36-летняя челябинка Светлана вернулась в Челябинскую область эвакуационным рейсом из Индонезии вместе с 10-летней дочерью 11 мая. На острове Бали она зарегистрировалась на спецборт через портал госуслуг, отдала крупную сумму за билеты и получила документы об обязательной изоляции по месту жительства. Вот только домой женщина с ребёнком так и не попала — их не выпускают из санатория «Изумруд», ссылаясь на постановления и распоряжения властей, которые касаются граждан Китая и вернувшихся из Москвы и Санкт-Петербурга россиян.
Из-за отпуска в Индонезии семья нашей землячки в период пандемии разъединилась: Светлана с дочкой застряли на Бали, а её сын и муж оставались в Челябинске. Мужская половина семьи должна была прилететь чуть позже, но границы закрыли. Женщина приняла решение вернуться, смирившись со «сгоревшими» обратными билетами, зарегистрировала себя и дочь на эвакуационный борт. Всё обошлось в 58 тысяч рублей. Летели «Аэрофлотом».
В самолёте им выдали уведомление Роспотребнадзора о том, что все туристы будут проходить изоляцию по месту проживания. Ещё вручили памятку об основных принципах карантина в домашних условиях. Люди, конечно, подозревали, что, скорее всего, их ждёт двухнедельная изоляция в обсерваторе, хотя документы говорили об обратном. Интуиция не подвела.
Из аэропорта Денпасар — главного города индонезийской провинции Бали — самолёт с российскими туристами прилетел в Новосибирск. Там сошли местные жители и жители Иркутска, Барнаула и Красноярска. Южноуральцы и свердловчане полетели дальше, и уже в аэропорту Екатеринбурга получили официальные постановления — каждый своего регионального Роспотребнадзора.
— Выдали [постановление] уже в автобусе, который нам предоставило правительство Челябинской области, — рассказывает Светлана. — В нём указано, что все мы проходим изоляцию по месту проживания, но адрес указан у всех один — Шершнёвский бор, 5. Никакого согласия от нас не требовалось, подписи ставили в графе «получил». Сопровождавшие нас сотрудники сказали, что некомпетентны отвечать на возникшие у нас вопросы и что другой возможности переместиться в Челябинскую область нет, поэтому уже на месте — в санатории «Изумруд» — будем всё выяснять. Проверить багаж нам не дали. В результате один мой чемодан с домашними вещами не приехал.
Уже в Челябинской области выяснилось, что домой туристов отпускать никто не собирается. После долгих выяснений Светлану и её дочку заселили в четырёхместный номер ночью 12 мая. Вчитавшись в выданное постановление внимательнее, женщина возмутилась ещё больше. Её шокировали «безответственность и безграмотность составителей». Согласно документу, людей направили в обсерватор на основании постановления главного санитарного врача России № 3 от 31 января 2020 года для изоляции китайцев, приехавших в нашу страну, и распоряжения правительства Челябинской области от 16 апреля 2020 года № 239-рп о вернувшихся из Москвы и Санкт-Петербурга россиянах. В обоих документах речь идёт об изоляции по месту жительства.
— Соответственно, я считаю, что меня здесь удерживают незаконно, — говорит Светлана. — Нет никакого документального основания для этого, и более того, в постановлении написано, что я должна находиться по месту проживания. Но понятно, что здесь с этими людьми разговаривать бесполезно, и мне пришлось вчера обратиться в полицию, прокуратуру и к уполномоченному по правам человека в Челябинской области. Участковый по телефону мне объяснил, что в Роспотребнадзоре допустили ошибку в адресе, мне принесут новое постановление. Его мне принесли три тётеньки в этих своих [защитных] костюмах. Одна из них удостоверение показала с красной корочкой. В новом постановлении сказано, что была допущена техническая ошибка, и я должна проходить изоляцию в условиях обсерватора, а не дома. Правда, он тоже вызывает вопросы. Я отказалась подписывать, потому что у меня на руках уже есть постановление. Это же не филькина грамота, а официальный документ федеральной службы с подписью главного санитарного врача Челябинской области, как он может быть с ошибкой? Так же не делается. Переобулись, а завтра принесут ещё одно постановление и скажут, что я уже не 14 дней здесь находиться должна, а 20. Послезавтра ещё что-нибудь придумают. Разве так можно? Общаюсь с другими людьми из обсерваторов в специальном чате, многие боятся высказать своё мнение по этому поводу, считают, что это бесполезно. Но я всё равно после выхода отсюда подам на Роспотребнадзор в суд. Просто чтобы создать прецедент.
В управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области допущенные ошибки в официальном постановлении не отрицают. Вот как разъясняет ситуацию в письме главный санитарный врач региона Александр Семёнов:
— В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 9 от 30.03.2020 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19», гражданам, вернувшимся в РФ, необходимо находиться в режиме изоляции в условиях обсерватора. В постановлении <…> допущена техническая ошибка в части указания о необходимости нахождения в режиме изоляции по месту проживания. На основании вышеизложенного постановил <…> внести изменения, гражданке находиться в режиме изоляции в течение 14 дней с 11 мая 2020 года под непрерывным медицинским наблюдением в условиях обсерватора по адресу: Шершнёвский бор, 5.
Уполномоченный по правам человека в регионе Юлия Сударенко начала общаться с челябинкой задолго до её возвращения домой. Утверждает, что Светлана изначально не хотела ехать в обсерватор, но в вопросе смены места изоляции омбудсмен помочь ничем не может.
— Изоляция в обсерваторе — необходимое условие для контроля за состоянием здоровья всех туристов, прибывших в Челябинскую область с территории иностранных государств, и охраны здоровья жителей региона, — прокомментировала Юлия Сударенко. — Мы считаем меру оправданной в условиях существующей эпидемиологической обстановки — к сожалению, каждый день идёт прирост [заболевших COVID-19]. Она написала нам, что не может находиться в обсерваторе из-за аллергии на хлор. В связи с этим мы написали письмо в санаторий «Изумруд», попросили их учесть это при её содержании. Я сама лично созвонилась с руководителем санатория, и он сказал, что её ежедневно осматривает доктор на предмет проявления симптомов аллергии. В настоящее время она чувствует себя прекрасно, никаких симптомов нет. Сама я поговорила с женщиной 12 мая. Её задача — любыми способами оттуда выбраться, но в этом смысле в аппарате уполномоченного по правам человека поддержки она не найдёт. Я видела копию постановления Роспотребнадзора, где указан адрес санатория «Изумруд» как места изоляции. Если она не согласна с этим постановлением, то может его обжаловать в судебном порядке. Со своей стороны я не вижу нарушений, ущемления её прав.
В прокуратуре Челябинской области на запрос 74.RU ответили, что обращение от Светланы с просьбой провести проверку поступило 12 мая. В течение трех рабочий дней оно будет зарегистрировано, и надзорные органы начнут проверку.
Эвакуации путешественники ждали больше месяца. Вылет этого рейса переносили трижды, читайте о том, с какими трудностями столкнулись уральские туристы на Бали.
Вечером 7 мая вернулись в Челябинскую область и около сотни южноуральцев, работающих на Чаяндинском месторождении в Якутии, где произошла крупная вспышка коронавируса. Их отправили в санаторий «Карагайский бор», причём там вахтовики проведут 21 день вместо 14.
Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU.
У вас заподозрили коронавирус? Или уже пришло подтверждение? Расскажите о симптомах, самочувствии и работе системы тестирования (анонимность в случае необходимости гарантируем). Пишите на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.