Все новости
Все новости

Анатолий Молодчик, директор Колледжа права и экономики: «Мы создаем такую атмосферу, в которой студентам хочется быть успешными»

Челябинскому Колледжу права и экономики 28 ноября исполняется 20 лет. Это было одно из первых частных учебных заведений в Челябинске. В начале пути директору колледжа Анатолию Молодчику постоянно приходилось доказывать, что частное образование может быть качественным. Сейчас он борется со стереотипами о невостребованности среднего профобразования, но, несмотря на любые трудности, колледж всегда привлекал абитуриентов качеством и особой атмосферой.

– Анатолий Викторович, каким достижением колледжа за 20 лет вы гордитесь больше всего?

– Горжусь тем, что на протяжении 20 лет в наш колледж идут студенты, и идут поколениями. Сначала учились родители, теперь они проводят своих детей. На родительских собраниях часто слышим: «Мы не зря выбрали вас, потому что нашим детям здесь уделяют много внимания, они не брошены, не предоставлены сами себе, о них заботятся и дают хорошие знания». Это доверие – самое главное достижение.

– Колледж появился в 90-е годы, когда бизнесмены предпочитали открывать торговые точки. Почему вы сделали ставку на образование?

– Тогда появился новый закон «Об образовании», который впервые в отечественной новейшей истории обратил внимание на проблемы российского образования. Он открыл для инициативных людей возможность реализовывать свои проекты в этой сфере. Так появился колледж.

Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием была огромная, потому что отрасли экономики, юриспруденции только-только начали развиваться, от государственного управления стали переходить к рыночным отношениям. Специалистов именно в этих сферах ждали все. Востребованность наших выпускников была невероятной, мы выпускали в то время по 600 по 700 человек, и все они сразу находили работу.

– А сейчас? Ведь много говорится о том, что экономистов и юристов предостаточно, не пора ли сменить профиль?

– Я думаю, что профессионалы своего дела будут востребованы всегда. Когда мы выбирали название учебному заведению, то рассматривали экономику не как науку, а как сферу хозяйствования. Именно поэтому у нас не только традиционные направления, как экономика и бухучет. Мы также готовим специалистов технического профиля по таким направлениям, как монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, земельно-имущественные отношения, программирование в компьютерных системах. У нас есть дизайн и классические направления подготовки – операционная деятельность в логистике, банковское дело, право и организация социального обеспечения. Мы, кстати, в этом году первые в регионе получили лицензию на подготовку по специальности «право и судебное администрирование». Это новая специальность, с которой мы начали учебный год.

– Что входит в это направление подготовки?

– Право и судебное администрирование – это область юриспруденции, работа с системой обеспечения и исполнения обязательств судов и судебных приставов, сфера пенсионного и страхового обеспечения. До этого существовала специализация «правоведение», но она была более широкого спектра применения. Учитывая, что требованием во всех правоохранительных органах стало наличие высшего образования, произошел разрыв между потребностями работодателей и возможностями выпускников. По этой причине появилось новое направление в классификаторе. Наши выпускники могут быть помощниками секретарей в судах, заниматься делопроизводством. До этого таких специалистов никто не готовил.

– На ваш взгляд, вам удалось развеять миф о том, что частные учебные заведения могут давать качественное образование?

– Это нам приходится делать на протяжении всей истории колледжа. Буквально каждый наш выпускник – это доказательство того, что не только государственный сектор может быть гарантом качества. У нас ведь априори привыкли доверять государственным учебным заведениям, даже если некоторые из них не выдерживают никакой критики. Для нас показатель популярности колледжа среди абитуриентов, востребованность выпускников работодателями – это вопрос выживания, поэтому все, что мы делаем, направлено на развитие.

Да, нам приходится не только конкурировать с другими учебными заведениями, но и бороться со стереотипами. Мы недавно проходили аккредитацию, и в качестве похвалы мне сказали: «Надо же, оказывается и в частном колледже может быть все настолько в порядке». Эксперты оценили работу со студентами, материально-техническую базу. Их удивило то, что у нас есть дорогостоящее электронное, оптическое геодезическое оборудование, различные электронные приборы, такие как электронные теодолиты, тахеометры, GPS-навигаторы, приемники – в общем, все то, что необходимо при обучении по специальностям «земельно-имущественные отношения», «монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Эксперты попросили показать электронный теодолит, а он оказался на занятиях. Это удивило их еще более, что мы даем эти приборы в руки студентам. (Смеется.)

– 20 лет были беспроблемными?

– Это нельзя назвать ровной дорогой вверх, скорее это бег по пересеченной местности, иногда с неясными ориентирами. В системе образования очень много нормативных актов, которые пытаются детально регламентировать работу, и практически не остается места для творчества. Если сравнивать с серединой 90-х годов, тогда была возможность вести еще занятия и уроки со студентами. Сейчас день начинается с документов и ими заканчивается. В последнее время я перестал знать студентов в лицо. Для меня это самая большая потеря.

– Это объясняется тем, что усиливается контроль за качеством образования?

