27 ноября на сцене челябинского театра оперы и балета состоится концерт симфонической музыки, полный сюрпризов: за дирижерский пульт встанет маэстро Энхе (Энхбаатор Баатаржав, Монголия), а в программе прозвучит симфония Дворжака, вдохновленного музыкой Дикого Запада.
Энхбаатор Баатаржав (сценический псевдоним Энхе) является главным дирижером Уральского молодежного симфонического оркестра (Екатеринбург), его имя известно в мировом музыкальном пространстве. В одном из своих интервью маэстро говорит о том, что восточных дирижеров и в ХХI веке по-прежнему намного меньше, чем западных: «Вся музыка, которую сегодня называют классической, создавалась в Европе. Азия позже присоединилась к процессу. Мы не знаем имен крупных восточных композиторов прошлого. Современные же учатся в Европе, пишут в европейских традициях и лишь подключают восточные интонации, делая музыку колоритной. Среди дирижеров первого эшелона известен, пожалуй, лишь один азиатского происхождения – японец Сейжди Озава, он работает в Америке. Среди молодежи есть китайцы, корейцы, но они еще мало известны».
Примечательно, что во втором отделении программы челябинского концерта под управлением дирижера с восточными корнями будет исполнена музыка, в основу которой легли мелодии Дикого Запада. Знаменитую «Симфонию №9» чешского композитора Антонина Дворжака часто называют «Симфонией Нового Света». Она была написана после поездки Дворжака в США, в ней отразилась увлеченность композитора индейской музыкой, а также музыкальным стилем кантри, особенно популярным в западных штатах Америки.
«Впоследствии вся голливудская музыка ориентировалась на Дворжака, – считает дирижер челябинского театра оперы и балета Алексей Давыдов. – Эстафету подхватил Гершвин, а затем Джон Уильямс, написавший музыку к «Звездным войнам». Можно сказать, что большая часть западной киномузыки выросла благодаря «Симфонии № 9» Дворжака. В этом произведении слышны джазовые интонации, которые до Дворжака вообще нигде не фигурировали».
Первое отделение концерта также можно назвать уникальным, потому что будут исполнены два произведения для арфы и оркестра: пьеса Сен-Санса и «Два танца для арфы и струнных» Дебюсси. Именно эти композиторы вывели арфу в ранг сольных инструментов, до этого она обычно использовалась в оркестре, чтобы воссоздать шум морских волн, звуки гуслей или гитары.
Начало концерта 27 ноября в 18:00.
«Импрессионисты Дебюсси и Сен-Санс раскрыли богатые возможности арфы, – рассказала арфистка оркестра театра оперы и балета им. М. И. Глинки Екатерина Жалилова. – Именно тогда появилась целая плеяда очень известных, талантливых и даже гениальных арфистов. Однако, арфа и сегодня считается технически сложным инструментом – 48 струн и 7 педалей. Возможно, именно этим объясняется крайне редкое исполнение произведений, в которых арфа солирует, в регионах России, чаще они исполняются в Москве и Петербурге».
Челябинцы в последний раз слышали сольное звучание арфы в 2013 году, когда в рамках вечера симфонической музыки был исполнен «Концерт для арфы и флейты с оркестром» Моцарта.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой челябинского театра оперы и балета