперь уже и в институте) действуют программы международного сотрудничества?
– С 2007 года. Сотрудничество с ведущими университетами США, Китая, Швейцарии, Нидерландов, Австралии, Северного Кипра, Турции, Белоруссии, Украины, Казахстана и других стран занимает в нашей работе одно из ведущих мест. Мы ориентируемся на потребности наших студентов, для которых важно, чтобы качественное образование было интегрировано с мировыми экономическими процессами, чтобы можно было осуществить сравнение технологий, бизнес-процессов и управленческих решений. Наши международные программы открывают студентам границы стран и континентов.
– В каких программах может принять участие студент института экономики, торговли и технологий?
– Студенты активно принимают участие в краткосрочных профессиональных и языковых стажировках, в программах академической мобильности, программах двойных дипломов. Также они участвуют в работе международных видеоклассов, в ходе которых совместно с зарубежными коллегами изучают проблемы экономики, маркетинга, налогообложения.
– Бытует мнение, что зарубежные программы – дорогое удовольствие. Это так?
– Далеко не всегда! Самый простой способ на практике изучить зарубежный опыт ведения бизнеса – принять участие в международных видеоконференцклассах по специальным дисциплинам. Сегодня у нас действуют два российско-американских класса – по внешней торговле и международному маркетингу. С нового учебного года к ним добавляется класс по бухгалтерскому учету и налогообложению. Все курсы авторские и бесплатные. Российские и американские студенты под руководством двух ведущих профессоров, бизнес-тренеров изучают, к примеру, разработку маркетинговой стратегии предприятия в условиях российской и американской экономики, выделяют различия, разрабатывают национальные подходе к рекламе и тому подобное.
– Как и где проходят программы академической мобильности?
– Мы стараемся организовать программу так, чтобы принять в ней участие смогло как можно больше студентов. Поэтому так популярны вузы Китая – здесь и высочайшее качество учебного процесса, и инновационные технологии, и приемлемые цены. Например, среди ключевых партнеров нашего института – Шаньдунский институт бизнеса и технологий (г. Янтай) и Чжецзянский океанический университет (г. Чжоушань).
– Вы упомянули о программах двойных дипломов.
– Да. Не могу не сказать об уникальной программе международной магистратуры совместно с университетом Кларка (США), организованной институтом международного образования ЮУрГУ. В ней также принимают активное участие наши преподаватели. Программа «Маркетинговые коммуникации» позволяет за два года получить два магистерских диплома – российский и диплом одного из лучших американских университетов, обучаясь (по желанию) или только в России, или с выездом на последних семестрах в США. И, конечно, хорошо выучить английский!
– С чего начать студенту, который хочет принять участие в международных программах института экономики, торговли и технологий ЮУрГУ?
– Прежде всего, конечно, поступить (улыбается). А дальше важно усиленное внимание к английскому и участие в программах языковых стажировок. Поступайте в институт экономики, торговли и технологий и отправляйтесь в путешествие за знаниями вместе с нами!
Тел.: (351) 267-97-36, 267-92-88, 8-908-08-123-55;
e-mail: okolnishnikova@yandex.ru;
Ett.susu.ac.ru;
Vk.com.