Главные часы Челябинска в следующем году отметят 40-летие с момента выпуска и требуют срочного капремонта – впервые за 25 лет с момента установки на здании арбитражного суда. Как функционирует часовой механизм на площади Революции, что в нем требуется исправить и почему с весны не отремонтированы часы на «Ритме» – в материале 74.ru.
За самыми известными уличными часами Челябинска ухаживает инженер из МАУ «Кировка» Игорь Тияткин. В его ведении часы на арбитражном суде на улице Воровского, 2, на «Ритме» (проспект Ленина, 53) и памятнике основателям Челябинска в конце Кировки.
«В обычное время никто не обращает внимания на эти часы, зато когда они замерзают или начинают спешить-отставать, сразу все звонят и требуют исправить, – отметил смотритель часов. – Говорю начальству уже много лет, что часы на арбитражном суде требуют срочного ремонта – редукторы изношены, механизм сам по себе старый. Раз в три года скажут написать заявку, указать все детали, пообещают всё сделать, я напишу – а бумагу под сукно. И через два-три года всё по новой...».
Часы на арбитражном суде появились в ходе реконструкции здания в начале 1990-х – были достроены два этажа и добавлены куранты. Механизм часов в следующем году отметит 40-летие – его сделали в 1977 г. в Ереване.
Многие челябинцы думают, что за часами на суде большая комната с огромным механизмом – как показывают в фильмах интерьеры часовых башен средневековых зданий. Но в реальности всё иначе: на седьмом этаже суда в одной комнатке находятся два механизма, старые изношенные детали, древний компьютер с ЭЛТ-монитором, а доступ к часам – через антресоль на балконе одного из залов суда.
«Это тоже относилось к часам, – указывает мастер на старый компьютер. – Было звуковое воспроизведение, стоял IT PC 286-й, озвучка была обычный бой часов, потом ныне покойный челябинский писатель Гудков написал музыку для этих часов. Был проигрыш музыкальный, а затем бой в стиле "бом-бом-бом" – тоже от компьютера, не от самих часов. Сейчас всё это утеряно, года четыре часы не звонят. Сначала жильцы дома с гастрономом возмущались, что невозможно спать, а потом привыкли, жаловались даже, что убрали их будильник. Когда предупреждал руководство, что нужно оцифровать запись, пока не потерялась, внимания не обращали».
Руководство у смотрителя часов менялось несколько раз – сначала это была УК «Ремжилзаказчик», затем другая УК, потом часы перевели на баланс городского управления культуры и передали МАУ «Кировка».
Часы разделены на несколько частей не только территориально. Первичный механизм – это сердце часов. Он отвечает за точность времени и задает сигнал-импульс на включение механизма. Периодически на нем загорается красная лампочка – это включается исполнительный механизм. Есть еще механизм вторичный – он отвечает за циферблат и является своего рода «лицом» часов.
За неприметными дверцами антресоли на седьмом этаже скрываются два циферблата. Один из них отвечает за текущее время, другой был нужен на случай отключения напряжения – накопительный механизм собирал информацию по времени и помогал основному механизму догонять время при включении электричества. По словам инженера, перепады напряжения случаются достаточно часто: «По своей природе часы очень точно настроены. Если бы не изношенность механизма, не приходилось бы подводить взад-вперед. В последнее время отстают, потому что арбитражники втихаря выключают напряжение на час-полтора, и бывает это то раз в неделю, то раз в месяц. Меня заранее не предупреждают».
Управлять часами можно с помощью этих циферблатов и механизмов, а если требуются работы по фасадной части (например, замена лампочек по периметру) – вызывают 27-метровую вышку и альпинистов. Последний раз внешнее вмешательство потребовалось, когда часы перестали работать из-за обилия пыли: альпинисты открутили стрелки, инженер снял механизм и за сутки его отреставрировал.
Навещать часы Игорь Тияткин приходит один-два раза в неделю. Чаще – если только механизм «заартачится»: «Бывает, что всё нормально, всё хорошо, но если перед длительным отъездом с ними не попрощаться, какую-нибудь "козу" подстроят. Уже знаю это и прихожу, смотрю – всё нормально, говорю "давайте, не балуйтесь", себя так успокаиваю».
