Но захочет ли «человек в футляре» жениться? Даже на очень доброй, очень веселой, очень привлекательной, но очень простоватой девушке? О героях Антона Павловича Чехова из затертого школьной программой рассказа «Человек в футляре» Челябинский театр кукол имени Валерия Вольховского собирается говорить со взрослым зрителем. Оказывается, верить школьным учителям вредно и даже опасно. У Чехова все было совсем не так.
Давненько в Челябинском кукольном не было спектаклей для взрослых. Тем, кто видел гениальные произведения Валерия Вольховского «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» и «Мертвые души», их очень не хватает. И те, кто помнит «черный театр» Александра Борока и Сергея Плотова, наверняка вновь захотят прийти в кукольный, но уже без детей, и по-взрослому взглянуть на чеховского «человека в футляре», преподавателя греческого языка Беликова.
Как трактовался этот тип на уроках литературы в школе? Угнетатель, давитель, фискал и реакционер. Одним словом, «яркий представитель царской России». После «Архипелага ГУЛАГ» об этом даже вспоминать смешно.
«Беликов – всего лишь психологический тип, к которому надо относиться как к человеку, который не похож на большинство, – считает режиссер-постановщик спектакля Алексей Смирнов (Петербург). – Его можно любить или не любить, но нужно попытаться понять, почему он стал таким? Трагедия в том, что понять-то как раз его никто и не пытается…»
Но, самое интересное, певунья и хохотунья Варенька не прочь выйти замуж за этого человека, которого боится весь Таганрог. Парадокс? «Вовсе нет, – уверяет нас режиссер. – Варенька с хутора в город приехала, пусть и провинциальный, но город! Ей уже за 30, и она не прочь выйти замуж, хоть за Беликова. Это вариант «Прекрасной няни», которая из Украины приехала Москву завоевывать. Определенная жизненная позиция. Но готов ли Беликов на ней жениться? Вот вопрос. Сначала она привлекает нездешней свежестью, незамутненностью и простотой. Но потом оказывается, что это та простота, которая хуже воровства. Не простота, а простоватость. И эта простоватость кого угодно может напугать».
Пытался ли понять своего Беликова сам Чехов? Алексей Смирнов уверен, что писатель на своих героев всегда смотрел со стороны, был сторонним наблюдателем. И что ему не хотелось знать, что чувствует человек, он просто подсматривал нелепые ситуации вокруг себя и достраивал их. Поэтому люди у него не странные даже, а странненькие.
Но никаких записок Антон Павлович на сей счет не оставил, все это размышления литературоведов. А почему бы не предположить, что подсмотренный доктором Чеховым прототип героя вызвал в нем чисто врачебный интерес? Но тогда еще не существовало диагноза «аутизм». Думаю, современные психотерапевты поставили бы Беликову именно этот диагноз. Он прячется в «футляр» из чувства самосохранения, ему уютно только в собственном идеальном мире, внешний мир его не только пугает, но он ему не нужен.
«Мы поможем зрителям понять этого человека, они найдут разгадку в снах Беликова, – говорит режиссер. – Вы увидите, насколько раним этот «хрустальный человечек». Только в снах наш герой становится самим собой, он не человек разумный, он человек рефлексирующий. Стараясь быть как все и сделать все как у всех, он живет по формулярам – незыблемым правилам и установкам. Вот та вилка противоречий, которая разводит его с людьми».
Правда, неизвестно, случился бы такой «развод», живи Беликов в Петербурге, не на виду? А законопослушный и щепетильный в правилах британец, вероятно, воспринял бы Беликова вполне обычным, стало быть, нормальным человеком. И жизнь его сложилась бы совсем иначе. Но «хрустальный» Беликов живет в Таганроге, и «футляр» – его защита от внимательных глаз праздных соседей.
Впрочем, несмотря на глубину заявленной темы, по словам постановщиков спектакля, не стоит бояться особенной его серьезности. Хотя бы уже потому, что сценарий написан Петей Трофимовым, который, как известно, часто «падает с лестницы и теряет галоши». Первое образование Пети Трофимова – педагог-психолог. Ему нравятся такие вещи – взглянуть на материал с другой стороны, покопаться в причинно-следственных связях и понять, что происходит с человеком. Любопытны приемы, которыми пользуются автор сценария и режиссер.
«Мы делаем спектакль по мотивам рассказа Антона Павловича Чехова, – подчеркивает режиссер. – И используем постмодернистские приемы. Например, игру с текстами других литературных произведений и население пространства пьесы «левыми» литературными персонажами. Будет актриса Аркадина из «Чайки», которая играет Екатерину из «Грозы» Островского, будет одна из чеховских «трех сестер», которая порывисто крикнет: «В Москву!» и опрокинет стопочку. А женить Беликова мы будем по Гоголю («Женитьба»).
По жанру наш «Человек в футляре» – скорее, трагикомедия про жизнь нелепую, не оправдавшую надежд. История, в которой «всех жалко».
Непременно надо сказать, что «Человек в футляре» впервые ставится на кукольной сцене. Радует, что выбор режиссера пал на челябинский театр. «Министерством культуры России в Год Чехова был объявлен грант на постановку трех спектаклей, которые должны были сделать режиссеры разных поколений, – рассказал Алексей Смирнов. – Я стал представителем «детского сада». Оставалось выбрать название, театр и начать работу. «Человек в футляре» меня давно привлекал, а Челябинск я выбрал потому, что ваш кукольный знаменит спектаклями для взрослых. То есть труппа готова к такой постановке, и зритель – тоже».
Есть и еще одно «впервые». Это первая постановка на нашей кукольной сцене в форме «черного кабинета» в его классическом варианте. Сцена будет затянута черным бархатом, а актеры будут работать в черных костюмах. Световая дорожка направляется только на кукол, они «отрезаются» светом от актеров, и зрителям кажется, будто куклы на сцене существуют сами по себе. Благодаря сложной системе механики они действительно могут шагать, надевать шляпы и даже ездить на велосипеде.
Кроме того, куклы получились очень яркими и подчеркнуто гротесковыми. «Любая кукла – гротеск в большей или меньшей степени, на то она и кукла, – говорит художник-постановщик Екатерина Петухова (Петербург). – Но в этом спектакле их не три и не десять, а целых тридцать, поэтому гротеск необходимо было усилить, чтобы зритель понял, кто есть кто. Иначе все были бы как 33 богатыря. А у главных героев – Беликова и Вари – вообще несколько дублей».
Похоже, прелюбопытный подарок получил Челябинск к юбилею Антона Павловича Чехова. Остается добавить, что премьера заявлена на 8 апреля.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА