Главным событием октября в нашем городе надо признать концерт челябинских композиторов, посвященный 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева. Во-первых, он стал презентацией сразу пяти премьер. Во-вторых, слушатели в который раз убедились, что в Челябинске живут очень талантливые композиторы. В-третьих, такие концерты случаются до обидного редко. И наконец, в-четвертых, камерный оркестр «Классика», только что вернувшийся с австрийских гастролей, исполнил новые произведения с особым блеском.
Логичный мостик в прошлое
Мысль во время концерта была одна: как жаль, что этого не слышит весь город. Пять челябинских композиторов – Татьяна Шкербина, Лариса Долганова, Полина Сергиенко, Алан Кузьмин и Анатолий Кривошей – написали пять новых произведений специально для этого концерта, который вошел в афишу Всероссийского музыкального фестиваля имени Сергея Прокофьева на Южном Урале. «Русский концерт» памяти Сергея Прокофьева Еленой Попляновой был написан несколько лет назад и уже исполнялся в Челябинске. Но он так хорош, что слушать его можно еще и еще.
Эти шесть произведений стали каким-то изящным и очень логичным мостиком из современности в высшие сферы небожителей, к которым, безусловно, относится сегодня и великий композитор ХХ столетия Сергей Прокофьев. Сочинения челябинских композиторов позволили ощутить, что музыка рождается здесь и сейчас, что творчество – живой, осязаемый процесс, он переплетается с нашей повседневной жизнью, и он рассказывает о нас сегодняшних.
«Русский концерт» Елены Попляновой, посвященный Сергею Прокофьеву, был написан под впечатлением от его театральной музыки, особенно балетов Прокофьева. Однако замысел Елены Попляновой, как рассказала она сама, родился под воздействием остроты современных событий: «Однажды у меня произошел неприятный разговор с одним знакомым музыкантом, убеждавшим меня уехать из России, утверждавшим, что все здесь разлагается и не имеет перспективы, особенно для творческих людей... После этого я много думала о Сергее Прокофьеве, который пытался уехать из России навсегда, но вернулся. И на фоне этих размышлений тема Монтекки из балета “Ромео и Джульетта” все время звучала у меня в голове, как ассоциация с нашим временем, как пульс ХХ века. Концерт был написан быстро, за месяц. И Адик Абдурахманов поддержал меня в моем порыве, благодаря чему сразу нашлось уточняющее название произведения “Русский концерт”».
Татьяна Шкербина не так давно работала над оркестровкой фортепианной музыки Прокофьева для детей и настолько влюбилась в нее, что создала собственный цикл пьес «Детская музыка».
«Презентация цикла за несколько дней до сегодняшнего концерта состоялась в Челябинском институте культуры и в одной из музыкальных школ Екатеринбурга, – рассказала музыковед, профессор Челябинского института культуры Татьяна Синецкая. – И замечательно, что появилась такая яркая, образная, талантливая музыка для детей, ведь у нас есть кому ее исполнять. В Екатеринбурге этот цикл исполнила такая талантливая девочка! Она даже стихи сочинила к этим пьесам, музыка пробудила ее фантазию».
В цикле Татьяны Шкербиной девять пьес – «Рассветная песня», «Воробей», «Серый волк», «Грустный дождик», «Дятел», «Мишка косолапый», «Стрекоза», «Упрямый ослик», «Две сороки». И это просто живые музыкальные картинки.
Своеобразный музыкальный портрет Анатолия Кривошея «Глядит на Кировку Прокофьев» (это он о нашем памятнике) – продолжение его ранних образных зарисовок: например, «Михал Михалыч» (посвящена Жванецкому). А также произведений, связанных с именем и личностью Иосифа Бродского. На этот раз в посвящении Прокофьеву отразилась ежедневная жизнь нашего города, а также Челябинск 1935 года.
Та же связь прослеживается в сюите Полины Сергиенко «Челябинск 1935 года глазами Прокофьева». Известно, что 29 и 30 марта 1935 года в Челябинске состоялись концерты Сергея Прокофьева (на ЧТЗ и в здании драмтеатра (ныне ТЮЗ)). На афишах значилось: «Композитор и пианист Сергей Прокофьев. Париж». Полина Сергиенко «побывала» и в цехах ЧТЗ, и на улицах Челябинска начала ХХ века, а вместе с ней в эти звуки окунулись и слушатели.
Математика царит в музыке
Завершился концерт сложной, серьезной и одновременно открытой для восприятия широкой публики симфонией чисел «Джульетта» Алана Кузьмина. В своем произведении композитор зашифровал дату рождения Сергея Прокофьева – 23 апреля 1891 года. 23041891 – эти числа он превратил в интервалы и на основании этого создал интонационный материал своей симфонии.
«В своем творчестве я стремлюсь показать, что философия и математика – те области, которые пронизывают все в нашей жизни, от самых бытовых моментов до самых возвышенных, – говорит Алан Кузьмин. – Когда я пишу музыку, то волей-неволей ловлю себя на мысли, что иной раз обращаюсь к жестким математическим конструкциям, а потом одухотворяю их, вливаю в них эмоции. Это не ново. Так рождались произведения композиторов эпохи Барокко, особенно Иоганна Себастьяна Баха, в его музыке полно чисел. И я все время говорю своим студентам о том, что мы имеем дело с композицией, а композиция – это уже расчет. Мой преподаватель, например, рассказывал, что кумиром Стравинского был Леонардо да Винчи, который свои холсты сначала математически рассчитывал, в потом призывал на помощь вдохновение. Вот еще одно доказательство , что нельзя духовное ставить в противовес рациональному».
По словам Алана Кузьмина, если человек действует спонтанно, эмоционально, это не значит, что его действия идут вразрез с математикой и логикой, мы подвержены математическим и физическим принципам, просто этого не замечаем.
Таланты в условиях холода
После концерта мы обменялись впечатлениями с музыковедом Татьяной Синецкой: «Очень хороший концерт. Такие концерты обладают свойством уникальности, они редки, и они никогда не тиражируются. Само по себе это уже придает событийность такому концерту. Союз композиторов серьезно к этому готовится, и ответственность музыкантов велика, потому что это первое исполнение. В этот момент складывается биография произведения. А у этого концерта двойная ценность – много премьер. И еще одно важно подчеркнуть – с учетом такой разности наших композиторов, в этом концерте сквозила единая стилевая особенность, которую я бы назвала тотальной демократизацией музыкального языка. Это все произведения для широкой публики – все образно, понятно, мелодично».
И многие слушатели сошлись во мнении, что своих композиторов челябинцам надо знать в лицо. «Это нормальная вещь, не нормально, когда мы этого не знаем, – говорит Татьяна Синецкая. – И не говорим о них».
Продолжил тему челябинский художник Анатолий Костюк: «Не хочется произносить банальную фразу: своих героев надо знать в лицо. Но иначе не скажешь. Любой творческий человек – товар штучный, тем более композитор. В нашем городе почти 130 профессиональных художников, а композиторов – всего пять-шесть! И они действительно талантливы! Уметь ценить это сегодня – очень важно. Мы многое берем, подсматриваем у Европы, но не видим порой самого главного – как гордятся там малые города своими представителями творческих профессий, как они ценят их, как носятся с ними, хвастаются ими. А у нас все по-другому – с одной стороны, мы не обделены талантливыми людьми, с другой, холодны к ним».
И все-таки еще один концерт наших композиторов состоялся и прошел на ура, значит, лед можно растопить.
«Согласен, – говорит заслуженный артист России, дирижер Адик Абдурахманов. – Считаю, что мы должны жить этой музыкой. Не только музыканты, но и горожане. Мы должны знать ее, а значит, надо исполнять ее чаще. Она красива, она интересна. Не так давно я читал статью, где рассказывалось о том, как в Америке была решена проблема посещаемости концертных залов – они решили давать концерты популярной классики (Шопен, Паганини, Чайковский, Рахманинов...) Сначала народ пошел, но через год-полтора залы снова начали пустеть. Это из серии: сладости быстро приедаются и хочется поесть супа. Наш мозг все время требует развития, подпитки, свежего, нового. Поэтому надо играть современную музыку. Особенно если она талантлива, образна, красива, интересна. А наши композиторы еще и очень разные. Нам просто повезло».
Фото: Фото Людмилы Ковалевой, аудио предоставлены челябинским отделением Союза композиторов России