Не любят часы и посторонних мастеров. Смотритель вспомнил, как в начале 2000-х уехал в отпуск на юг и через неделю часы остановились – сначала на Воровского, потом на Ленина. «Начальство мне звонит, все на нервах, говорят "ты это специально подстроил!". А как я могу руководить часами за три тысячи километров? Призвали они других специалистов, ну они накрутили... Полмесяца потом исправлял. Эти часы не любят, когда крутят назад – хандрят от этого, лучше перегнать вперед».
Игорь Тияткин всю жизнь работал с электроникой, закончил два техникума по электроснабжению и горно-геологическую академию, на любительском уровне занимался радиоделом. К работе с часами на центральной площади Челябинска его пригласили знакомые специалисты сразу после установки механизма. А с часами на «Ритме» инженер работает с 1996 года. Там всё не как в суде – есть комната с подогревом, и при работе с механизмом мастера видно с улицы. Но весной управляющая компания закрыла проход к комнате с часами – проём заняла крепкая решетка.
«Там пионеры сколько раз мне замки выламывали!.. Но часы не трогали, только бутылки оставляли, мелко пакостила молодежь, – вспоминает Игорь Тияткин. – Теперь вот с мая не могу к часам попасть – заварили проход, сколько месяцев бьюсь, чтобы добраться до механизма, но как всегда у ЖЭКа не хватает ни петель, ничего для новой двери. Может, на следующей неделе что-то решится».
При этом директор УК «Созвездие» Андрей Слободчиков сообщил корреспонденту 74.ru, что в компанию не поступало таких заявок: «В УК "Созвездие" они не обращались, а дверь мы заварили, чтобы ограничить доступ к ценному имуществу. Металлическая дверь не спасет – только вариант с решеткой. И если бы к нам обратились на уровне руководства, что хотят иметь доступ, не было бы проблем. Может, на уровне мастера обращение было, не знаю. Но официальных бумаг к нам не поступало».
Руководитель управляющей компании затруднился ответить, обсуждалось ли ограничение доступа к чердаку и часам с представителями МАУ «Кировка».
В планах мастера полноценный ремонт часов на арбитражном суде с полной заменой механизма и возвращением музыкального боя: «Хочу вернуть старую мелодию и чтобы часы отбивали время – там интереснее и можно отсчитать время. Еще нужно унифицировать наши уличные часы, для этого нужно выписать механизмы из Санкт-Петербурга. Сейчас все разные, и это немного затрудняет работу. Да и внешний вид уже непрезентабельный. Стрелки сразу были сделаны не как надо – примерно равной длины, нужно сбалансировать, укоротить заднюю часть, чтобы был у стрелок противовес, – отметил Игорь Тияткин. – Но выделенных денег раньше хватило только на реконструкцию "Ритма" – те часы были уже вообще угроблены, я механизм как только ни перематывал-переделывал, но он не справлялся, наконец поставили новый. Сперва контора относилась к "Полёту", потом к городу, потом их на себя взял "Лукойл", а потом город снова забрал. И сделали четырехцветную атрибутику, на которой ничего не видно – я сразу предупреждал, что человеческое зрение на такой высоте не различит, который час. И стрелки тяжелые, идут-то они точно, но немного отвисают на делениях 15 и 45, получается вместо этого 16 и 44 минуты».
Кроме того, каждые два-три года необходимо менять освещение часов на Воровского (для этого пригоняется вышка, разом заменяют все лампы), где Игорь Тияткин поставил датчики освещения – чем раньше темнеет, тем раньше оно включается. На «Ритме» уже не работают три прожектора из восьми – тоже нужно менять, но пока нет доступа и финансовой возможности. А мелодия для челябинских курантов была записана в 90-х в отсутствие Windows (по словам инженера, на машинном уровне) и может быть утеряна.
Фото: Фото Олега Каргаполова