Мы продолжаем спецпроект «За ЧЕртежом успеха». Он посвящен культовым зданиям, площадкам и локациям нашего города. И, конечно, мы не могли обойти стороной легендарный Зеленый базар. Почему ярмарка у церкви получила такое название, чем торговали в Заречье, когда появились и куда исчезли торговцы из Поднебесной, как вещевые ярмарки вытеснили продукты, насколько расширилась локация Зеленого базара и кто теперь владеет торговыми комплексами и рынками в историческом центре города? Читайте в новом выпуске «За ЧЕртежом успеха».
Налетай, торопись
Несколько поколений челябинцев и, конечно, гостей города посещали или хоть раз слышали про знаменитый Зеленый базар. Именно туда наши дедушки с бабушками и родители ездили за свежим мясом и сметаной, мальчишки и девчонки бродили по рядам с семечками, а позже отсюда выходили счастливые обладатели песцовых и норковых шапкок, джинсов-варёнок и «настоящих» кроссовок Adidas.
— Шубы-шубы, жвачки! «Дональд», «Турбо» — всё по рублю, — зычными голосами зазывали прохожих вездесущие цыганки.
Один из самых популярных в 60–90-е годы прошлого века Заречный рынок называли в народе Зеленым базаром. Краеведы приводят разные версии, почему закрепилось именно такое слово — зеленый. Одни говорят, что здесь активно торговали свежей зеленью и овощами.
В 50–80-е годы XX века Зеленый базар был в основном продовольственным. Другие вспоминают о том, что рынок окружал забор, который всегда красили в зеленый. Добавим, что и железные прилавки под открытым небом тоже были зелеными. Впрочем, вполне возможно, что это уже была дань традиции.
— Зеленый базар можно смело назвать самым старым из действующих рынков. До революции 1917 года на этом месте, рядом со Свято-Троицкой церковью, находилась Троицкая площадь. А базар образовался уже после того, когда закрыли церковь (с 1929 по 1989 год в ней размещался краеведческий музей. — Прим. ред.). Это было примерно в 1932 году. На фото, сделанном годом ранее, еще ничего нет. А как вспоминает моя мама, когда ей было шесть лет, в 1933 году, Зеленый базар уже работал, — рассказывает краевед Юрий Латышев. — На пустыре постепенно появлялись торговые места. Павильоны построили в 40–50-е годы. В 80-е годы базар уже был не такой большой, как раньше. Но часть одноэтажных строений сохранилась до сих пор.
Кстати, одно время Зеленому базару в районе Свято-Троицкой церкви и цирка приписывали дореволюционный возраст. Но на самом деле путаница возникла из-за двух Зеленых базаров в истории Челябинска. Один из них находился на Южной площади (сейчас это площадь Революции. — Прим. ред.), а затем сместился к элеватору — это видно на планах 1939 года. Старший научный сотрудник научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ Гаяз Самигулов затрудняется сказать, когда же название «Зеленый» перекочевало к Заречному рынку. По его словам, скорее всего, это произошло в 1960-х годах — после закрытия Зеленого базара возле элеватора.
— В середине прошлого века один из входов на базар был от тротуара на улице Кирова. Рядом размещался пункт по обмену газовых баллончиков. После того как мы заменили керогаз на газовую плитку, дедушка регулярно ходил на базар и менял пустые баллоны на заполненные газом, — добавляет Юрий Латышев. — В центре южной части базара стояли три крытых павильона. В одном продавали мясо, в другом — молоко, в третьем — овощи и фрукты. Эти павильоны хорошо видны на фото 1970-х годов. За ними, ближе к восточному входу на базар, находилось фотоателье. В центре северной части базара располагались столы для продажи овощей, фруктов и разной зелени. Но торговали там обычно в теплое время — с весны до осени.
В годы застоя в магазинах был сплошной дефицит, а на рынках можно было почувствовать себя гурманом и выбирать, например, из нескольких видов мяса или сметаны. Ну и, конечно, сюда ехали за свежими овощами и фруктами.
— В моем детстве там еще было одноэтажное здание парикмахерской, прямо у церкви, возле остановки трамвая. На рынке были очень чистые мясные ряды, отдельный павильон с мясом по кооперативным ценам — дороже, чем в государственных магазинах. Говядина стоила 3–5 рублей за килограмм. А в магазине тогда продавали по 1,20–1,70 рубля, но почти одни кости. Поэтому в выходные мы ездили с бабушкой за мясом на рынок, — вспоминает Елена Бржезинская.
— Мясо висело на крюках, лежало на столах, на колоде его рубили, вонь стояла ужасная. Я была робким ребенком, таскалась везде за мамой, но оттуда одна выбегала скорее, — добавляет Людмила Сорокина. — Еще хорошо помню два ряда: один с семечками, другой с арахисом в скорлупе, прилавков по десять в ряду. Семечки и арахис лежали ровными барханами, их продавали суровые азиатские деды в толстых халатах и войлочных шапках, неподвижные, как изваяния Будды.
Атмосфера рынка начиналась, когда ты только выходил из трамвая. Так, на обочине сидел инвалид без ног, собирал милостыню. Он играл на гармошке или аккордеоне.
— Вечером его увозили, утром привозили как на работу. Рассказывали, что и жилье у него есть, и пенсия, только дома скучно. Дальше у входа на рынок встречали цыганки в пуховых платках с их вечным «шубы, плащи, куртки, пуховики недорого», — делится впечатлениями Мария. — Еще был мужчина, который продавал раскладные столы собственного изготовления. К вечеру он шёл по рынку с фразой «Последний сто-о-о-олик, последний сто-о-о-олик». А женщины-хозяйки всегда были в золоте. По несколько цепей носили — не из бахвальства, а потому, что золото всегда в цене: купить — откупиться в случае форс-мажора.
Цыгане у ворот продавали петушков и диковинные шарики из попкорна размером с яблоко. Дети, конечно, тут же тянули к ним руки. Но не все мамы покупали сладкую продукцию, видимо, не доверяли качеству.
— Мы скидывались и покупали упаковку жвачки — 10 штук. Хорошо помню, что я очень боялась этих цыган, но жвачку хотелось больше, — делится детскими впечатлениями Алена Рудакова. — Коллекционировали крутые вкладыши, это была мечта.
В конце 1980-х рядом с базаром снесли частные дома — здесь планировалась жилая высотная застройка. Но началась перестройка, распад СССР, ломка социально-экономических устоев, и до воплощения проектов в жизнь дело не дошло.
Зато Зеленый базар начал разрастаться в разные стороны — к Торговому центру и к кинотеатру «Родина» (сейчас это зал камерной и органной музыки. — Прим. ред.). Появилось сразу несколько вещевых ярмарок, где продавали импортные или сделанные кооператорами одежду и обувь. В этих же торговых рядах можно было приобрести аудио- и видеокассеты, «марсы-сникерсы», джинсы-варёнки и «бананы», «французские» духи, шапочки из ангорки, лосины, кроссовки Adidas и Puma, колготки-сеточки, норковые шапки-формовки и прочие модные вещи.
В начале 90-х на Зеленом базаре обосновались китайцы. Они везли из Поднебесной дешевые обувь, одежду, в том числе шубы и пуховики, светильники и различные хозтовары. Для многих челябинцев такой широкий ассортимент был в новинку.
— У китайцев покупали кашемировые пушистые капоры, кепки, перчатки, джинсы, даже чайные пары прозрачные с выпуклым рисунком. Потом челноки стали возить польские вещи: платья, обувь, — говорит Юлия. — Помню туфли на толстой подошве с большой пряжкой, сильно модные. Красивое польское платье до сих пор живое, мне в 13 лет купили. Жду, когда дочь подрастет, ей тоже оно нравится.
Тогда на разросшемся Зеленом базаре закупалась чуть ли не вся область. Правда, качество предлагаемых товаров зачастую хромало, а качать права удавалось далеко не всем.
— Мама купила мне туфли лакированные с бантиками. Через неделю бантики, набойки и подошва отвалились, — до сих пор помнит Мария Иваннкова.
— А мне шубу из козы взяли. Только дома поняла, что она вся дырявая. Продавщица не хотела деньги возвращать. Мама шубу на последние деньги купила, поэтому трясла, как могла. Китаянка домой побежала, тогда на Кирова многие из них квартиры снимали. Мы — за ней. Вернула только, когда русская хозяйка ей сказала, что так обманывать нельзя, — рассказывает Юлия Жоржева.
Рынок контролировали сразу несколько группировок. Расцветал рэкет — часов в 10 по проходам шли крепкие парни и собирали плату «за место». В каждом втором ларьке скупали ваучеры или продавали доллары.
— В 90-е там было место, куда вообще не стоило соваться. Лохотронщики повсюду. Разводили наивных людей, а милиция бездействовала — сидела в одной каморке и на обращения не реагировала, — рассказывает Гульнара Валеева.
