Все новости
Все новости

Для южноуральских школьников сделают квадратные классы и зоны отдыха с Wi-Fi

Первые проекты школ будущего презентуют на Южном Урале осенью.

Сидеть рядами уже не модно

Поделиться

В Челябинской области создадут школы будущего с квадратными классами и «островными» столами. Осенью презентуют четыре типовых проекта, в которых учтены все требования к организации образовательного пространства. Сейчас учебные учреждения вынуждены самостоятельно бороться с прямоугольными кабинетами и осваивать ведение уроков в неформальной обстановке.

Борьбу с прямоугольными классами и партами в ряд объявила вице-премьер Ольга Голодец.

– Неправильно у нас классы сконструированы, они у нас все прямоугольные. Потому что есть привычка, что учитель стоит впереди, и за ним висит доска, а все детишки сидят рядами, как мы учились в детстве. Чтобы формировать проектный подход, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому, и работа должна строиться иначе, – сказала она на Российском инвестиционном форуме.

В некоторых регионах сразу взялись пересаживать детей, чтобы резко повысить качество образования. В Челябинской области большинство школ ещё не готовы полностью отказаться от «прямоугольных» классов.

– Пока это только фантазии, мы бороться с прямоугольными классами не будем, а будем совмещать работу в них с другими формами обучения, – заявила первый заместитель министра Челябинской области Елена Коузова.

Она отметила, что в современных школах кабинеты проектируют с учётом необходимых пропорций. Сейчас проектные организации региона работают над школами будущего, в которых уже не придётся перекраивать классное пространство. В минобразования региона уже оценили первые эскизы школ, рассчитанных на 250, 500, 1000 и 1500 мест.

– Мы часто слышим, что школы не соответствует современным требованиям, – отмечает первый замминистра образования. – О тех зданиях, которые будут строиться по новым типовым проектам, такого не скажешь. Например, они предусматривают строительство дополнительного здания под детсад на 50 мест. Ребёнок большую часть времени проводит в школе, и это пространство должно быть быть создано профессионалами. В проектах учтены требования по количеству метров на каждого ученика, по высоте потолков, ширине дверных проемов. Второе требование – набор помещений, то есть это обязательные профильные кабинеты физики, химии, биологии, компьютерный, лингвистический классы. В проекте есть игровые комнаты, спальни для первоклассников, потому что по СанПиНам должно быть место для сна и отдыха. В этих школах будет несколько спортзалов, потому сейчас программа предусматривает три урока физкультуры в неделю. Непривычно будет организовано форумное пространство, то есть это не просто часть коридора или рекреации, а зона, где можно позаниматься проектной работой или просто отдохнуть, где есть Wi-Fi c выходом в школьную библиотеку, диванчики.

По словам Елены Коузовой, сейчас школы оснащаются в соответствии с федеральным перечнем оборудования. В него, например, входят «островные столы», чтобы дети могли сесть в круг и работать над общим проектом.

Поделиться

В филиале школы № 148 на улице Академика Сахарова уже есть «островные»  столы

C точки зрения фэншуй помещения квадратной и прямоугольной форм считаются самыми благоприятными. По мнению экспертов, наиболее важно расположение стола учителя и парт.

– В идеале стол должен стоять в благоприятном направлении для ученика, которое определяется по личной энергетической карте бацзы, – рассказала специалист консультационного центра фэншуй «Золотая карета» Ольга Корякина. – Поскольку в классе учеников много, то, конечно, достаточно проблематично посадить всех в благоприятных для них направлениях. Проще это сделать индивидуально дома, чтобы ребёнку было легче учиться, концентрироваться на выполнении домашних заданий.

По словам специалиста, в школьном же классе важным аспектом является расположение учительского стола, потому что настоящий учитель стремится к успеху сам и ведёт за собой учеников. Что касается рассадки учеников в разных конфигурациях в зависимости от учебной задачи, для каких-то творческих и проектных взаимодействий, то это можно делать и в классе прямоугольной формы.

 – Но стоит учесть, что на постоянной основе размещение столов по периметру, когда часть учеников будет сидеть спиной к стене, а часть к окну – неблагоприятно, –.подчёркивает она. – Если использовать этот ход для групповых разовых занятий, то вполне допустимо, при этом ради эксперимента можно обратить внимание, что у детей, сидящих спиной к стене, а не к окну, результаты будут выше. 

Педагог-психолог лицея №142 Мария Урычева тоже считает, что от места расположения парты, за которой сидит ученик, многое зависит:

– Ребенку должно быть комфортно учиться. Мы обязательно спрашиваем мнение ученика прежде, чем определить место, где он будет сидеть. Кроме того, школьники меняются местами, рядами, чтобы был разный угол зрения. Для работ в группах у нас есть специально оборудованные классы, в которых столы легко расставляются в форме круга или треугольника.

В челябинской школе №104 уже не помнят, что такое прямоугольные классы, более 20 лет учебное заведение работает по методикам школы ЮНЕСКО. Там все началось благодаря первому директору школы Владимиру Солодову. Он сдвигал столы, проводил уроки, разделяя учеников на группы, и требовал этого от всех учителей.

– Работать в классе, где ученики сидят друг за другом проще, чем когда все дети смотрят на тебя, а не разглядывают затылок впереди сидящих, – говорит заведующая кафедрой научно-общественных дисциплин школы №104 Лариса Потокина. – Но это вопрос педагогических методик, которые в нашей школе отрабатывались на протяжении нескольких лет. Даже классный час у нас в расписании так и называется «круг общения». На нём дети действительно садятся в круг, и мы начинаем разговор-обсуждение какой-то темы. Нам помогают психологи, потому что работа в круге – это тренинговая форма.

По словам педагога, одна из особенностей школ ЮНЕСКО – это групповые работы.

– В старших классах групповая работа проходит спокойно, а в средних классах учеников больше, они все подвижные, поэтому мы делаем микрогруппы, то есть рассаживаем по четыре человека. На нашей площадке проходили конкурсы профессионального мастерства «Педагогический калейдоскоп» и учителя из других школ были удивлены тому, что все наши ученики умеют хорошо работать в команде, не боятся задавать вопросы и отвечать, –  заключила она. 

После высказывания Ольги Голодец чиновники и педагоги начали активно осваивать «геометрические» подходы к образованию и искать наиболее эффективные фигуры. Родители надеются, что хотя бы таким способом дети лучше усвоят геометрию.

Фото: Фото Татьяны Тихоновой

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter