В год 65-летия Челябинского металлургического комбината на предприятии вспоминают самые знаменитые рабочие династии. Семья Полегаевых – одна из таких: более 20 человек, объединенных одной судьбой, трудились здесь с первых дней запуска предприятия.
И каждый – не менее 20 лет, а глава династии Иван Полегаев – и вовсе больше полувека. Каждое новое поколение олицетворяло определенный этап истории страны и предприятия. Вместе с комбинатом династия прошла путь от первой вешки до современных цехов, от старого станка до новейшего электронного оборудования – от небольшого заводика до гиганта металлургии.
Челябинский металлургический завод создавался в сложное для страны время. На западе гремела Великая Отечественная война, тыл работал на победу. Решение о строительстве было рассмотрено и одобрено еще в 1930 году, но дело не двигалось с места. История династии Полегаевых началась задолго до этого под городом Царицыным, который впоследствии стал Сталинградом. Иван Полегаев родился в семье потомственных рабочих за год до Октябрьской революции. Работать начал у отца на телефонной станции еще в 14 лет, прибавив себе в метриках два лишних года. В 17 лет, окончив училище, Полегаев стал нагревальщиком металла на заводе «Красный октябрь». Коллеги его очень ценили и никуда не отпустили, если б не война. Иван Александрович ушел на фронт добровольцем. Осенью 1941 года, защищая Москву, был тяжело контужен. Полгода восстанавливался сначала в госпитале, затем дома: всю зиму и весну заново учился ходить, говорить и чувствовать. Тем временем на заводе «Красный Октябрь» готовились к эвакуации.
Осенью 1942-го Полегавых третьим эшелоном отправили в Челябинск. Там уже вовсю кипела работа: металлургический завод строился небывалыми темпами, десятки тысяч человек днем и ночью монтировали оборудование. Ивана Полегаева направили на базу оборудования принимать грузы с эвакуированных заводов, затем перевели в строящийся прокатный цех. Он стал 26-м работником, зачисленным в штат. На завод пришли и сестры: Раиса – контролером ОТК, Мария – в цех сетей и подстанций, Тося – в электросталеплавильный, Фаина – в центральную заводскую лабораторию, Людмила – в прокатный. Брат Константин поступил учеником токаря в мастерские прокатного цеха, а позднее стал инициатором движения «двухсотников», выдающих двойную производственную норму.
Оборудование везли с металлургических заводов Алчевска, Электростали, Сталинграда. Станки собирали в обшитых толем сараях с надписями «Доменный», «Сталеплавильный», «Прокатный». Завод начал работать раньше запланированного срока, ради победы плечом к плечу шли с тракторным заводом, знаменитым «Танкоградом». Официальный факт: начиная с 1943 года в каждом третьем танке и самолете Великой Отечественной войны была сталь Челябинского металлургического завода.
Вскоре после пуска сталеплавильного производства заработали первые прокатные линии. «Станы были устаревшими: ни одного приводного ролика, горячие слитки тащили волоком по металлическим плитам, смазанным для скольжения смолой, – вспоминал Иван Александрович. – Температура металла около тысячи градусов. Дым, чад. Вот в таких условиях работали». Несмотря на это удавалось выпускать качественную продукцию.
Один за другим поднимались у реки Миасс корпуса нового гиганта, у волжанина Полегаева подрастали четверо детей. Сестры выходили замуж, династия разрасталась. Старший сын Юрий после школы хотел поступать в медицинский, но отец, уже будучи старшим мастером нагревательных колодцев в обжимном №3 (теперь прокатный цех №3), посоветовал идти помощником вальцовщика. Наказ отца парень выполнил и не пожалел. Окончив политехнический институт, поступил на завод, где и работает по сей день в прокатном цехе №2 в качестве консультанта, наставника. «Скольких работников обучил? Не знаю, не считал», – разводит руками Юрий Полегаев. Вероятно, сбился со счета еще на второй сотне – стольким ребятам он передал свой опыт.
Мастеровых людей отличает жизненная скромность, иногда чрезмерная: всю эмоциональную энергию они накапливают для работы. Говорят, непорядка на участке Юрий Иванович не терпит. Если металлический лист валяется на дороге, никогда не пройдет мимо, вспылит: «Это еще что такое!? Убрать!». А услышав о нашем желании подготовить материал о Полегаевых, сразу стал понурым: «Так ведь от династии никого не осталось. Из более чем 20 человек работают четверо». Четверо, зато истинные продолжатели полегаевской линии.
В 60-е годы звезда династии Полегаевых светила особенно ярко: на металлургическом работали все сестры Ивана, их супруги, старшие дети. Старшая дочь Нина до сих пор называет себя сталинградочкой, хоть и пробыла в нынешнем Волгограде лишь первые полгода своей жизни. Четверть века и треть жизни неразрывно связаны с Челябинским заводом, позже – комбинатом. «Я почти ровесница ЧМК, – гордо произносит Нина Ивановна. – При мне на завод пришла механизация, затем автоматизация. Представляете, успела застать компьютеры, пришлось учиться работать на ЭВМ».
Нина пошла вслед за отцом в отдел технического контроля, а ее муж и младший брат Анатолий – на участок к Ивану Александровичу. Со своих глава Полегаев спрашивал вдвойне, так что упрекнуть «семейный подряд» язык ни у кого не поворачивался. На заводе еще тогда поняли: династия – это сила.
Иван Александрович часто бывал в командировках. В 1966 году Полегаева направили в Болгарию на Кремиковский металлургический комбинат для передачи опыта на целых пять лет. Став начальником прокатного передела, познакомился с «българскими» товарищами-социалистами, оформил подписку на местные издания по металлургии. Но под балканскими звездами часто вспоминал вторую родину – Урал. Когда срок командировки истек, Иван Александрович вернулся на родину, хотя болгары его очень просили остаться. Переписку с «другарями» по ту сторону государственной границы не прекращал даже после распада Советского Союза. «Мы с особой благодарность вспоминаем вас, Иван Александрович, за большую бескорыстную помощь, которую вы оказали нам в освоении производственных мощностей, в овладении техническим прогрессом, и за передачу передового советского опыта работы. Время вашего пребывания оставило в нашей памяти незабываемые впечатления. Это были дни сердечного и товарищеского отношения, бескорыстной помощи и дружбы, за которую горячо благодарим», – такое теплое письмо прислал Ивану Полегаеву секретарь парторганизации обжимного цеха Кремиковского металлургического комбината Стоян Ботев.
Слава Полегаевых гремела уже на всю страну. Можно сказать без преувеличения: эта династия в советские годы олицетворяла рабочий Челябинск и металлургический комбинат. Министерство черной металлургии высоко ценило Ивана Полегаева. Во всесоюзном журнале «Металлург» однажды появилась статья о семействе и «парадный» фотоснимок Ивана Александровича: на груди волжско-уральского металлурга красовались орден Ленина, боевые медали, болгарский Народный орден труда.
В 80-х экономический эффект от рацпредложений, поданных Иваном Александровичем на ЧМК, превысил два миллиона рублей (огромные на тот момент деньги). Вместе со специалистами он предложил новый способ заправки подин, усовершенствовал газовую горелку, разработал состав огнеупорной смеси. Когда перед перестройкой заводу были нужны рабочие крепкие руки, легендарный директор Олег Иванович Тищенко попросил Полегаева остаться.
За долгую жизнь Иван Александрович успел «построить» завод, посадить фруктовый сад и вырастить династию. До последних дней он ухаживал за парализованной женой Галиной Агаповной. На комбинате у Ивана Александровича непререкаемый заслуженный авторитет. Одни металлурги зовут его мировым, другие – боевым, ведь только фронтовик мог сочетать в себе военную напористость в труде и мирную радость в жизни, проявлять учительскую строгость и отеческую мягкость, быть одинаково располагающе-добрым и справедливо-суровым.
Многое изменилось на предприятии со времен работы Полегаева-старшего: ЧМК стал акционерным обществом, вошел в большую семью «Мечел»; кардинально изменилась технология производства. Ивана Полегаева на свете уже нет, большинство членов династии на пенсии. Но внуки и правнуки по-прежнему идут на комбинат. Вторая молодость ЧМК – сотни будущих мастеров: учащиеся и выпускники металлургических отделений различенных учебных заведений. В их числе подающий надежды правнук Ивана Полегаева Александр Емельянов. Сейчас он учится в Южно-Уральском государственном университете на механико-технологическом факультете. Похвастать может не только «пятерками» в зачетке, но и отличным знанием комбината: здесь он стажировался, бывал на экскурсиях, слышал рассказы дедов и прадеда.
Сапегины, Шмыга, Конкины, Черновы, Ткачук… согласно подсчетам экс-контролера ОТК Нины Ивановны, большинство представителей мастеровой семьи – прокатчики. Из общей обоймы несколько «выбивается» внучка Ивана Полегаева, дочь Нины Ткачук, Ирина Емельянова. Она – ведущий инженер управления главного механика (УГМ) по сварке. В 2004 году после крупной реконструкции, инвестированной «Мечелом» и проведенной во многом с помощью оборудования, разработанного и изготовленного силами специалистов ЧМК, на комбинате была пущена доменная печь №1. Впервые в истории предприятия в цехах управления главного механика были изготовлены кожух для домны и медные холодильники, имеющие высокую стойкость по сравнению с традиционными чугунными. Самое активное участие в этой работе принимала лаборатория сварки УГМ, где трудится Ирина Алексеевна. Пройдет два года, и ее сын Александр, вероятно, пойдет по стопам матери, продолжив славную династию.
Сергей ЛЕБЕДЕВ