3 октября в Златоусте завершился первый Всероссийский фестиваль гравюры и холодного украшенного оружия, приуроченный к созданию городской Гильдии мастеров-оружейников. 12 златоустовских компаний, специализирующихся на производстве клинков, по инициативе партии «Единая Россия» объединились и теперь намерены сообща выступать на российском и международном рынке.
Идею создания Гильдии оружейников подал губернатор Челябинской области Михаил Юревич во время летнего визита в Златоуст. Он предположил, что под единым брендом крупной общественной организации продавать златоустовские клинки станет гораздо легче. Пока все говорит, что расчет Михаила Юревича оправдается: первый же фестиваль собрал несколько десятков оружейников из Москвы и Санкт-Петербурга, привлек внимание ученых-историков и представителей Московской торгово-промышленной палаты.
«Оружие – не просто визитная карточка и товар Златоуста, это дух нашего города, – заявил на открытии фестиваля глава Златоустовского городского округа Александр Караваев. – Искусство украшения металла культивируется в городе на протяжении уже двух веков. Десятки поколений мастеров – художников, граверов, оружейников – работали над сталью, совершенствовали то, чему когда-то научились у иностранцев из Золингена и Клингенталя. Уже решено, что фестиваль гравюры станет ежегодным, но в следующий раз мы приурочим его еще и ко дню рождения Златоуста, к 11 сентября».
Председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России», член совета при президенте РФ по культуре и искусству Геннадий Дрожжин
мыслит еще шире: по его мнению, златоустовская гравюра на металле подобно каслинскому литью и хохломской росписи – немалый вклад в имидж не только города и области, но культурного наследия всей России.
«На сегодня в России действует четыре фестиваля народных художественных промыслов, – рассказал Геннадий Александрович. – Ваш стал пятым и, дай-то бог, не последним».
Пока в Гильдию вошли лишь крупнейшие производители клинкового оружия: «ЛИК», «Практика», «АиР», «Росоружие», «Грифон» и другие. Но лиха беда начало, тем более что планы организаторов из «Единой России» не ограничиваются восстановлением имиджа Златоуста как главного клинкового центра.
«Я уверен, что фестиваль скоро станет международным и будет дарить нам множество интересных встреч, – заявил вице-губернатор Вадим Евдокимов. – А наши современные оружейники, художники и граверы станут известны наравне с Аносовым, Бушуевым и другими знаменитостями XIX века. Искусство златоустовских мастеров станет известно и в Европе, и на Востоке, и за океаном».
Строго говоря, некоторые оружейные компании уже добились выхода на международный рынок. К тому же задуманная пиар-кампания сулит множество других выгод. Кроме законной гордости за «возрожденный булатный бренд» увеличение оборотов оружейников принесет и новые налоговые поступления в местный бюджет, а значит, повысит благосостояние всех жителей Златоуста. Мировое имя привлечет на Южный Урал туристов – то есть автоматически начнут развиваться и другие сектора рынка. Кроме того, не стоит забывать и о культурной составляющей гравюры: все-таки современные украшенные клинки – наследники дела с двухвековой историей.
«Именно от осведомленности об истории Златоуста зависит будущее гравюры на стали, – уверена эксперт Оружейной палаты Московского Кремля Елена Тихомирова. – Современным фирмам, которые, без сомнения, делают очень красивые вещи, не хватает знания своего исторического прошлого. Не просто каких-то общих позиций, а глубокого понимания, что же такое златоустовская гравюра, почему именно златоустовская сталь стала основой вооружения российской армии, почему Златоуст в XIX веке был совершенно уникальным оружейным центром. Это ведь действительно совершенно феноменальное явление! Причем, несмотря на обилие библиографических источников, прошлое, история становления Златоуста изучена гораздо хуже, чем производство огнестрельного оружия в Ижевске или Туле. У современных мастеров большие задачи и большие проблемы, но, как бы то ни было, они должны до конца осознавать, что не просто занимаются бизнесом, а являются крупнейшим в России центром художественной обработки металла. Я считаю, что историки и музейные работники решают одну с мастерами задачу: исследуя исторические памятники, помогают развиваться современной гравюре».
Научно-практическая конференция «Во славу российского оружия», состоявшаяся во второй день фестиваля, уже приоткрыла несколько страниц из прошлого Златоуста. О первых приглашенных из немецкого Золингена и французского Клигенталя мастерах рассказали их потомки. Собственно, даже то, что наемные иностранные оружейники были родом не только из Пруссии, но и из Франции, до сих пор было малоизвестно! Кроме того, на конференции вспомнили и о том, что украшение оружия было лишь одной из сторон златоустовского производства в XIX–XX веках. Красивые, но хрупкие и ненадежные клинки вряд ли создали бы уральскому городу такую славу! Об особенностях металла, использованного для производства штыков и сабель, рассказывали профессора из Екатеринбурга, Кургана, Магнитогорска, Санкт-Петербурга.
А пока в самом Златоусте жители и гости города слушали доклады об истории оружейного дела и любовались творениями современных мастеров на выставке в театре «Омнибус», новообразованная Гильдия уже начала свою работу. В первых числах октября златоустовскую гравюру увидели на российско-украинском форуме в Москве и Екатеринбурге. Готовится экспозиция для всемирной выставки «Экспо-2010» в Шанхае. Как рассказал Александр Караваев, недавно изделие с номером один, впервые отмеченное не только личным клеймом мастерской, но и коллективным знаком Гильдии, было вручено премьер-министру РФ Владимиру Путину. Один из первых булатных клинков, выкованных по недавно восстановленной технологии кузнецом Сергеем Барановым, подарили Михаилу Юревичу. Уже запланированы переговоры с иностранными продавцами сувенирной продукции: в Европе и США слово «Златоуст» пока все-таки не так известно, но губернатор уже пообещал, что выставки-продажи каслинского литья и златоустовских клинков будут организованы в Москве, Нью-Йорке и Дубаи. Словом, начало положено.
Материал изготовлен по заказу и с оплатой из средств избирательного фонда Челябинского регионального отделения партии «Единая Россия».