— У мамы там сумку разрезали и кошелек вытащили, — вспоминает Елена.
— Очень криминальное место было! Постоянные грабежи, убийства, контингент там был: уголовники, цыгане, фарцовщики, карманники и так далее, — подтверждает Александр Филатов. — В лихие 90-е там вообще была официальная «малина» блатных. Милиция купленная, закрывали глаза на преступления против простых людей, а о приезде большого начальства предупреждали криминальный контингент.
В 1990-е годы челябинцы ездили на базар за сигаретами «Прима» — вечный дефицит. Но времена наступили такие, что за пачку «Примы» могли убить.
— Однажды мы стояли на остановке. С рынка вышел дед в военной рубашке, видно, что работяга. Двое мужчин приехали, а сигареты уже кончились. Один из них попросил закурить у этого деда. Тот угостил из полной пачки и подошел к дороге, встал к ним спиной. Мужик подобрал пустую бутылку и ударил его по голове, дед упал, лужа крови, — вспоминает Татьяна Балашова. — Какие-то люди остановились, вскоре появилась милиция, показали на этих двух мужчин. А они отошли к храму, присели там и курили, нисколько не боясь никого.
Еще одна примета того времени — наперсточники или, как их еще называли, колпачники. Подходы к Зеленому базару долгое время были любимым местом шулеров. Обычно парень прямо на земле раскладывал картонку и крутил наперстки или небольшие стопочки. Прохожим предлагали угадать, под каким из них окажется шарик.
— Кручу, верчу, обмануть хочу, — приговаривал ведущий. — Хорошее зрение — большая премия!
Играть предлагалось на 5–10 рублей, а дальше ставки росли как на дрожжах. Рядом были подставные везунчики. Глядя на них, жаждущие легких денег челябинцы тоже включались в игру. Только выиграть у наперсточника не было никаких шансов, он просто-напросто зажимал шарик между стаканом и пальцем. Некоторые виртуозы умудрялись так закручивать шарик, что он всё еще крутился внутри, даже когда стаканчик поднимали. В общем, участников игры околпачивали в буквальном смысле слова.
Под звон колоколов
Огромная территория бывшего колхозного рынка в 1990-е годы приросла вещевыми рядами. Но потом ее несколько раз делили на части. С одной стороны, по разным причинам менялись владельцы участков, с другой стороны, власти занялись дорожной инфраструктурой. В конце 1990-х годов на Свердловском проспекте рядом с Торговым центром построили транспортную развязку, продлив улицу имени Братьев Кашириных от Косарева до Кирова и далее. Новая дорога прошла прямо по территории Зеленого базара, разбросав рынки по разные стороны магистрали. Поэтому сейчас, рассматривая развитие торговли в этом районе, мы говорим об условном Зеленом базаре.
— Мама торговала на рынке примерно с 1993 года. Продавала капоры из ангоры, свитера, блузки с рукавом «летучая мышь» и, конечно, джинсы и джинсовые куртки. Продавцы на рынке сами задавали моду. Привезут товар, выберут «модный лук» из того, что есть, и носят, показ устраивают — мол, это сейчас в моде, — вспоминает Мария. — В 13 лет меня устроили поработать на лето. Со стороны Троицкого храма есть остановка, там вдоль дороги стоит одноэтажное строение. А раньше рядом были ряды из киосков и ракушек. Там я и работала на «реализации» у хозяйки. У меня хорошо покупали купальники и плавки, босоножки. Торговля бойко шла. Я ценила заработок, на ерунду не тратила — продукты домой покупала.
По словам Юлии, работа реализатора была не из легких. Из дома выходила рано утром. Ставила огромные китайские сумки на тележку, стягивала их резиновыми жгутами с крючками и везла до трамвайной остановки. На месте нужно было открыть громыхающую ракушку, выложить товар и торговать с 9 до 16 часов в любую погоду, зимой и летом.
— Кто ездил в Китай, кто в Турцию, кто в Польшу. Некоторые реализаторы смогли выйти в хозяйки, основная часть — нет. Но ношение таких неподъемных сумок плохо сказалось на здоровье. У кого-то опущение органов, у других — проблемы с позвоночником или рак, — добавляет Юлия.
В конце 90-х годов городские власти начали требовать от руководства Заречного колхозного рынка убрать торговые ряды, уродующие облик Свято-Троицкой церкви. Предприниматели запроектировали торгово-досуговый комплекс, но к его возведению приступили не сразу. Они долго обменивались с чиновниками взаимными претензиями. Одно время даже зашла речь о возведении подземного торгового комплекса.
