Музыка, созданная в прошлом для церкви, сегодня звучит в концертном зале – никакого кощунства в этом нет. Духовную музыку часто писали великие композиторы. И сегодня это классика, предназначенная для всех и каждого. Гармоничная, невероятно красивая, возносящая к небесам. 18 апреля в филармоническом зале имени Сергея Прокофьева состоится премьера премьер. Впервые в музыкальной истории Челябинска публике будет представлено одно из красивейших произведений духовной музыки – Месса №2 ми минор для духового оркестра и смешанного хора Антона Брукнера.
От красивого к сложному
Само имя Антон Брукнер у широкой российской аудитории не на слуху. Произведения этого композитора в нашей стране исполнялись и исполняются крайне редко. Особенно его духовная музыка. Поэтому челябинцам несказанно повезло – руководителя камерного хора имени Валерия Михальченко Ольгу Селезневу заинтересовала оригинальность второй мессы Антона Брукнера. Она была создана для смешанного хора и духового оркестра – довольно редкостное сочетание для этого жанра. Объясняется все тем, что композитор писал мессу для исполнения под открытым небом при освящении нового собора, и духовой оркестр здесь был вполне уместным.
Начало концерта в филармоническом зале им. С. Прокофьева 18 апреля в 18:30. Билеты уже в продаже.
«Мне хотелось найти что-то масштабное, значительное для новой программы с Уральским духовым оркестром под управлением Игоря Ежова, – рассказала Ольга Селезнева. – Потому что наши предыдущие совместные премьеры прошли с большим успехом. В Интернете я нашла Мессу ми минор №2 Брукнера, послушала произведение в записи и оно меня просто заворожило своей красотой. Это потрясающая музыка».
Руководитель духового оркестра, заслуженный артист РФ Игорь Ежов с коллегой согласился: «Нежная, порой воздушная музыка, особенная гармония, красивый диалог между оркестром и хором, некое полифоническое противосложение».
Дирижер не предполагал, какие трудности ждут его впереди. Оказалось, нотного текста этой мессы для духового оркестра нет даже в Москве. Партитуру ему прислали с Украины. Но открыв ее, Игорь Ежов понял, что аранжировку придется делать заново.
«Дело в том, что Брукнер писал эту музыку для духового оркестра XIX века, – объяснил дирижер. – Когда в его составе не было ни флейты, ни саксофона, ни тенор-баритона, ни бас-гитары, ни ударных инструментов... Пришлось делать кардинальное переложение, чтобы включить в работу весь свой оркестр. Решился я на это не без волнения. Но, когда сделал первые наброски и послушал их на компьютере, немного успокоился».
У камерного хора были сложности другого порядка. «Переложением я не занималась, – говорит Ольга Селезнева. – Все, что было написано самим Брукнером, с тем мы и работаем. Мы четко следуем партитуре. Когда я послушала эту мессу, то решила, что особых трудностей не должно быть. Но в процессе работы поняла, почему современники назвали Антона Брукнера "Палестриной XIX века" (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина – выдающийся итальянский композитор XVI в., непревзойденный мастер хоровой полифонии. – Прим. авт.). Месса написана для восьмиголосного смешанного хора. Уже непросто. Но помимо этого в ней есть большие интонационные скачки, перекрещивание голосов, быстрая смена динамических оттенков, встречаются необычные для восприятия гармонии... Надо быть настоящим виртуозом, чтобы все это исполнить безукоризненно. Мы трудимся сегодня в поте лица. Но я уверена: артисты хора справятся».
Челябинский эксперимент
И в XIX веке, и сегодня дирижеры и исполнители считают произведения Антона Брукнера сложными. В XIX и XX веках даже существовало мнение, что Брукнер был слабым оркестровщиком, что давало повод переоркестровывать его произведения. Однако в настоящее время подавляющее число дирижеров предпочитает исполнять сочинения Брукнера, ориентируясь исключительно на оригинальный текст партитур. Не случайно Антона Брукнера называют сегодня самым прогрессивным композитором XIX века. Он нашел своих исполнителей и своего слушателя в XXI веке.
Антон Брукнер (1824–1896, Вена) – австрийский композитор, органист, музыкальный педагог, известный в первую очередь своими симфониями, мессами и мотетами (жанр многоголосной вокальной музыки).
Еще одна немаловажная деталь: композитор обладал обширным багажом знаний, всю свою жизнь он не уставал учиться. Свое первое значительное произведение Брукнер написал, когда ему было около сорока лет. Известность к нему пришла, когда композитору было около шестидесяти. И все свои интеллектуальные накопления Антон Брукнер вкладывал в собственную музыку. Вероятно, еще и поэтому его постоянно сравнивали то с Палестриной, то с Шубертом, то с Вагнером... Композитор-романтик сумел в своем творчестве воплотить множество стилей. И этим он тоже сложен.
По признанию Ольги Селезневой и Игоря Ежова, работа над мессой Антона Брукнера стала для двух известных челябинских коллективов не только испытанием на профессионализм, но и неким экспериментом. Судя по тому, что автор этой статьи услышал на репетиции камерного хора, для челябинской публики премьера станет настоящим открытием во всех отношениях.
«Эта музыка прекрасна во всем: и в сочетании звучания хора и духового оркестра, и в многоголосии. Как я уже сказала, звучит восьмиголосный хор, хотя чаще всего мессы писались на четыре голоса. При этом каждая из восьми партий наделена собственной музыкальной темой, – завершила разговор Ольга Селезнева. – Красота необычайная во всем: в многоголосии, в гармониях, в музыкальных красках, которые очень свежи, в том, что музыка очень возвышенная».
Как выяснилось, в Европе эта месса исполняется довольно часто. Если говорить о нашей стране, то в Интернете можно найти только одну запись – месса звучит в исполнении Российской государственной симфонической капеллы под управлением Валерия Полянского и Российского государственного симфонического оркестра. Тем более приятно, что премьера этого произведения состоится в Челябинске.
Фото: Фото из архива Челябинской филармонии