¬ова ¬ишн€ков, художник-мультипликатор: «¬ каких бы потемках ты не витал, ћотылЄк, все равно полетишь на свет»
¬ова ¬ишн€ков, художник-мультипликатор: «¬ каких бы потемках ты не витал, ћотылЄк, все равно полетишь на свет»

 апризы художника

¬ы были актером в театре, занимались фотографией. „то сегодн€?

– ≈ще поиски в дизайне, артефакты, музыка, мысли – оказалось, все это нужно было дл€ того, чтобы получилась истори€ на экране. —ейчас мы с режиссером »люшей ёдовичем, который из „ел€бинска, снимаем в ћоскве полнометражный мультфильм. ”же год работаем.   примеру, чтобы наша лошадь пошла, как лошадь, мы три дн€ придумывали специальный дл€ нее штатив.

– Ёто пластилиновый мультфильм?

– ƒа, »люша лепит персонажей из пластилина, € выступаю в роли хирурга – придумываю «скелетики» дл€ персонажей, чтобы они ожили. » есть еще оператор ѕаша ”х, который ставит кадр и свет. ¬се процессы проход€т через »люшин взгл€д.

 то автор сценари€?

– ћультфильм – полностью зате€ »люши ёдовича, он выносил идею, в которой есть мощна€ позитивна€ сила. Ќо мы никогда не знаем, выстроив все, во что это выльетс€.  ак будто мы подготовили воду, в которую нужно погрузитьс€ и плыть. » когда персонажи оживают, ты смотришь на них с удивлением, словно никогда к ним и не притрагивалс€. ќни станов€тс€ самосто€тельными, у каждого свой характер, сво€ харизма. (—меетс€.) ¬се это немножко похоже на профессию Ѕога, который вдохнул жизнь в плоть и смотрит, как поведЄт себ€ персонаж дальше.

 то-то уже купил ваш конечный продукт – полнометражный пластилиновый мультфильм?

– Ќет. » мы об этом пока вообще не думаем. —омнительна€ зате€ – продавать искусство. ” нас есть один Ѕольшой хороший ƒруг, который предоставил »люше студию, пластилин, технику, и студентов, которых чему-то надо учить. —туденты »люши ёдовича – реб€та продвинутые, чокнутые на своей шизе и, конечно же, все тусовщики. ћне, признаюсь, студенты мешают, но их надо воспитывать, не перегиба€ палку с морал€ми. ƒл€ мен€ процесс съемок – дело очень интимное, потому что важно поймать волну, как дайверу, не поломать еЄ в процессе съЄмки. Ёто своего рода капризы.

¬ова ¬ишн€ков, художник-мультипликатор: «¬ каких бы потемках ты не витал, ћотылЄк, все равно полетишь на свет»

» много таких капризов?

– (—меетс€.) я очень капризный человек. —тараюсь, правда, себ€ укрощать. ≈сли капризы берут над тобой верх, то ты буксуешь как художник.

ѕолучаетс€ держать себ€ в руках?

– Ќе знаю. ”же мес€ц занимаюсь своим моральным воспитанием. “€жкое это зан€тие, но дл€ духа полезное. ’очу выдержать хот€ бы 40 дней (как пост). Ёта вот выставка и рисунки на стенах в «ћанекене», на самом деле вахта, которую сейчас несу как художник. Ёто совсем не ради того, чтобы потешить свое самолюбие.

‘рикозоиды и криворисование

“о есть сейчас у вас перерыв в съемках и вы вернулись в „ел€бинск, чтобы сделать выставку, оформить фойе студии театра «ћанекен»...

– ¬ ћоскву € езжу на «сессии». “ам мы снимаем мультфильм. “ам мо€ мала€ родина. —вой кусок жизни и дорогие сердцу люди. «десь мой дом, жена ћаша, здешние друзь€ , пущенные корни и мо€ креативна€ база фрилансера.

Ёта выставка – некий возврат позитива, подаренного художником зрителю. Ќо ведь выставки – €вление не частое. ¬се остальное – «дл€ себ€»?

– ¬се остальное – материал дл€ будущих работ. я не выбрасываю ничего. ¬от  олины рисунки, которые он не считает искусством, мне очень нрав€тс€. ¬ них есть школьный наив, интеллектуальный абсурд и остроумный сарказм. ќни лежали у мен€ в папочках. » вот они на выставке. ≈ще из них хулиганские мультики получаютс€. Ќо с этим надо поаккуратней… ¬се это инструменты дл€ художника.

ћузеи, спектакли, »нтернет – тоже?

– „естно признаюсь, в музе€х и театрах давно не был. ƒизайнерский багаж, да, пополн€етс€ »нтернетом. я собираю картинки и фотографии, в основном сюрреалистические, по вкусу своей шизоидности. Ќо более всего дает сама жизнь, улица, люди. я люблю наблюдать за людьми и собаками... в бинокль. » за насекомыми – через лупу. ‘рилансеры работают дома. Ёто всегда хоз€йство. ” мен€ есть собака  лЄпа, она отрывает мен€ от компа: с ней поиграй и два раза в день погул€й. Ёто полезно! ќна навещает свой собачий форум, а € собираю любопытные безделушки. ѕотом бывают гостевые дни, когда вообще поработать не дают. ѕриходитс€ работать ночью…

»з прогулок родились ваши фрикозоиды?

– » они вывели мен€ из творческого кризиса, в который загнали рекламные ролики (художник сегодн€ на рекламе зарабатывает) и —альвадор ƒали, с которым трудно иметь дело. я делаю мультфильм про него из фотографий. ј вот этих побр€кушек – обломков игрушек, болтиков и других артефактов, которые € собирал как раз, когда прогуливал  лЄпу, – набралось очень много. я купил суперклей в магазине «ƒикси» и, сид€ возле компьютера, в ущерб рекламоделу начал клеить – к одной штучке другую, к этой третью... ¬от это – развлечение! ѕотом фрикозоиды любопытно ведут себ€ в мультиках.

¬ова ¬ишн€ков, художник-мультипликатор: «¬ каких бы потемках ты не витал, ћотылЄк, все равно полетишь на свет»

ј в детстве чем увлекались?

– я до сих пор не знаю, закончилось ли оно дл€ мен€? ћне кажетс€, детство продолжаетс€. я много рисовал, когда оставалс€ дома один. ћама запрещала смотреть телевизор. ѕотому что он был старый, мог задымитьс€, и мама переживала, как бы он не взорвалс€. „то было делать? я рисовал. ѕомню, как-то лошадка получилась неправильной, потому что линию повел не туда. ѕозднее осознал в этом художественный шарм, сегодн€ € специально приучаю руку двигатьс€ необдуманно, кажда€ нетрадиционна€ завитушка рождает такие образы! я называю это криворисованием.

—тарые фотографии оживают

¬аши клипы, «ћузей оживших фотографий», мультики – все говорит о хорошем музыкальном чутье художника, ваше прочтение музыки очень пластично.

– ћузыка и должна так восприниматьс€. ѕо крайней мере, дл€ мен€ она неразрывна с пластикой тела. Ќаверное, потому что € занималс€ в театре √еннади€ јбрамова. Ёто был театр импровизаций. Ёкспрессивна€ пластика.  огда через свободное движение актЄр извлекает свой характер, довод€ образ до абсурда.

ј в детстве занимались музыкой?

– ¬ школе пыталс€ играть на аккордеоне, получилось бездарно. ј в шестнадцать лет увлЄкс€ меломанией и слушаю по сей день много. ¬с€ка€ музыка диктует свою специфику движени€. я выбираю формат согласно мультипликационной харизме. Ќапример, во врем€ съемок пластилинового мультфильма звучит только арм€нский фольклор.

ѕризнайтесь, вас дразнили за фантазерство, непохожесть на многих других?

– ƒразнили ¬овочкой, а в театре называли јльбатросом, потому что парил все врем€ в каких-то высотах. я всегда был очень маленьким, и сейчас не высокого роста. Ќа физкультуре сто€л самый последний. “олько лет через 20 пон€л, что последний с одной стороны – это первый с другой. Ўкола мне мало чем запомнилась. ƒл€ мен€ главнее был “еатр, а главным ”чителем – √еннадий јбрамов. » не только в пластической импровизации. ’от€, что такое мультики? Ёто пластика, собираема€ по кадрам.

¬ова ¬ишн€ков, художник-мультипликатор: «¬ каких бы потемках ты не витал, ћотылЄк, все равно полетишь на свет»

ћожно сказать, что вашими университетами была практика и только практика?

– ƒа, вс€ учеба мо€ относитс€ к школе самоучек. ¬ искусстве все давно изобретено. ≈сть опасность заглушить свою харизму академическим образованием. ј „ел€бинск стал дл€ мен€ тем городом, где началась сама€ результативна€ практика.  стати, здесь € немного поучилс€ в фотостудии, у јлексе€ √оль€нова. Ќо € очень непослушный ученик...

»менно тогда по€вилось увлечение старинной фотографией и начал собиратьс€ «ћузей оживших фотографий»?

– Ёто увлечение началось давно. я люблю рассматривать старые фотографии.

Ќа них люди очень часто уважительно смотр€т в лицо ¬ечности, держа в руках образ своего ремесла, или чего-то дорогого сердцу. “огда к фотографии было особенное отношение. я начал возитьс€ с ними, работа€ на цифровом фото на документы. Ћюди приносили фотки на ретушь. “огда € пон€л: ретушировать старинные фотографии не уважительно ко ¬ремени, оставл€ющему свои следы.

¬ «ѕосткарде» € изучил Flash 5, по€вилась мысль сделать анимационный сайт (он до сих пор висит – старенький и сырой www.postcard.chel.ru). ѕерва€ фотографи€, где мужик с трубкой листает альбом, когда к нему прикасаешьс€ мышкой. ƒо конца никогда не знаешь, какое действие тот или иной персонаж в себе держит. я подолгу работаю с каждым. Ѕывает, что кто-то должен отлежатьс€ некоторое врем€, не все получаетс€ сразу. Ёто то самое приручение себ€ к материалу, с которым работаешь. “олько так он начинает открыватьс€ тебе. ѕорой с самых неожиданных сторон. ѕоэтому музей делаетс€ по какой-то странной логике, мне самому мало пон€тной.

ћало того, он диктует свою загадочную стилистику.

„то-нибудь подобное где-то встречали?

– ≈сть ќлег ѕащенко – гениальный художник. ¬ своЄ врем€ он на мен€ сильно повли€л в плане оживлени€ фотографий, превращени€ их в псевдо-кино. ƒело в том, что количество кадров в секунду вли€ет на фактуру воспри€ти€. ¬ мультике про фриказоидов у мен€ кадров 10 в секунду, музей – 15 кадров, а видео – 25 кадров, чем больше кадров, тем экспрессивнее, глаже движение. ѕри меньшем количестве по€вл€етс€ ощущение шероховатости. Ёто € увидел у ќлега ѕащенко. Ќо его искусство мрачное, это не совсем мое.  огда мне попалс€ журнал с его рисунками, € их только посмотрел, но брать не стал. —читаю,что в каких бы потемках ты не витал, ћотылЄк, все равно полетишь на свет.

ƒва города

– ¬ы родились не в „ел€бинске?

– я из ќбнинска, два часа езды от ћосквы. ” √еннади€ јбрамова € занималс€ в ћоскве. » однажды мы приехали на гастроли в „ел€бинск, здесь проходили «“еатральные опыты». Ёто было более 10 лет назад. ¬ этом городе € нашел свою любимую женщину.

√де сегодн€ ваш дом?

– ¬ ћоскве € на туристическом положении. ¬ „ел€бинске – мой дом.

» здесь вы зарабатываете на жизнь?

– ƒа… —адишьс€ на свой прожиточный минимум и работаешь потихонечку. „ел€бинск – это город, где все друг друга знают, поэтому заказы приход€т как-то сами собой. ќттуда что-нибудь прилетит, отсюда, того гл€дишь, оп, и крупный заказ упал... (—меетс€.)

¬ ћоскве таким образом, наверное, еще больше можно «наловить» крупного и мелкого?

– ќшибочно думать, что ћосква – хлебосольна€ кормилица.   тому же, и желающих заработать там больше. ћосква, как море, там нужно найти свою маленькую бухточку, аквариум, засесть в нем и работать, работать. ’от€, это привычный и родной дл€ мен€ город.   „ел€бинску € привыкал долго. ¬ любом месте нужно заслужить, чтобы стать своим.

«аслужили?

– ћне кажетс€, что € здесь неспроста. ” мен€ есть чувство нужности этому городу. «а эти 10 лет он стал лучше и роднее.

ƒемоны под замком

¬ы следите за тем, что происходит вокруг, за политическими событи€ми, например? »ли это мешает, отвлекает?

– (”лыбаетс€.). ’удожников часто вин€т в нетрезвости, аполитичности, иллюзорности и инфантильности. ћне реб€та показывали фотографии с ћанежной, когда там был бунт межнациональной розни. я всЄ это врем€ был на съЄмках в студии. » € только из них узнал про этот ужас... —колько неповинных людей в переплЄт попало. ј кукловоды всЄ равно остаютс€ в тени. я не хочу участвовать в массовых провокаци€х. я верю, что у каждого свой час, до которого нас бог бережет.

»з всего, что € увидела, – рекламных роликов, музыкального клипа «Ќа планете незнакомой», мультиков ваших, сегодн€шней выставки – не могу не сделать вывода, что ваше искусство пронизано позитивом.

–  лип мы сделали с јндреем ‘едотовым – чел€бинским креативщиком, на музыку группы ÷э.ѕэ.,стихи ≈. √ладкова, это был их заказ. “ам есть путь миссионерства на Ћуну (Ќикитка с факелом) через боевое преп€тствие местных аборигенов (агрессивные индейцы). ј —олдат-ѕроводник ћиссии там в шварцнеггерском замесе по ‘илиппу ƒику! јндрюха – он воин по сути своей. ” нас с ним посто€нный диалог на тему агрессии в искусстве и классический вопрос: что ты, как художник, несешь люд€м? ” каждого из нас в творчестве есть демонологические стороны. “олько одни их выставл€ют на показ. ј другие хран€т в столе. ќтветственность несут и те, и другие. —воих демонов нужно держать при себе.

¬сегда?

–  ак знать...  огда вытр€сешь немного гвоздей из своих мозгов, поймешь, почему по молодости люди жест€нку руб€т, а потом что-то в них переключаетс€ и они начинают петь о цветочках и ангелочках. ћне интересно, как и при каких обсто€тельствах приходит это понимание. ” каждого это сверхиндивидуально. ќдин грибов объелс€, а другой в поезде ехал, ему попутчик из православных попалс€ и натыкал носом в грешное-то. ј кому-то книги было достаточно, котора€ истину открыла. »скусство, как €вление в человеческих головах и глобальном архивариусе всего, – это некое пространство, где идет все та же игра темного и светлого.

¬ы выбираете светлое?

– я быстро устаю от демонов. ќднажды делал на заказ работу – сплошь из женских портретов, пронизанных фактурой дыма – про страсть. ƒело шло, как по маслу. ѕолучилс€ некий видеонаркотик. ѕоказав его нескольким люд€м, по их реакци€м пон€л, что перестаралс€. »спугалс€ того, кто водил моей рукой! ѕосле этой работы мне понадобилась реабилитаци€, срочно нужно было сделать что-то в противовес. ј у отца был день рождени€, и € решил сделать ему подарок – смонтировать фильм из старых любительских пленок. Ќа старую музыку. ѕолучилс€ очень философский фильм « олыбельна€ прошедшим ¬ременам». ’от€ пленки-то все были из жизни, далекой от идеала.

¬ам хочетс€ остатьс€ в истории искусства?

–  аждый художник, думаю, этого хочет. ƒаже если говорит, что ему все пофигу. Ќеправда. ’оть с краешку, но хочетс€ остатьс€ в истории. Ќадеюсь, «ћузей» мой останетс€, эта работа еще не окончена.

«ћузей ожившей фотографии» можно найти в »нтернете?

– Ѕоюсь, это его убьет. Ќет, это не дл€ »нтернета. я мечтаю прокатить его по ≈вропе, в –оссии показать на фестивал€х. Ќо пока не до этого, работы много.