— Я шапки шил из песца — шкурки растягивал и шил. А мама моей девушки продавала их на рынке. Это было в 1996–1997 годах, — рассказывает Сергей Данилов. — Почем продавали, уже не вспомню. Но вот сборы за место точно были.
В 2002 году в комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Челябинска поступила заявка на покупку крупного земельного участка — Заречного рынка на улице Кирова. Территорию площадью почти в гектар без малого оценили в два миллиона рублей. В 2003 году мэрия продала эту землю арендатору, управляющему рынком.
В итоге в 2005 году за церковью построили торговый комплекс «Зеленый». Это трехэтажное здание общей площадью 5750 квадратных метров, рядом выделено место под парковку. Часть торговцев — особенно те, кому были нужны холодильники, переехала туда. Другая часть продолжила торговлю в киосках, боксах и на открытых всем ветрам прилавках. На территории 6,7 тысячи квадратных метров по-прежнему действует вещевая ярмарка. Причем в том же непрезентабельном виде, как лет 15–20 назад.
Владельцем ТК «Зеленый» и прилегающего к нему участка в 55 соток является, по данным сервиса «Контур.Фокус», компания «Зеленый рынок». А она в равных долях — по 32,41% — принадлежит Александру Кочене (он же директор ТК «Зеленый»), Магсуму Зиганову и Алексею Шинкареву. Небольшой долей в уставном капитале — 2,76% — владеет ООО «Венец» (его учредители — Коченя и Зиганов).
— Эх, какой раньше был хороший базар! Сейчас ничего от него не осталось, — вздыхает пожилая женщина, проходя мимо одиночных торговцев вениками и сверлами.
Многие люди вообще проходят, не обращая внимания на прилавки. Похоже, это жители близлежащих домов сокращают свой путь к остановкам общественного транспорта.
Четыре года назад владельцы объекта пытались продать его за 380 миллионов рублей. Их представители говорили о том, что утверждено строительство одноэтажного торгового комплекса с подземным этажом общей площадью 9600 квадратных метров. Но желающих вложиться не нашлось. Зимой 2019 года цену за ТК «Зеленый» и гектар земли скинули до 219,5 миллиона рублей.
Эксперты указали, что сам ТК небольшой, а развитие территории в этом месте во многом зависит от религиозного объекта. Дело в том, что у Свято-Троицкой церкви должна быть 200-метровая охранная зона. Это накладывает ограничения на новое строительство. При этом рынок и храм уже стоят впритык друг к другу.
К «Азии» добавили «Европу»
В конце 1980-х — начале 1990-х годов прилавки стояли прямо вдоль улицы Кирова и размножались с такой быстротой, что уже подбирались к перекрестку с улицей 8 Марта — напротив кинотеатра «Родина». Здесь активно торговали китайцы, но они сбивали цену. И недовольные местные предприниматели начали выживать их всеми доступными способами — от жалоб в администрацию до «разговоров по душам» с перевертыванием прилавков и оптовой скупкой товаров.
Доходило до того, что китайцы с баулами приезжали с утра пораньше, быстренько распродавали одежду и обувь. И к 9 часам, когда на работу шли местные торговцы и собирающие дань рэкетиры, шустрые граждане КНР уже покидали намоленные места. Сейчас это кажется удивительным, но подобный график работы вполне устраивал и покупателей.
— Мы жили на Северо-Западе. Я садилась на первый трамвай, который шел в 6 часов утра, и ехала на Зеленый базар к китайцам. У них тогда были такие дешевые вещи! Выбирала, покупала и еще на работу спокойно успевала, — рассказывает Лариса. — Потом те же кофточки, джемпера и куртки видела в магазинах по цене в полтора-два раза дороже.
— Китайцы появились где-то к 1995 году. Если раньше на рынке пахло шашлыком и беляшами, то потом явно чувствовался запах их специй. От обуви тоже несло непонятно чем, — рассказывает Анастасия. — На смену им пришли цыгане. Потом в продаже появились первые греческие шубы и кожа. Вроде было так недавно, а прошла целая эпоха.
Когда началась борьба с неорганизованной торговлей, одним из первых цивилизованную крышу обрел торговый комплекс «Европа-Азия». Трехэтажное здание построили в 1990 году, общая площадь составляет 8000 квадратных метров.
— Поначалу торговый центр назывался просто «Азия». Туда запустили китайцев и местных предпринимателей, перекупавших у них товары, — рассказывает челябинец Павел, имевший отношение к рыночной торговле в 1990-е. — Тот же рынок образца 90-х годов, только под крышей: узкие проходы, сомнительное качество товара. Рынок снесли, базарная атмосфера осталась.
Многие горожане говорят, что лучше теплое здание, чем дикий рынок. Но раздражает его парковка — она заняла широкий тротуар. И прогуливаться по улице Кирова, направляясь к набережной, стало жутко неудобно.
Поначалу комплекс стал своего рода Меккой для желающих купить шубу или дубленку. Ассортимент в других магазинах и рынках, а также цены сверяли с «Европой-Азией». Правда, навязчивость продавцов отпугивала немалую часть покупателей.
— Тут как в Турции: идешь по коридору, тебя завлекают в отдел «просто посмотреть». И не успеешь оглянуться, как нагловато-обидчивые продавцы уже заворачивают твою покупку, — улыбается Игорь. — Не каждый сумеет вырваться, даже если сомневается в том, что ему это надо.
Лет десять назад «Европа-Азия» могла похвастаться широкими продуктовыми рядами на первом этаже. Но сейчас видно, что ТК стремительно пустеет, продуктов всё меньше. Первый этаж уже почти не отличается от уличного рынка по соседству, а на втором и третьем вяло торгуют одеждой.
По данным сервиса «Контур.Фокус», торговый комплекс «Европа-Азия» принадлежит ООО «Кепяк». Владельцами этой компании в равных долях являются предприниматель Николай Кичеджи (брат известного челябинца Василия Кичеджи, который ранее руководил ЧТЗ, возглавлял департамент транспорта Москвы и был вице-губернатором Санкт-Петербурга) и его дочь Милена Денисенко. Это жена депутата Законодательного собрания, директора по развитию обувной компании «Юничел» Алексея Денисенко.
Запутанные лабиринты
Сейчас самый крупный рынок в Заречье — «Восточный город», его площадь — более 12 тысяч квадратных метров. К рынку относится территория, ограниченная улицами 8 Марта, Братьев Кашириных и 1 Мая. Тут расположены офисы, склады и торговые помещения. Именно здесь в 1989 году появился первый в Челябинске вещевой рынок «Лабиринт», организатором которого стал предприниматель Сергей Бескровный — сейчас совладелец холдинга «Аксель».
Сначала это были хаотичные ряды, потом появились так называемые ракушки — железные боксы, которые служили прилавком и одновременно мини-складом. Вся одежда в 90-е оттуда была — пуховики, куртки, ботинки и прочее, указывает Леонид Мак.
— В выходные с утра все ехали на базар, вечером с базара — транспорт полный. А как там эти все вещи мерили — на картонке, за шторкой. Это еще круто было, если не в проходе, — говорит Ксения Иванова.
— Стоишь на картоне в трусах, а она побежала за нужным размером, — запомнилось Азату Краснову.
— За всей одеждой ездили туда. А мама всегда покупала сосиску в тесте, чтобы я не ныл и походил еще немного, — признается Олег Жуланов.
С 1994 года владельцы «Лабиринта» занялись строительством крытого рынка, возвели первый модуль «Восточного рынка». Но тут начались дорожные работы по продлению улицы Братьев Кашириных. В итоге так называемый «Китайский рынок» переехал на ЧМЗ, «Лабиринт» перенесли на территорию за Свердловским проспектом, где построили рынок «Перекресток». Часть арендаторов осталась через дорогу от церкви — на «Восточном рынке».
В 1999 году торговые ряды полностью закрыли крышей. Через два года вдоль улицы 8 Марта построили гостиничный комплекс для арендаторов. После распада Советского Союза в Россию и, в частности, в Челябинск стекались бегущие от нищеты, междоусобиц и войн сограждане со всех уголков страны. Крытый рынок переименовали в «Восточный город», принадлежащий холдингу «Аксель».
По данным сервиса «Контур.Фокус», владельцы рынка «Восточный город» — один из первых челябинских предпринимателей Сергей Бескровный (56%) с сыном Валентином (1%), Виталий Субачев (сын его давнего партнера Виктора Субачева, ушедшего из жизни несколько лет назад, 38%), топ-менеджеры Леонид Станковский и Игорь Шунайлов (по 2,5%).
— Я продолжаю считать рынки жизнеспособной формой бизнеса. До сих пор очень много людей, которые могут приобретать вещи и продукты питания только на рынках. Гипермаркеты — дело хорошее. Но давайте посмотрим правде в глаза: товары на рынке всегда будут стоить дешевле, чем в гипермаркете. Это логика экономики, — говорил несколько лет назад в интервью 74.RU Сергей Бескровный. Сам он давно живет в Сочи. Занимался строительным бизнесом, а также сетевым бизнесом Amway.
Через семь лет территория рынка «Восточный город» увеличилась почти в 10 раз. По периметру построено несколько зданий: магазин «Модный мех», отель «Мираж» и другие. Одно время «Акселю» принадлежала сеть игровых залов «Джокер-Джекпот».
— Раньше разрешалось практически всё: делайте, что хотите, все ниши свободны, деньги буквально в карман складывали, сплошной нал… — вспоминал несколько лет назад Виктор Субачев в интервью 74.RU. — В 90-е годы как было: кто наглее, тот и прав.
Кстати, челябинская мэрия собиралась снести часть недвижимости «Акселя» в районе Зеленого базара. В 2004–2008 годах чиновники с переменным успехом судились с предпринимателями: трехэтажное здание, два торговых павильона и навес комплекса требовали признать самовольно возведенными объектами.
Потом представители «Акселя» несколько раз анонсировали разные проекты развития «Восточного города». Обычно это происходило в преддверии громких событий — мировых чемпионатов, саммитов ШОС и БРИКС. Так, в 2015 году между Торговым центром и Зеленым рынком собирались строить многоуровневую парковку с торговыми и офисными помещениями. Предполагалось, что это будет пятиэтажное здание площадью 7000 квадратных метров.
В 2018 году много говорили о кардинальной трансформации «Восточного города». Вещевой рынок предлагали превратить в креативное пространство по примеру лондонского Box Park. Внутри «Восточного города» планировали собрать разноуровневый лабиринт из морских контейнеров, а территорию разделить на ресторанную, гастрономическую и музыкальную зоны. Наибольший резонанс вызвала канатная дорога над Миассом.
Казалось, еще чуть-чуть, и дело сдвинется с мертвой точки. Прошлой зимой на «Восточный город» завезли первые три контейнера (всего подобрали 24 арендатора. — Прим. ред.), весной собирались открыть кофейню и заведения общепита. Но тут грянула пандемия, и всё опять застыло. Осенью освобождавшееся под новомодный рынок пространство заняла автопарковка, а контейнеры выставили на продажу. Правда, в холдинге «Аксель» отрицали отказ от нашумевшего проекта.
Между тем рынок из 90-х в самом центре Челябинска торчит как бельмо на глазу. Все понимают, что формат себя изжил и с ним надо что-то делать. Но никто не знает, что именно. Земля-то частная…
— Жизнь не стоит на месте, мы тоже меняемся. Но пока рассказывать о новациях преждевременно, — заявили 74.RU представители «Восточного города».
Сейчас на площадке вновь начались какие-то телодвижения. Похоже, что смонтировали первый блок контейнеров — это 120 квадратных метров торговых площадей. Значит, все-таки решили делать бокс-парк.
— Мы встречались с собственниками рынка «Восточный город», разговаривали относительно планов по ревитализации пространства. Да, работы по формированию первой очереди бокс-парка стартовали, — подтвердил автор концепции редевелопмента, директор компании Yellowstone development Денис Ни. — В первую очередь планируется устройство двух одноярусных галерей под общепит и большого пространства для рейвов и фестивалей.
По словам Дениса Ни, аудитория проекта в виде молодежных субкультур сохраняется, поэтому пространство будет максимально демократичным. Собственники рынка также планируют использовать разработанный для этого объекта нейминг — НЕРЫНОК. В то же время автор концепции подчеркнул, что не занимается подбором арендаторов и непосредственной реализацией проекта на текущей стадии.
Эксперты говорят, что главная ценность рыночных площадок в историческом центре города — земельный участок.
— Но просто так владеть землей сегодня накладно. Одни налоги на имущество, рассчитанные по кадастровой стоимости, чего стоят! Землю нужно эффективно использовать. А как? Здесь много вопросов, — указывает эксперт в сфере коммерческой недвижимости Денис Стукалов. — Власти сейчас заинтересованы в реконструкции и развитии набережной. Собственникам надо бы как-то включаться в этот процесс. Но им нужно понимать, смогут ли они компенсировать затраты на реконцепцию, получить отдачу от своих инвестиций. Здесь пока больше вопросов, чем ответов.