– Я скажу крамольную вещь, но к качеству образования это не имеет отношения практически никакого. Это имеет отношение к взаимоотношениям между образовательными организациями и органами управления.

– Как тогда родителям отличить хороший колледж от не очень хорошего?

– Это очень сложный вопрос. У всех у нас разные представления о хорошем. Главный совет – нельзя полагаться на различные рейтинги. Объективная система рейтингов в России еще не создана. Когда слышу: рейтинг 100 лучших ссузов или вузов России, сразу вспоминаю, что ежемесячно приходит два-три предложения заплатить несколько десятков тысяч рублей и получить место в списке или звание лучшего директора года. Все это коммерческие рейтинги, которые не имеют отношения к объективным показателям. Чтобы отличить плохое от хорошего, надо просто прийти в учебное заведение, походить по нему, почувствовать его атмосферу, сходить на день открытых дверей учебного заведения, поговорить с выпускниками, и для вас многое сразу станет ясным.

– Что вы стараетесь дать студентам?

– Для нас важно создать атмосферу в колледже. Ведь образование – это не только проведение занятий, это еще внеучебная жизнь студентов. Когда они приходят после девятого класса, мало кто в этом возрасте приходит за профессией. Они просто уходят из школы, это голосование ногами против школы, общей ситуации в образовании, попытка изменить свою жизненную траекторию. Картинка складывается так: если раньше порядка 60–70% девятиклассников оставались в школах, то сейчас это с точностью наоборот. На мой взгляд, это не столько голосование за СПО, сколько голосование против общего среднего образования, потому что, получив специальность, львиная доля ребят так или иначе ориентируется потом на получение высшего образование, хотя через колледж это более долгий путь. Но в этом есть свои преимущества. Получив среднее профессиональное образование, можно уже работать и получать высшее образование в заочной форме, оплачивая самостоятельно свое обучение.

– То есть вы выступаете именно за получение среднего профессионального образования, а потом – высшего?

– Да, я высказываюсь за эту траекторию, потому что она позволяет ребенку в ходе обучения в колледже ответить на вопросы, а мое ли это дело, а тем ли я занимаюсь. Изменить направление подготовки на этапе среднего профобразования гораздо проще, чем в вузе. Надо сказать, что около 20% выпускников колледжа меняют свое направление подготовки. В этом плане мы очень гибкие, и наши программы позволяют это делать.

Дело в том, что специфика работы в организациях настолько многообразна, что унифицировать ее и дать все знания, навыки во время учебы невозможно. Новые стандарты требуют от студентов ведения портфолио. В нем есть разделы, которые характеризуют компетенции нашего выпускника, на которые мы раньше не обращали большого внимания, – дисциплинированность, желание трудиться. Ни один работодатель не откажется от сотрудника, который готов трудиться, совершенствовать свои навыки. Портфолио начинает собираться уже с первого курса. В нем отражается все: успеваемость, участие в научной деятельности, внеучебной, победы в конкурсах, выступления на конференциях, спортивные достижения и так далее. 

– Я знаю, что в вашем колледже можно учиться бесплатно.

– Да, это так. У нас есть такое понятие, как гранты на обучение. Студенты, которые достигают наибольшего успеха в учебе, получают грант директора на один семестр. Но это подарок не от меня лично, а решение всего педагогического коллектива, который рассматривает кандидатуры на грант. Условия для его получения такие: нужно каждый семестр подтверждать свои достижения – не менее 50% четверок, остальные пятерки, или наоборот. (Улыбается.) Учитывается также участие в общественной жизни, научно-исследовательских проектах.

Есть у нас стипендиальная поддержка. Ежесеместрово в каждой группе подводятся итоги в виде рейтинга. Студент, занявший в нем первое место, поощряется стипендией в полторы тысячи рублей. Это не так много, но приятно.

Кроме того, у нас бесплатное допобразование – кружки, секции, в общей сложности десятка полтора направлений для самореализации.

По итогам обучения в колледже выпускники могут получить грант ректора на бесплатное обучение в нашем вузе (Южно-Уральский институт управления и экономики) по своей же специальности. Решение также принимается на педагогическом совете. Студент последнего курса после сдачи итоговой государственной аттестации должен заявить о своём намерении претендовать на грант. В прошлом году у нас три выпускника получили такие гранты.

– Зачем частному колледжу такая социальная нагрузка?

– У нас есть свой интерес. (Смеется.) Ответ на этот вопрос простой. С одной стороны это некая социальная программа, с другой – создание той самой атмосферы, которая мотивирует ребят на успешное обучение. Можно отсиживаться на парах, а можно проявлять себя и получать за это хороший бонус. Студенты начинают чувствовать себя успешными и делать все, чтобы развиваться и совершенствоваться дальше.


Поделиться

Колледж права и экономики – образовательное учреждение среднего профессионального образования, был основан в 1994 году. Учредителем колледжа является учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский институт управления и экономики». Основная цель – обеспечение рынка труда профессиональными специалистами в области правоведения, экономики, программного обеспечения и дизайна.
В колледже можно получить образование на трех отделениях:
– юридическое;
– экономическое;
– информационных технологий и дизайна.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

Реклама

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter