Образование Юрий Конников, председатель Челябинской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ: «Сегодня слезами и спонтанными митингами ничего не добиться, нужно защищать права профессионально»

Юрий Конников, председатель Челябинской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ: «Сегодня слезами и спонтанными митингами ничего не добиться, нужно защищать права профессионально»

В детстве Юрий Конников мечтал учить бедных африканских детей. Но всю жизнь ему пришлось помогать развивать систему образования в Челябинской области и защищать права российских педагогов. Сейчас председатель Челябинского регионального профсоюза работников образования мечтает о другом – чтобы учителя никогда не жалели о выборе профессии.

Профессиональная защита

Юрий Владимирович, вы много лет возглавляете профсоюз работников образования. Как удалось сделать так, что в профсоюз хотят вступать добровольно, а не по указанию свыше, как это часто бывает?

– Любое человек и любое профессиональное сообщество всегда испытывает необходимость в защите. Всегда есть факты ущемления чьих-то прав, никогда не хватает бюджета, даже в самые замечательные времена. А педагог, чтобы достойно выполнять свою работу, должен чувствовать себя комфортно. Когда сегодня педагог видит, что кто-то что-то перепродает и получает хорошие деньги, а он каждый день отдает свою силу, каждый день заходит в класс и ведет по пять-шесть уроков в день, он профессионально выгорает, не получая ни эмоционального, ни финансового, ни духовного восполнения. Учитель, воспитатель, преподаватель должен ходить в театр, в кино, одеваться красиво – я об этом открыто говорю, потому что в большинстве своем у нас женский коллектив. Дети должны видеть не вымотанного сотрудника школы, а учительницу, которой хочется гордиться, которая может стать примером. Для того чтобы у педагога был такой оптимизм, жизненный тонус, и нужен профсоюз. Учителя это чувствуют.

Кстати, когда я на выступлениях говорю про учителей, некоторые обижаются, что забываю о воспитателях, преподавателях. Но для меня Учитель – слово с большой буквы – это любой человек, который дарит другим свои знания, заботу и жизненный опыт.

Профсоюз – это та корпоративная организация, которая проникнута духом самой профессии и духом единства защиты своих интересов. С профсоюзом говорить конструктивней и спокойнее вести переговорные процессы. За это время сформировались механизмы защиты интересов – это и коллективный договор, в котором отражаются все моменты, и многое другое. Я химик по образованию и могу сказать, что если в колбе постоянно наращивать давление, то она лопнет. Также и в коллективе, напряжение и недовольство выражается в жалобах вплоть до президента, митингах. А когда участники конфликта садятся за стол переговоров, оказывается, что все решаемо.

Что сегодня волнует педагогов?

– Много чего. Мы разбираемся как с индивидуальными обращениями, так и коллективными. Кому-то стимулирующие не доплатили, кого-то увольняют, где-то детский сад или школа на грани закрытия, поэтому коллектив просит поддержки. Есть обращения от родителей, студентов. Ведь система образования очень многогранна. У нас по области создано 2150 профсоюзных комитетов. Мы очень большая организация – вторые по численности, после металлургов. Нас 115 тысяч человек – от технического персонала до ректоров.

Взять, например, выплаты стимулирующих надбавок. Раньше все зависело от стажа и квалификации педагога. Сейчас все сложнее. Есть опасность, когда директор школы или заведующая детским садом, начинают сами распределять средства – это персонифицированная вещь, субъективная. Если в соседнем классе учителю на 100 рублей дали больше чем вам, вы же спать не сможете – такова психология человека. Члены профсоюза входят в специальные комиссии и смотрят обоснованность начислений. Любой человек должен понимать, за что ему не дали или, наоборот, за что дали деньги. Мудрый руководитель всегда делит ответственность, обсуждает спорные вопросы.

1 из 2

Можете привести примеры защиты интересов учителей?

– Очень существенной победой профсоюза я считаю сохранение льгот и гарантий педагогам. Когда принимали закон Об образовании, в предпоследнем проекте убрали все социальные гарантии педагогам – большие отпуска, льготы сельским педагогам, пенсию, которая дается после 25 лет стажа. Мы провели акцию, направили море телеграмм и обращений ко всем депутатам Госдумы. Наш обком является координатором в УрФО, и я представлял Урал на последних слушаниях по закону Об образовании. Когда депутаты услышали наши выступления, они почувствовали, что дело серьезное. Учительство же выполняет еще важную общественно-политическую функцию. На слушаниях был совсем другой разговор. В итоге, все соцгарантии вернули.

Есть победы и на региональном уровне. Мы один из немногих регионов, в которых за два года подняли базовые ставки. Гарантированная часть зарплаты была чуть больше четырех тысяч рублей, все остальное – стимулирующая, то есть зависимая от руководителя. Это унизительная вещь иметь в составе заработной платы такой мизер гарантированной зарплаты. Человек не может спланировать кредит, отпуск. Мы добились повышения. Поддержку нам оказал сам министр образования Челябинской области. Сегодня эта ставка увеличена в два раза – до 8 тысяч рублей. Правда, люди решили, что если базовая ставка увеличится, то зарплата станет больше. На самом деле, произошло просто распределение средств, но очень важное. В мире, кстати, нет такого соотношения базовой и стимулирующей части, там 90% – гарантированная зарплата. Если человек не выполняет свои функции, к нему применяют трудовой кодекс, а у нас сразу рублем наказывают.

Следующая позиция – коммунальные услуги. В 2005, 2007 годах были попытки сделать сельским учителям полную оплату за ЖКХ. В этот раз мы снова отстояли, надо отдать должное губернатору, он отозвал законопроект из Законодательного собрания области, буквально за полдня до рассмотрения. Глава региона понимал, чем это все грозит и что значит настроение в преподавательской среде.

Вы пришли в профсоюз в непростые времена. Как удавалось сдерживать желание выйти на баррикады?

– Когда мы смотрели, что в Италии шахтеры стучат касками, думали, что у нас такого никогда не будет. А потом сами оказались в такой ситуации. Конечно, в 90-е годы были забастовки, голодовки. Я сам похудел на 14 килограммов от всех этих волнений. Но был уже опыт. Профсоюз – это не компания, где раздают сабли и организовывают выход на площадь. Это тупиковая вещь. Я сторонник диалога. Часто говорят, что профсоюз должен был вывести людей на митинг. Но это уже очень крайняя мера. Да и сами учителя хотят просто работать в спокойной обстановке, а не кидать камни в чиновников. Профсоюз и власть должны договариваться между собой и решать проблемы. Наш паровоз стоит на запасном пути, но, конечно, если нас сильно тронуть, то мы можем объединиться и выпустить весь пар.

Надо отдать должное, в последнее время наметилась положительная динамика – потихонечку, но растут заработные платы, материально-техническое оснащение школ, детских садов, техникумов улучшается. Важно, что президент проникся этой проблемой, услышал общественность. В этом отчасти есть и заслуга профсоюзов, которые грамотно доводили информацию до высшего звена. Сегодня плачем Ярославны ничего не добиться, нужно защищать себя профессионально, имея доказательную базу.

На что сегодня профсоюз тратит деньги?

– Я не хочу, чтобы профсоюз воспринимали как черную кассу, дали три рубля, три рубля получили. Никто не учитывает, что за все сегодня нужно платить – за отстаивание интересов в судах, организацию конкурсов и слетов и так далее. Нужно соответствовать информационному миру. Мы раздали каждому председателю горкома планшеты. У нас есть хороший сайт, один из лучших в России, где много полезной информации. Наш инспектор ведет консультацию и вопросы задают педагоги из 28 регионов страны, хотя, задумывалось это только для Челябинской области.

Много сил и средств уходит на обучение правовым нормам. Председатель профсоюза любого уровня должен быть грамотным. В нашем региональном профсоюзе мой заместитель по экономическим вопросам – заслуженный экономист России, потому что очень важно профессионально защищать права, обосновывать свою позицию, разбираться в законодательстве.

Но я всегда говорю, что «халява» только для членов профсоюза. Если, например, нужно посетить всероссийский форум, что член профсоюза может поехать за тысячу рублей, а все остальные – за полную стоимость.

1 из 2

Подзарядка для педагогов

Сегодня много говорится об имидже профессии учителя. Но как его поднять, если на слуху учительница из Шатуры, которая заказала убийство своего ученика, полуэротический танец пчелок на сцене дворца культуры?

– У нас был период¸ когда по учителям, как бритвой, проходили. Педагоги тоже люди, и в любом коллективе есть негативные примеры. Бывают случаи, когда в эту профессию идут люди, которых к детям-то нельзя подпускать. Но посмотрите и с другой стороны – какая агрессия идет от родителей. У нас уже есть судебная практика по защите интересов руководителей от нападок родителей. Сейчас мы тесно работаем с областным родительским комитетом, чтобы все стороны могли услышать друг друга.

Синдром профессионального выгорания у педагогов – это огромная проблема. Так вот наш профсоюз пытается эмоционально заряжать учителей. Мы стали возрождать все лучшие традиции учительства, фестивали, спортивные мероприятия. Шесть лет назад инициировали уникальный слет победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства. Учителя ждали этого. Я вначале боялся, кто никто не захочет выступать, петь. Но все прошло замечательно, это был фейерверк эмоций. Дух учительский можно поддерживать, давая возможность реализовать внутренние увлечения – спеть, выйти на подиум, продемонстрировать себя. И мы сейчас помогаем учителям раскрыться творчески.

Два года назад начали проводить конкурс «Территория успеха» для молодых преподавателей вузов. Этим мы закрыли обойму – от дошкольников до преподавателей вузов.

Введение ЕГЭ вызывает бурное обсуждение до сих пор, в том числе среди учителей. Профсоюзная организация может влиять на такие кардинальные изменения в системе образования, предлагаемые чиновниками?

– Конечно, мы тоже высказываем свою точку зрения, потому что профсоюз отражает мнение профессионального сообщества. Введение ЕГЭ и, в принципе, переход на болонскую систему было обосновано вхождением страны в мировую систему. Да, педагогам сложно перестраиваться психологически. Раньше они готовили детей, понимали у кого какой потенциал. В тот же педвуз дети поступают на логопедов по результатам ЕГЭ, а на самом деле они сами могут нуждаться в помощи специалистов. Такие ситуации тоже возможны. Некоторые педагоги до сих пор не одобряют ЕГЭ, но ситуация идет автоматом. Смущает другое: мы видим сколько финансовых затрат требует проведение экзамена, сколько сил отдают и учителя и управленцы, чтобы обеспечить безопасность, объективность. А сколько установлено дорогостоящих камер. Тотальный контроль провоцирует стресс. Почему государство сразу показывает молодым людям такое недоверие?

Еще одна наша роль – следить за тем, чтобы не были нарушены права педагогов, чтобы не требовали от них того, что им не положено делать, чтобы лишнюю ответственность не навешивали, а такое тоже случается.

1 из 6

Много говорится о необходимости избавить учителей от большого объема бумажной работы.

– Мы тоже выступаем за это. Когда подсчитали, сколько отчетов должна сдать школа, на сколько запросов ответить, то получился документ на 80 страниц. При этом в самих управлениях образования, особенно в сельских территориях, штат минимизирован до предела. В школах сокращается число заместителей директоров, поэтому часть их работы берут на себя простые учителя.

Но есть небольшие сдвиги в решение этой проблему. В Госдуме была создана рабочая группа, эксперты которой сформулировали рекомендации по снижению объема бумажной работы в образовательных организациях.

Кроме того, мы помогаем директорам справиться с нагрузкой и проводим мероприятия под условным названием «профсоюзный аудит». В начале нас воспринимали в штыки: «А, еще эти пришли проверять». Но потом руководители образовательных организаций оценили нашу помощь. Мы подсказываем, где ошибки, даем советы как их устранить, не вынося это никуда дальше. Где-то инструктаж не провели, журнал не заполнили, а за все это можно получить штраф. Сейчас директора школ сами просят нас прийти и провести «профсоюзный аудит».

