Накануне город в очередной раз накрыл запах канализации. Сильнее всего он ощущается на Северо-Западе: редакцию 74.RU буквально завалили жалобами жители «Паркового», «Паркового-2», «Александровского» и «Академ Riverside». Но и центр города не миновал удушливый смрад за окном. Одним из его возможных источников в Минэкологии привычно назвали птицефабрику «Равис» Андрея Косилова. Но челябинцы обратили внимание на другой объект в пригороде, со стороны которого тянется похожая отвратительная вонь. Разбираемся, откуда же на город дует зловонный ветер и при чем тут фирма, принадлежащая семьям бизнесменов Сергея Вайнштейна и Алексея Крикуна.
«Запах всю дорогу несло ветром за мной»
До этого резкая вонь повисла над городом 2 мая. Челябинцы характеризуют ее по-разному. Одни сравнивают с запахом куриного помета, другие — с канализацией, третьи говорят, что на улицах несет сероводородом.
— Нам невозможно уехать из города и приходится гулять там, где живем. Но вот незадача — сплошные выбросы, — возмущается читательница 74.RU. — 29 апреля, Центральный район: улица Красная, Алое Поле, проспект Ленина — невозможно дышать. Запах как из канализации. 2 мая всё повторилось.
«Гуляла с детьми на Алом Поле — кошмар, запах сероводорода! Где наши специалисты, которые должны следить за экологией?»
Челябинец Евгений на днях решил проверить подвеску автомобиля. Выехал в чистое поле в Сосновском районе и случайно обнаружил, откуда на город может дуть зловонный ветер. Западнее поселков Прудный, Красное Поле и деревни Моховички он наткнулся на огороженный промышленный объект и не смог вдохнуть полной грудью.
— Там вонь прямо стеной стояла. То, что это именно от них запах идет в город, я убедился, пока ехал оттуда в Челябинск через просеки, — рассказал Евгений. — Я с этим «ароматом» въехал в поселок, затем через микрорайон «Парковый» и потом в ЖК «Александровский». Его несло ветром следом за мной.
Евгений прислал нам геометку дурно пахнущего объекта. Мы проверили эти сведения по кадастровым картам, и оказалось, что сооружение находится на земле Заслуженного строителя России Александра Тимофеевича Крикуна. Его семья известна в кругу застройщиков. Им принадлежал ряд строительных и инвестиционных компаний в Челябинской области. Фирмы Крикунов строили элитные поселки «Женева» и «Просторы», поселок Западный в Сосновском районе, микрорайон «Залесье» и ряд других.
В пределах зловонного участка в Росреестре зарегистрированы шесть объектов недвижимости. За исключением энергосетей, пять в прошлом были в собственности компании «Инженерные коммуникации». Это двухэтажное производственное здание, а также три сооружения, которые по документам проходят как регулирующий резервуар на 2000 кубометров и два биореактора по 4900 кубометров каждый. Всё это кременкульские очистные сооружения, которые в 2013 году передали инвесторам закрытого паевого фонда недвижимости «ДОМИНИР». Кто владеет ими сейчас, в паевом фонде не уточняют.
Учредитель «Инженерных коммуникаций» — сын Александра Крикуна Алексей. Ранее среди конечных владельцев этой компании числились Сергей и Евгений Вайнштейны, а еще теща депутата Вадима Белоусова и совладелица строительной компании «Гринфлайт» Маргарита Бутакова, в отношении которой в московском суде рассматривается уголовное дело.
Управляет этими очистными сооружениями компания «ЮжУралВодоканал», и к ней семья Крикуна также имеет непосредственное отношение. Учредителем фирмы является компания «Экспресс Импорт», совладельцы которой — Елена Крикун и 18-летняя Александра Вайнштейн.
«Живем будто у выгребной ямы»
Предположение челябинцев об источнике смрада в городе может быть близко к истине. По майским жалобам жителей региональное Министерство экологии провело проверку. На наш вопрос о ее результатах в ведомстве назвали два вероятных загрязнителя воздуха.
— Предположительно, источником запаха стали в комплексе птицефабрика «Равис» и кременкульские очистные сооружения, — сообщил 74.RU замминистра экологии Челябинской области Виталий Безруков. — Проверку по обращениям граждан провели, материалы переданы в Росприроднадзор для дальнейшего разбирательства.
29 апреля на Челябинск, по данным архива фактической погоды Росгидрометцентра, дул западный и северо-западный ветер. Аналогичная картина была и 2 мая, когда зловонный запах наиболее сильно ощущался в районе Северо-Запада. После непродолжительного штиля к вечеру 3 мая, когда зловоние отступило от города, направление изменилось на южное и юго-восточное. Носом по ветру мы отправились к предполагаемому источнику «фекального амбре».
В поселке Прудном под Челябинском смрадные бризы действительно почти ежедневно. Местные жители рассказывают: окно не открыть — вонь тут же разносится по комнатам.
— Переезжаем, — с грустной улыбкой говорит владелец двухэтажного особняка Артур. — Едкий запах такой стоит, воняет сильно, последние дни прямо подряд. Говорят, вроде всё это из-за очистных [сооружений]. Там еще могли где-то навоз куриный выкинуть. Уже люди на Северке жалуются.
Его сосед Михаил тоже периодически задумывается о жилье в другом районе. Говорит, что местное «амбре» сводит с ума.
— Порой вообще глаза выедает, а порой терпимо, — делится ощущениями Михаил. — Я так понимаю, там на очистных сооружениях, которые рядом с нами, просто дренажная система: трубы в землю вкопаны, и туда всё сливается, недоочищается, и тянет этот аромат. Живем будто у постоянно открытой выгребной ямы.
Через поселок то и дело снуют ассенизаторские машины. Это на станцию свозят стоки из частных домов. Вдалеке, за березовой рощей, виднеются сами очистные сооружения — огороженные забором белое здание и две цилиндрические цистерны рядом с ним.
«Нужной мощности нет»
Очистные сооружения под Кременкулем построили еще в 2013 году, но в эксплуатацию ввели лишь весной 2017-го после многочисленных прокурорских проверок. Претензии к их работе были и раньше. Летом 2019 года от челябинцев посыпался вал жалоб на фекальный запах. Звонки в Росприроднадзор поступали от жителей домов на улицах Салавата Юлаева, Братьев Кашириных, Университетской Набережной, а также из микрорайонов «Парковый» и «Парковый-2».
В Минэкологии тогда называли трех вероятных нарушителей — муниципальное предприятие «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» (ПОВВ), птицефабрику «Равис» и очистные сооружения Кременкуля. Росприроднадзор обнаружил в воздухе вещества, характерные для выбросов предприятий коммунального сектора и сельхозпроизводителей. В частности, выявлено превышение содержания в воздухе сероводорода.
С 2016 по 2019 год Роспотребнадзор вынес «ЮжУралВодоканалу» около десятка предписаний, касающихся нарушения санитарных требований. Вопросы у ведомства возникали к организации санитарно-защитной зоны от канализационной насосной станции до жилых микрорайонов и отсутствию разработанных нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух. Кроме того, в 2019 году на предприятии должным образом не проводили лабораторные исследования сбрасываемых сточных вод.
Бывший руководитель челябинского Росприроднадзора Виталий Курятников рассказывает, что изначально станцию долго не могли запустить, и, возможно, с этим до сих пор есть проблемы.
— Очистные сооружения были рассчитаны на большую мощность, но этой мощности нет, — заявил в разговоре с 74.RU Виталий Курятников. — Предполагалось, что для будущего развития территории там будут работать эти очистные [сооружения]. Но чтобы их запустить полноценно, необходимо, чтобы туда поступал соответствующий объем для очистки, чего не происходит. По-моему, они до сих пор полноценно не работают.
«Технологический цикл не выполняется — нагрузки нет и, соответственно, очистки»
«Крышки люков воруют, из-за этого пахнет»
После майских жалоб руководство очистных сооружений провело внутреннюю проверку. Но никаких нарушений не нашло.
— Кременкульские канализационные очистные сооружения работают в штатном режиме без каких-либо замечаний, — прокомментировали 74.RU в «ЮжУралВодоканале». — Приходящая сточная вода проходит полный цикл очистки и обеззараживания. Запахи сероводорода отсутствуют. Содержание вредных веществ в воздухе соответствует проекту предельно допустимых выбросов. Качество очистки соответствует проекту нормативов допустимых сбросов. Образование и размещение отходов соответствует проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, то есть нормативам, утвержденным Правительством РФ. Никаких отклонений от заявленных показателей проверка не выявила.
От дурного запаха открестились и в «Рависе». Пару лет назад на птицефабрику завели несколько административных дел за экологические нарушения. В итоге оштрафовали как предприятие, так и его гендиректора.
— Сейчас никакие сколько-нибудь масштабные работы с пометом на «Рависе» не ведутся, — прокомментировал ситуацию владелец птицефабрики Андрей Косилов. — Все объемы органических удобрений еще осенью прошлого года были внесены на поля, перемешаны с землей. И, по сути своей, по биологии этого процесса они не могут являться источником никакого запаха.
«Что за подход такой интересный: "Равис" виноват только потому, что это "Равис"?! Это уже запредельно!»
Термоядерного запаха все эти дни не чувствовали и в администрации Сосновского района, на территории которого находятся оба этих предприятия. Правда, признали, что ранее уже сталкивались с подобной проблемой.
— Обычно воруют крышки колодцев, и из-за этого пахнет, — предположил глава района Евгений Ваганов. — Потом мы заставляем их восстанавливать. Сейчас проедем, проверим. Воровали люки уже три-четыре раза. Люки потом даже досками забивали, но мы сразу реагируем. Попробуем зафиксировать, есть ли сейчас там запах или нет.
Неприятный запах рядом с очистной станцией — явление неизбежное, считают эксперты в водоотведении.
— Сточной воды без запаха не бывает, вопрос только в том, как его минимизировать, — рассуждает доцент архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ Владимир Сперанский. — За рубежом эти станции стараются накрыть колпаком. Вентилятором в нем дурно пахнущие газы прокачивают через биологический фильтр, происходит дезодорация, и уже пахнущий не столь резко воздух выходит в атмосферу. У нас таких нормативных требований нет, как я понимаю, проект у них утвержден был без этого.