Судьбу 27 гектаров земли возле элитного коттеджного посёлка в Челябинске, которые заинтересовали советника Владимира Путина и заместителя генпрокурора Юрия Пономарёва, решит судебная экспертиза. С таким ходатайством в арбитражный суд обратились представители комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) при рассмотрении спора с фирмой бывшего вице-губернатора, переросшего в уголовное дело о крупной земельной афере.
Напомним, речь идёт о землях 35-го микрорайона, за которые в прошлом году судился бывший замгубернатора Челябинской области, адвокат Сергей Буйновский. В феврале 2016-го он обратился с иском в Центральный райсуд, требуя аннулировать кадастровый учёт более 70 сформированных мэрией участков между Тополиной аллей и посёлком Тарасовкой. При этом 26 участков уже продали на аукционе.
В обоснование иска Буйновский указал, что чиновники при проведении торгов не учли его имущественные интересы, так как выставленные на аукцион участки граничат с землями, на которых расположены его нежилые постройки – три корпуса спортивного лагеря «Движение». В суде юрист требовал восстановить кадастровый учёт двух земельных участков общей площадью 27,8 гектара, выделенных в 2011 году для эксплуатации этих нежилых объектов по 10 квадратных метров каждый.
В КУИЗО же подчёркивали, что земли ему выделялись во временное пользование, в 2014 году их сняли с кадастрового учёта и нарезали под индивидуальное строительство. До этого, по словам представителей комитета, Буйновский за оформлением права на участки к ним не обращался, намерений выкупить землю под спортлагерь не проявлял, никакого строительства там не вёл и не использовал помещения по назначению.
Центральный райсуд тогда принял сторону истца, аннулировав кадастровый учёт участков и признав незаконными договоры купли-продажи земель. В итоге челябинцы, вложившись в строительство домов на приобретённых на аукционе участках, фактически остались без земли. Компенсировать их затраты по решению суда предстояло мэрии Челябинска. Ущерб муниципальной казне при этом оценили в 493 миллиона рублей.
– Перед аукционом мы осматривали участки, изучали документацию, и никаких обременений на них не было, – рассказала 74.ru челябинка Елена Пермякова, лишившаяся пяти участков. – Земли на самом деле были пустыми, без построек. Мы добросовестно участвовали в аукционе. Купили эти участки по рыночной стоимости, получили разрешение на строительство, начали строить дома, подвели коммуникации (газ, электричество, все сети), зарегистрировали часть недвижимости. А потом вдруг оказывается, что рядом с нами есть какие-то объекты. Что мы судимся с господином Буйновским, хотя мы с ним ни в какие правоотношения не вступали. В итоге мы можем лишиться недвижимости, в которую вложили все свои деньги. Теперь мы вынуждены гасить кредиты за земельный участок и строительство, оплачивать налоги на землю и недвижимость, которые нам ежегодно начисляют, но пользоваться своим имуществом мы не можем из-за этого судебного решения.
По словам покупателей земель в 35-м микрорайоне, корпуса спортивного лагеря представляют собой обычные строительные будки. Их появление и последующие судебные процессы они называют «типичной аферой по изъятию муниципальных земель».
– Когда первая будка рядом с нашим участком появилась, мы подумали, что это сосед поставил строительный вагончик для своих работников, – вспоминает Елена Пермякова. – А потом оказалось, что это и есть якобы корпус спортивного лагеря. Но фактически они таковыми не являются. Это три фанерные легковозводимые постройки в 10 «квадратов», которые можно просто поднять краном и переставить в другое место. Даже представитель ответчика в суде путается и называет их то строительными вагончиками, то домиками. Но при этом везде в материалах представляет их как корпуса спортивного лагеря.
– Видели, как строились эти «корпуса» лагеря, – подтверждает её сосед Дмитрий Александрович. – В сентябре-октябре 2015 года на этих участках вообще ничего не было, а в конце 2015 года, когда мы уже стали строить дом, начались какие-то шевеления на соседних участках. Первая будка появилась в январе 2016 года рядом с участком Пермяковых. Когда в феврале назначили первое заседание в Центральном суде, мы начали понимать, что же это за будки. Сейчас наши дома узаконены, на них получены «зелёнки», но из-за решения Центрального райсуда земли под ними нет. Хотя мы получили эти участки законно.
Теперь представители КУИЗО доказывают в арбитраже, что три «корпуса лагеря» являются временными постройками, установленными уже после 2014 года, когда мэрия сняла выделенные под лагерь земельные участки с кадастрового учёта.
По данным земельного комитета, объекты не связаны с земельным участком, не имеют фундамента, их можно свободно перемещать.
– Необходимо назначить судебную строительно-техническую экспертизу, которая определит, являются ли эти объекты недвижимым имуществом, – обратилась к судье на последнем заседании в арбитраже начальник правового управления КУИЗО Анна Сысоева. – Также нужно выяснить, соответствует ли техническое состояние спорных объектов предполагаемому времени их возведения – 2009 году, определить временной диапазон их строительства. Ранее мы представили подтверждение того, что на момент проведения мэрией аукционов в 2015–2016 годах спорные объекты на этих земельных участках не находились. Мы ставим под сомнение, что эти вагончики являются именно теми объектами, право собственности на которые было признано в 2011 году, и которые якобы были возведены до 1 сентября 2006 года.
Ходатайство о назначении независимой судебной экспертизы поддержал прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Николай Москвитин.
– Мы считаем требования КУИЗО обоснованными, – прокомментировал Николай Москвитин. – Но для выводов о соответствии указанных нежилых объектов необходима экспертиза, которая установит, являются ли они объектами недвижимого имущества или временными постройками.
Напомним, о вступлении в процесс прокурора стало известно после возбуждения уголовного дела по факту мошенничества с землёй в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК). Поводом для его возбуждения стала проверка Генпрокуратурой информации, изложенной в коллективном обращении жителей 35-го микрорайона к Совету по правам человека при президенте Владимире Путине.
Обвинение по делу пока никому не предъявлено. Сейчас правоохранители выясняют, кто именно и каким образом лишил мэрию земель. По данным полиции, аферисты предоставили чиновникам подложные документы.
Эти ответы Генпрокуратуры и СПЧ по поводу уголовного дела Елена Пермякова и её адвокат просили присоединить к материалам дела в арбитраже. Но ответчик воспринял этот ход как «попытку давления на суд».
– Так третье лицо пытается убедить суд в том, что другие органы РФ уже каким-то образом оценили обстоятельства, которые являются предметом спора, – аргументировал представитель молодёжного лагеря «Движение».
В итоге суд в приобщении этих документов отказал, уточнив, что не сможет рассматривать их в качестве доказательств. Спортлагерь также заявил ходатайство о прекращении производства по делу, но его рассмотрение пока отложили.
Добавим, соучредитель ООО «Молодёжный спортивный лагерь "Движение"» Сергей Буйновский, приглашённый в суд в качестве третьего лица, на заседание не явился. Его интересы представляла юрист Елена Кабанова, отстаивающая права спортлагеря. Узнать мнение Буйновского по поводу иска на момент подготовки материала не удалось. Ранее в суде Центрального района он заявлял, что три корпуса лагеря находятся в его собственности по договору купли-продажи. При этом все они есть в наличии и являются связанными с землёй объектами недвижимости.
– Согласно заключениям кадастрового инженера, каждое из этих зданий имеет блочный, бетонный ленточный фундамент, деревянный каркас, крышу из профнастила, пластиковые стеклопакеты, железную дверь и систему электроснабжения, – подчёркивал ответчик. – Как следует из кадастровых паспортов от 8 сентября 2011 года, уже тогда они являлись законченным строительством, поставлены на кадастровый учёт и права собственности на них зарегистрированы, именно как на законченный строительством и введённый в эксплуатацию объект.
Вопрос о назначении судебной строительно-технической экспертизы корпусов лагеря будет решаться 3 октября.
Фото: предоставлено Еленой Пермяковой