В последнее время все чаще поднимаются вопросы о закрытии малокомплектных школ, детских садов, реорганизации вузов. Какова позиция профсоюза в этом вопросе?

– Мы понимаем, что любое закрытие, реорганизация – это болезненный процесс. Есть школы на 500 человек, а в ней учатся всего 130, все остальное отапливается. Несутся большие затраты на зарплату, содержание здания. С точки зрения власти, это экономически нецелесообразно. Но порой забывается о другой стороне – нормальное, уважающее себя государство никогда не посягнет на образовательные организации. Да, сегодня идет оптимизация, объединение, маленькие школы становятся филиалами большой. Но закрытие – это все! Значит, жизни в поселке не будет, он станет дачным или вообще исчезнет с карты. Это тоже нужно понимать. Наличие школы требует также создания нормальных условий, должны быть элементарно хорошие дороги. В сельских территориях есть подвоз школьников, но дороги оставляют желать лучшего, автобусы тоже, в образовательных организациях нет гаражей, служб, которые бы проверяли состояние водителей, транспорта и так далее. А это все вопросы обеспечения безопасности детей. Заложниками становятся руководители образовательных организаций, которые вынуждены брать на себя всю ответственность.

Мы не просто учителя, мы также сами родители, бабушки и дедушки, поэтому оцениваем ситуацию со всех сторон. Я считаю, что вопросы закрытия детских садов, школ должна решать общественность. Если родители хотят, чтобы школа осталась, хотят водить туда своих детей, их мнение должно быть услышано. В регионах есть достаточный опыт по развитию образования в сельских территориях.

1 из 2

Бесконечный педсовет

Юрий Владимирович, вы по жизни компромиссный человек или вынуждает должность?

– Компромиссный до определенной степени, просто убедился, что любой вопрос можно решить договариваясь. Но если понадобиться, то могу действовать жестко. Я ведь из учительской семьи. Мой отец преподавал в училище. Сам я окончил педагогический вуз, там же образование получили жена, сын, невестка. Я иногда шучу, что педсовет у нас никогда не прекращается.

Надо отдать должное министру образования Челябинской области Александру Игоревичу Кузнецову и его коллегам, которые всегда идут навстречу. При таком взаимопонимании проще прийти к компромиссу.

Что вас сподвигло быть учителем?

– Я с детства увлекался биологией. В педвуз попал еще в седьмом классе. Учитель привела меня в институт к преподавателям естественного факультета. Я занимался там зоологией, изучал червячков. После школы отслужил в армии, потом подал документы в педагогический. На вопрос – почему ты хочешь стать учителем написал, что хочу учить африканских детей. Мне казалось, что они бедные, голодные, необразованные и очень нуждаются в моей помощи. На самом деле, только во время учебы я реально осознал, что такое педагогическая профессия.

Почему не остались работать в школе?

– Я работал на кафедре зоологии в ЧГПУ и параллельно вел уроки в школе. Так прошло пять лет, затем был карьерный рост – стал директором областной станции юных натуралистов, которую потом, к большому сожалению, развалили. В один прекрасный момент мне предложили возглавить управление образования Тракторозаводского района. Это мой родной район. В детстве, из окон своей коммуналки я смотрел на окна администрации. Когда пришел туда работать, уже наблюдал за своим домом. Весь этот путь подарил мне большой опыт. Как-то мы проверяли школу. Потом звонит директор: «Юрий Владимирович, вы ничего не сказали, какое у вас впечатление». Я ответил, что впечатление в целом хорошее, но учителя почему-то губы не красят. Она удивилась, причем здесь это, а потом до нее дошло. Ведь педагоги в основном женщины, их настроение видно сразу. С этим они идут в класс, к детям. Сегодня мы делаем все, чтобы настроение учителей было оптимистичным.

Челябинская областная организация Профсоюза работников образования и науки РФ,
тел.: (351) 266-62-19;
Сhelobkom.ru;
е-mail: chelyabinskok@mail.ru.

Фото: Фото предоставлено профсоюзом работников образования ЧО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления