В уходящем году менялись правила игры, шла либерализация розничного рынка электричества, а поставщики меняли отношение к потребителям. Электроэнергетические компании задумались об удобстве клиентов: на них теперь ориентирован порядок расчетов, предлагаются новые сервисы и комплексные решения.
Об итогах года, взаимоотношениях с потребителями, изменениях в тарифной политике и перспективах развития компании мы беседуем с генеральным директором ОАО «Челябэнергосбыт» (гарантирующего поставщика электроэнергии в Челябинской области) Павлом Киселевым.
Итоги и новые вызовы
– Павел Васильевич, каким выдался уходящий год для компании «Челябэнергосбыт»?
– Как мы и предполагали, он оказался насыщенным. Роста энергопотребления на 3,5-4 процента в Челябинской области вопреки оптимистичному прогнозу не произошло. Хотелось бы верить, что все это благодаря энергоэффективности и энергосбережению… Но заявлять так – конечно, кривить душой. Скорее, это следствие общемировых и общероссийских проблем, которые в течение последних лет нас преследуют. Поэтому и докризисного уровня энергопотребления мы не достигли: отгрузка электроэнергии снизилась с 11 млрд 200 млн кВт.ч в 2011 году до 10,8 млрд кВт.ч в 2012-м. Снижение обусловлено еще и тем, что в этом году изменились правила игры, произошла либерализация розничного рынка электричества.
– В чем это выражалось?
– В существенном сокращении барьеров для потребителей в плане замены своего поставщика. В результате ряд промышленных потребителей, с которыми мы раньше работали, перешли на взаимоотношения с корпоративными поставщиками. Причем сделали это скорее в соответствии с корпоративными решениями, нежели с экономическими интересами. Самые крупные клиенты, которые сменили поставщика в этом году, – это предприятия, входящие в группу «Русская медная компания» («Карабашмедь» и Кыштымский медеэлектролитный завод) и госкорпорации «Росатом».
Со своей стороны мы все обязательства перед нашими кредиторами выполняем в полном объеме, долгов перед поставщиками оптового рынка на сегодняшний день нет, перед сетевыми компаниями – признанной или же подкрепленной судебными решениями – тоже нет. Общероссийская же ситуация такова, что задолженность покупателей на оптовом рынке электроэнергии в течение 2012 года выросла в два раза. Так что «Челябэнергосбыт» достаточно стабильно проходит 2012 год, адекватно реагирует на внешние вызовы.
– Какая доля на рынке Южного Урала принадлежит «Челябэнергосбыту»?
– С прошлого года наша доля снизилась на семь процентов – с 57 до 50 с небольшим. Но дальнейшего какого-либо радикального падения мы не предполагаем. Во-первых, потому что активно готовимся, во-вторых, потребители, осознанно желающие уйти на оптовый рынок электроэнергии, уже это сделали. На самом деле наблюдается и обратный процесс. Есть примеры, когда потребители, поработав квартал на оптовом рынке, возвращаются к нам, в розницу.
– Почему?
– Дело в том, что оптовый рынок электроэнергии достаточно специфичен. Там регламентированный порядок расчетов, который предполагает обязательное авансирование. Кроме того, запретный плод всегда сладок… Вкусив его, некоторые потребители поняли, что для эффективной работы на оптовом рынке нужно радикально менять подход к внутренним бизнес-процессам на предприятии. А это трудоемкое и капиталоемкое занятие. Находясь же на расчетах с нами, потребитель не чувствует многих перекосов – цена рынка, биржи для него усредняется.
– А что вы скажете о платежеспособности потребителей?
– В целом она радикально не ухудшилась. Уровень оплаты в прошлом году составил 101,7%, в 2012 году мы ожидаем 98,5%. Снижение – отнюдь не показатель того, что потребители стали хуже себя чувствовать, скорее следствие нормативных изменений, о которых я сказал раньше. Действующий с весны порядок расчетов сориентирован в большей степени на потребителя, чем наши клиенты правомочно пользуются. В то же время на начало 2013 года прогнозируем ее рост с 930 млн руб. до 1,1 млрд руб.
– Вас это не сильно беспокоит? Почему в колокола не бьете?
– Считаем, что ситуация рабочая. К примеру, в целом по России за этот же период на розничном рынке электроэнергии дебиторская задолженность выросла на 37%. Это говорит о том, что потребители Челябинской области ответственно подходят к исполнению своих обязательств и имеют для этого соответствующие ресурсы. Думаю, что все недоплаты компенсируются в будущих периодах.
– Ваши коллеги из «Свердловэнергосбыта» недавно заявили, что будут привлекать коллекторов к взысканию долгов. Как вы оцениваете такую форму работы, и какие методы применяет «Челябэнергосбыт»?
– Во-первых, речь у них шла о населении. Во-вторых, у нас принципиально разные подходы работы с абонентами. «Свердловэнергосбыт» работает через управляющие компании, «Челябэнергосбыт» в свое время реализовал проект по приему населения на прямые расчеты, что я считаю безусловным достижением. Думаю, что таким образом нам удалось обеспечить стабильность расчетов этого сегмента клиентов. На самом деле население – один из самых добросовестных плательщиков. Проблема возникает там, где появляется посредник в лице УК с мизерным уставным капиталом и проблемами взыскания долга. Как я понимаю, коллеги из соседней области озабочены как раз тем, что делать с долгами УК.
В Челябинской области работа с потребителями-гражданами давно стандартизирована и не имеет системных проблем. Нас больше волнует задолженность, имеющая тенденцию к старению по срокам. В этом смысле особняком традиционно стоят предприятия-банкроты: там не только заморожены долги, еще и нет расчетов за текущие потребленные энергоресурсы. В этом году увеличилось количество предприятий, которые вошли в процедуру банкротства. Если общая сумма долга по таким предприятиям на начало года была 280 млн руб., то сейчас прогнозируется рост. Наиболее крупные должники: «Станкомаш» – 120 млн руб., ЧАМЗ – 34 млн руб., «Полистром» (Копейск) – 20 млн руб., Ашинский химический завод – 13 млн руб.
Приоритет сервису
– Какие тенденции, на ваш взгляд, определяли развитие энергетики в этом году?
– Тренд процессов в энергетике – уход государства от прямого тарифного регулирования. При этом меняется форма контроля отрасли— теперь это, в основном, ФАС, иные надзорные органы. Мы в этом году принципиально изменили отношение к клиентам и соответственно к органам, осуществляющим контроль нашей деятельности. Показательным результатом считаем резкое, на порядок, уменьшение количества дел, возбужденных УФАС Челябинской области в отношении «Челябэнергосбыта»: шесть в 2012 году против 60 в 2011-м. Кстати, два из шести дел, заведенных в этом году, уже прекращено.
При этом нужно иметь в виду масштабы нашей клиентской базы – более 35 тысяч контрагентов-юрлиц и около 1,3 миллиона физлиц, то есть объем потенциально возможных нарушений несравним с количеством рассматриваемых дел.
В то же время мы стремимся упреждать возможные диспуты на предмет навязывания невыгодных условий нашим потребителям. Например, в этом году с опережением законодательных сроков разработали и согласовали с антимонопольной службой типовой проект договора для наших потребителей.
– Что делается для повышения конкурентоспособности компании?
– «Челябэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии, размер нашей наценки определяется регулятором в лице Единого тарифного органа Челябинской области. И в этом смысле нам сложно конкурировать по цене с независимыми поставщиками, которые предлагают свои услуги исключительно крупным промышленным потребителям и не занимаются населением. Поэтому мы делаем акцент на повышении конкурентоспособности не ценовой, а сервисной. Активно продвигаем развитие сервисов: удаленные каналы доступа (личные кабинеты), формы оплаты, отсрочки платежей и так далее. Думаю, что если рассматривать эти проекты как некие стартапы, то в 2012 году они развернулись достаточно успешно, главная задача сейчас – не сбавлять динамику. Так, в ближайшем будущем начнет действовать «Личный кабинет» для юридических лиц.
Задачи и перспективы
– Павел Васильевич, какие главные задачи стоят перед компанией в новом году?
