Новую систему начисления стипендий в государственных вузах предлагает Министерство образования и науки РФ. Согласно ей, должен быть установлен специальный средний балл промежуточной аттестации. Только преодолев этот порог, студент-бюджетник сможет получить от государства полагающуюся финансовую поддержку.
Сторонники новой стипендиальной модели считают, что это послужит хорошим стимулом для повышения студенческой успеваемости. Ведь теперь, чтобы не лишиться своих законных денег, нужно будет подходить к ежедневным лекциям и семинарам с не меньшей ответственностью, чем к экзаменам и зачетам. «Эта норма позволит образовательному учреждению с учетом мнения совета обучающихся и профсоюзной организации более эффективно распределять бюджетные ассигнования, предусмотренные на стипендиальное обеспечение учащихся», – также подчеркивают в Минобрнауки.
Ректор Южно-Уральского института управления и экономики (ЮУИУиЭ) Анатолий Молодчик тоже находит идею Минобра замечательной: «Думаю, эта мера направлена на повышение в первую очередь ответственности среди обучающихся. Не берусь давать однозначный прогноз, но какой-то положительный результат, скорее всего, будет достигнут».
«Южно-Уральский институт управления и экономики – негосударственное учебное заведение, поэтому мы уже давно используем подобную схему, – поясняет ректор ЮУИУиЭ. – У нас есть целая категория студентов, обучающихся за счет грантов. Стоимость одного гранта равна цене годичного обучения в нашем институте – примерно 45 тысяч рублей. Ежегодно мы выделяем порядка 50 таких грантовых мест. Причем их обладатели должны не только отлично учиться, но и вообще проявлять активность: либо осуществлять какую-то научно-исследовательскую деятельность, либо заниматься социально значимыми проектами – городского уровня или в вузовских рамках».
«Два раза в год мы собираем специальный совет, – добавляет Анатолий Молодчик. – По итогам зимней и летней сессии принимается решение касательно каждого грантообладателя. В результате место либо остается за ним, либо переходит к другому студенту».
Но что думают по этому поводу сами учащиеся челябинских институтов?
«С одной стороны, логично предположить, что студент, который сдал экзамены на отлично, и в течение семестра учится хорошо: иначе как бы он сдал всё на пять? – говорит студентка факультета журналистики ЧелГУ Дарья Полякова. – Но с другой стороны, скорость работы у всех разная. Есть куча одарённых студентов, которые затягивают до последнего, но потом всё сдают на отлично – такие студенты в связи с новым законом могут отсеяться, и останутся одни «зубрилы», всегда готовые к ответу».
«Также надо учитывать специфику факультетов, – продолжает она. – Может быть, на технических такое и «прокатит», ну а факультеты творческих специальностей? Например, в институте кино и искусства ребята начиная со второго курса регулярно ездят на фестивали и конкурсы, их нет в городе месяцами, они не в состоянии сдать промежуточную аттестацию так, как могут сдать итоговую за семестр!»
Дарья одновременно учится и работает журналистом: «Я не всегда могу присутствовать на парах из-за работы, по некоторым предметам есть долги, но я всегда ликвидирую их к окончанию семестра».
Не испытывает восторга и пятикурсник ЮУрГУ Алексей. «Наличие людей, которые учатся бесплатно, – это банально невыгодно. И для государства, и для руководства вузов, – считает он. – На мой взгляд, такая мера изобретена государством не для улучшения успеваемости, а для обыкновенного «зажимания» средств на своих граждан и постепенного сокращения в стране бюджетных мест».
«В свое время я сам вылетел с бюджетного отделения за непосещаемость, – откровенничает молодой человек, – И отчасти это было справедливо. Но пытаться сделать безупречную учебу нормой, пусть даже только среди бюджетников, – по-моему, нонсенс. Отличников всегда было и будет абсолютное меньшинство, и это естественно».
Однако студент ЧГАКИ Руслан к чиновной инициативе куда более лоялен. «Лично я свою стипендию и право бесплатно обучаться всегда старался отрабатывать на сто процентов, – утверждает студент. – Хожу на все без исключения лекции – если не возникает каких-то совсем уж экстренных обстоятельств. Нормально готовлюсь к каждому практическому занятию. Не потому, что я такой весь из себя хороший и правильный. Просто поступаю так, как привык и действительно считаю нужным».
«И я знаю немало ребят-бюджетников, которые относятся к учебе довольно наплевательски, – добавляет Руслан. – Чтобы сохранить и бюджетное место, и стипендию, многим достаточно время от времени просто появляться на парах и немного подсуетиться перед очередной сессией. Не то чтобы я завидую, но согласитесь – это не слишком справедливо».
Действующий закон об образовании предоставляет возможность вузам самим решать вопрос о распределении стипендий применительно к каждому конкретному студенту. Тем не менее президент страны Владимир Путин потребовал от министра образования Дмитрия Ливанова исключить случаи вмешательства сотрудников ведомства в процесс распределения стипендий в вузах, что противоречит закону об образовании.
На днях Минобрнауки РФ запустило специальную горячую линию для студенческих вопросов, в том числе касающихся стипендий. Специалисты дадут консультацию по номеру: 8-800-333-91-94 с 10:00 до 18:00 (мск).