Кинолюбителей Челябинска потрясло известие о том, что в музее-квартире Леонида Оболенского обосновалось туристическое агентство. Сотрудницы фирмы с романтическим названием «Пилигрим» въехали в здание по Сони Кривой первого ноября. Сейчас в бывшей квартире известного кинематографиста вовсю раздаются туры в разные части света. Областной фонд культуры настаивает на законности сдачи в аренду площадей. Однако мэрия с их доводами не согласна и готовит иск в суд.
Создание музея-квартиры Леонида Оболенского далось членам общественного областного фонда культуры, можно сказать, потом и кровью. Во-первых, имя репрессированного кинематографиста долгое время было под запретом, его считали предателем родины. Только в прошлом году благодаря усилиям общественников его реабилитировали. Во-вторых, нужно было где-то находить финансы. Только в мае 1996 года квартиру, где жил Оболенский, удалось перевести из жилого фонда в нежилой. Инициаторы постарались максимально сохранить обстановку, в которой трудился кинематографист. В двух комнатах остались шкаф с личными вещами режиссера, фотографии. Еще одну комнату удалось присоединить благодаря городской администрации. Сейчас она оборудована под актовый зал, где проходят выставки, собираются члены киноклубов.
Леонид Леонидович Оболенский – великий русский кинематографист, один из основоположников отечественного звукового кино. Блистательный актер, режиссер, педагог. Оболенского величали «последним князем кинематографа». Молодой Эйзенштейн считал его типичным эксцентриком. Его фильм «Кирпичики» стал настоящим киношлягером своего времени. В конце 30-х Оболенский всерьез увлекся проблемой звука в кино. Для этого он уехал в Германию и стал одним из первых звукооператоров советского кино. Оболенский принимал участие в создании картин «Окраина», «Великий утешитель», «Марионетки». В июне 1941 года Леонид Леонидович ушел в ополчение и вскоре попал в плен. Вернувшись после войны домой, Оболенский был сослан в Сибирь, сначала в лагерь, затем на поселение под Минусинском. В середине 50-х он переехал в Свердловск. В 70-е годы он вновь стал много сниматься как актер. За несколько минут экранного времени он мог воскресить целую человеческую жизнь, отразить эпоху, социальный слой, будь то британский миллионер («Чисто английское убийство») или сказочный дедушка («Ореховый хлеб»), таинственный инопланетянин («Молчание доктора Ивенса») или католический епископ («Красное и черное»), зловещий хуторянин («Чужие страсти») или карикатурный барон («Миллион в брачной корзине»).
По словам заведующей музеем на общественных началах Тамары Мордасовой, это необычный случай, когда музей принадлежит сразу двум собственникам – областному фонду культуры и муниципалитету. В прошлом году мэрия предложила перевести квартиру Оболенского в собственность города с целью создания муниципального кинообразовательного центра. Однако ответов от фонда культуры не последовало. Причины столь долгого молчания стали понятны только сейчас.
Как сообщил заместитель председателя общественного фонда культуры Михаил Достовалов, туристическая фирма «Пилигрим», которая сейчас занимает площади в квартире Оболенского, оказывает поддержку музею.
«На содержание квартиры постоянно требуются деньги, а сотрудники агентства оказывают нам посильную помощь, – поясняет Достовалов. – Они помогли сделать дверь, поставили в музее столы, компьютеры, провели Интернет. Мы попросили их помочь организовать инвентаризацию имущества, составить экскурсионные маршруты».
Представить, как будут проходить экскурсии на 40 квадратных метрах среди шести столов и посетителей турфирмы, сложно. Более того, руководству музея пришлось свернуть часть экспозиции, которая «мешала» сотрудницам фирмы. При заселении пострадала даже авторская скульптура «Мастер и его муза», которую подарили Оболенскому. Вся документация руководства музея, графики проведения кинофестивалей и рукописи режиссера находятся в мешках. А хранителю экспонатов Александру Томилину попутно с подготовкой выставки «Южноуральцы в большом кино» приходится следить за порядком в квартире выдающегося режиссера и мыть пол после посетителей турфирмы.
И все это – несмотря на то, что в федеральном законе о защите объектов культурного наследия четко сказано: собственник не может извлекать из таких объектов коммерческую выгоду.
Стоит отметить, что сам фонд культуры на текущее содержание музея не тратит ни копейки. Все коммунальные платежи оплачиваются из городского бюджета. «Сейчас получается, что мы содержим не культурный центр, а коммерческую фирму», – говорит вице-мэр Вадим Евдокимов.
Как отметила Тамара Мордасова, решение сдать в аренду площади мемориальной квартиры было принято незаконно. По уставу, такие вопросы принимает президиум общественного фонда, однако никаких совещаний по этой теме не проводилось и решение было вынесено заинтересованными лицами. «В сложившейся ситуации мы вынуждены бороться даже не с туристической фирмой, а собственником, то есть с фондом культуры», – заключила Тамара Мордасова.
На совещании с представителями фонда культуры, которое прошло в понедельник, вице-мэр Вадим Евдокимов дал указание до 16 ноября решить вопрос о выселении «Пилигрима». Однако требование так и не выполнено. Если фонд культуры будет по-прежнему упорствовать, мэрия намерена отстаивать культурную ценность через суд. Тем более, что 21 января исполняется 105 лет со дня рождения Леонида Оболенского.
Фото: Фото автора