– Считаем, что 2013 год будет достаточно показательным. Сбытовое сообщество, столкнувшись с проблемой снижения доходности, безусловно должно будет либо найти решения, каким образом закрепиться в новых условиях на рынке, либо начнется укрупнение сбытовых предприятий в формате холдингов, в том числе и отраслевых. Поэтому мы активизируем свою работу по трем принципиальным направлениям. Первое – с 1 января 2013 года дифференцируем сбытовую надбавку в зависимости от категорий потребителей. Благо, нормативная база для этого появилась – буквально недавно, в декабре. Надеюсь, что ЕТО примет решения, которые позволят нам в следующем году поэтапно довести нашу наценку до экономически обоснованного уровня. Она должна серьезно снизиться для крупных промышленных потребителей.
– Что еще в приоритете?
– Второе направление я бы охарактеризовал как комплексный анализ решений правительства РФ. Речь идет о пресловутом 354-м постановлении и о применении, в частности, нормативов расходов на общедомовые нужды. Как известно, следующим этапом предполагается введение социальной нормы потребления, когда внутри нее ресурс оплачивается по тарифу, утвержденному ЕТО, а сверх социальной нормы – по экономически обоснованному. Понятно, что второй платеж будет вырастать. Опыт других регионов УрФО по этой теме показал, что, с одной стороны, неподготовленные решения оборачиваются их дезавуированием, а, с другой стороны, это существенно бьет по имиджу как власти, так и поставщиков ресурсов.
В этом смысле мы солидарны с позицией областного правительства и считаем, что переход к исполнению таких решений должен быть глубоко проработан до начала реализации и правильно донесен до наших граждан. Также необходимо дать четкое представление о возможных компенсациях, на которые жители могут претендовать, если платеж за энергоресурсы превысит пороговые значения.
– Сроки введения новых нормативов постоянно переносятся. Когда же они начнут действовать?
– Нормативы на общедомовые нужды (ОДН) должны были заработать с 1 сентября 2012 года, перенесены на 1 января 2013-го, а буквально на днях экспертный совет при губернаторе Челябинской области принял решение отодвинуть срок до 1 июля 2013 года. При этом, если вернуться к базовому документу, то там назывался срок, к которому многоквартирные дома нужно было оснастить «вводными» приборами учета, и тема нормативов ОДН в принципе стала бы не актуальна. Однако личными счетчиками электроэнергии сейчас оснащено 99% потребителей, а общедомовыми приборами учета – только 11%. И ситуация радикально не меняется. Нужно активнее работать в этом направлении, иначе шесть месяцев снова пролетят быстро, а мы останемся на том же месте.
– Каким будет третье направление деятельности?
– Комплексный сервис. Надеемся, что одну из наших инициатив поддержат электросетевые предприятия области, и в первом квартале 2013 года мы сможем предложить клиентам такой сервис, как «единое окно». Не секрет, что сегодня для того, чтобы получить доступ к энергоресурсам, потребителям приходится обивать пороги многих организаций: электросетевых, проектных, строительных, энергосбытовых и так далее.
В рамках партнерских отношений со всеми этими организациями мы хотим предложить такое решение, когда, обращаясь в одну компанию, можно будет решить вопросы в одном месте, с одним менеджером. Это существенно упростит жизнь клиентам и сократит их время на получение энергоресурсов. Напомню, что эта тема является одной из главных в «дорожной карте» по повышению инвестиционной привлекательности, одобренной на уровне федерального правительства.
– Павел Васильевич, каков ваш прогноз на следующий год?
– Наши прогнозы по энергопотреблению менее оптимистичны, чем раньше – не видим перспектив для роста, а тем более достижения докризисного уровня. По нашим ощущениям, в лучшем случае будет так, как сейчас. Если, конечно, не появятся новые производства. Что касается нашей компании, уверен, что устойчиво пройдем год, сохранив объемы и более активно работая с клиентской базой.
Ну, и конца света не будет, я могу вам обещать. (Улыбается.) Предсказанная дата близка к Дню энергетика, а этому празднику ничего не должно помешать.
На правах рекламы.
Фото: