В конце 1990-х годов челябинский завод оргстекла продали с молотка. Еще несколько лет цеха продолжали дымить фенолом, потом химпроизводство остановили. Долгое время промплощадку сдавали в аренду, а территория в самом центре города вдоль реки Миасс оставалась недоступной для челябинцев. Четыре года назад владельцы опустевших цехов решили изменить заводскую судьбу территории и превратить ее в современное пространство для работы и отдыха. В спецпроекте «Меняя лица городов» изучаем, как центр креативных индустрий становится «новой нефтью» и пробивает себе дорогу в суровом Челябинске.
От авиаброни для пилотов до бус и шкатулок
Завод оргстекла строили в Челябинске по законам военного времени. В 1941 году из Ленинграда, вокруг которого сжималось кольцо блокады, эвакуировали завод «К-4». Правда, успели вывезти только металлообрабатывающие станки. Разместили их на базе двух местных предприятий на улице Свободы — дрожжевого и безалкогольных напитков. Требовалось срочно наладить выпуск авиационной брони. Такие пуленепробиваемые стекла защищали кабины истребителей и штурмовиков, спасая жизни советских летчиков. «К-4» — это как раз шифр изделий, которые выпускал завод.
В сжатые сроки на берегу Миасса фактически построили новое секретное предприятие. Дрожжеваров и лимонадных мастеров срочно обучили новой профессии. 10 июня 1942 года заработал челябинский «К-4», в начале 1945-го завод уже выпускал в день больше продукции, чем ранее ленинградский — за месяц. Здесь делали бронекозырьки, стекло для часов, детали для подлодок, а позже различные товары народного потребления — бусы, разделочные доски, шкатулки, пудреницы и так далее. Бронированные стекла производили лишь на двух советских заводах — в Челябинске и Дзержинске. А материалы о «К-4» пролежали под грифом «секретно» аж до 2009 года.
В 1993 году Челябинский завод органического стекла приватизировали, вскоре арбитражный суд признал предприятие банкротом. Через четыре года завод продали с молотка. А нынешние владельцы — Алексей и Татьяна Грачёвы — выкупили предприятие в 2000 году. Поначалу даже восстановили производство. Завод продержался пять лет, но его пришлось закрыть — нельзя держать химпроизводство в центре города.
Предприниматели долго думали, что же делать с промплощадкой — снести, возвести ТРК или построить много новых стеклянно-бетонных квадратных метров? Но тут разразился кризис 2008 года, потом 2014-го, планы постоянно менялись.
— Уже были сигналы, что в Челябинске и так достаточно жилой и коммерческой недвижимости. А такого, как творческий кластер, нет. Мы изучили опыт европейских стран, где все производства выносят за пределы крупных городов. Здания бывших заводов не сносят, а создают в них общественные пространства. Много объектов посмотрели в Копенгагене. Там судоверфи вынесли за город, а здания реконструировали и завели туда развлечения, проведение крупных мероприятий и творческую индустрию, — рассказала руководитель проекта и супруга владельца Svoboda2 Татьяна Грачёва. — Также мы познакомились с опытом бывших отечественных промплощадок — теперь это центр дизайна и архитектуры Artplay, дизайн-завод «Флакон», центр современного искусства «Винзавод».
Глоток свободы
Современная история бывшего сверхсекретного военного предприятия «К-4», позднее ставшего заводом оргстекла, началась четыре года назад. Владельцы промплощадки взяли курс на ревитализацию территории (воссоздание и оживление. — Прим. ред.). Фактурные заводские корпусы с высокими потолками и символичными названиями — «отметками» — постепенно превращаются в необычное общественное пространство.
Креативный центр Svoboda2 (центр креативных индустрий Svoboda2) — 20 000 кв. м площадей, 9 кирпичных строений и 110 резидентов. Это самая крупная площадка в Челябинске, а также в стране, если не считать Москву и Петербург. Проект креативного центра презентовали в мае 2017 года.
Больше всего резидентов трудятся в 5-м корпусе, там отремонтированы и переданы арендаторам 12 тысяч квадратных метров в стиле лофт. Здесь действуют, работают фотостудии, мастерские, бары, салоны красоты, кинотеатр, ювелирная студия, шоу-румы, smm-агентства и прочие организации. Всего в создании креативного кластера задействовано четыре корпуса, в остальных идет ремонт. Арендаторы получают помещения с черновой отделкой и по низкой арендной ставке — от 7 тысяч до 10 тысяч рублей. Они могут оформлять свое пространство, как хотят, главное — оставить стены из исторического красного кирпича.
— Сейчас у нас 110 резидентов или, как мы их называем, жителей. Из них 97, то есть подавляющее большинство, — те, кто относятся к творческим индустриям. У всех есть возможность работать и творить круглосуточно, семь дней в неделю, — добавила руководитель Svoboda2. — Кроме мастерских, фотостудий и творческих организаций, есть просто офисные работники. Но и они стремятся дышать воздухом творческой среды. Например, есть резиденты, которые переехали к нам из бизнес-центра «Бовид», где у них был комфортабельный офис. Причину переезда объяснили так: «Когда мы идем по коридорам и встречаем людей, которые что-то создают с одухотворенными лицами, сами вдохновляемся».
Мы идем по центральной части здания. Коридор простирается на 100 метров в длину, высота потолка равна 6 метрам. Это те самые преимущества бывших заводских корпусов, которые ценят резиденты. Самым высоким помещением до недавнего времени был атриум, его высота 14,5 метра — здесь когда-то стояли производственные печи. По словам Татьяны Грачёвой, они долго искали резидента, который смог бы использовать всё это пространство, держали его, ждали, но смельчаков не нашлось.
Например, в Риге в подобном корпусе разместилась молодежная компания. Там построили разные уровни, и желоб, как в аквапарке, — сотрудники скатываются по нему, чтобы быстрее попасть с верхнего уровня на нижний. Креативно и весело! Но в Челябинске не нашлось такого резидента. Поэтому в марте на Svoboda2 торжественно простились с атриумом. Выступали музыканты, на электрооргане играл Владимир Хомяков, а резиденты слепили снеговиков. Теперь атриум перегородили дополнительными перекрытиями, получив дополнительные квадратные метры для сдачи в аренду.
Исторически, еще со времен действующего завода, этажи называли «отметками». Основатели креативного кластера решили оставить такое обозначение. Этажи называются «отметками», их высота отсчитывается относительно уровня земли: нулевая отметка — это 1-й этаж, 6-я отметка — шесть метров над землей и так далее — 12-я и 18-я отметки.
На фасаде самого большого корпуса красуется кран-балка. Всё лишнее с нее срезали, чтобы оставить прочную надежную конструкцию.
— Хотим доработать и осенью сделать выход на балкон вдоль здания на 6-й отметке, — делится планами Татьяна Грачёва.
А еще на Svoboda2 освобождают территорию между корпусами. Здесь появится летняя многофункциональная площадка. Крыша защитит от дождя, а пол застелют специальным полотном. Можно будет играть в стритбол и проводить мероприятия на свежем воздухе.
Полуразрушенное здание недалеко от входа на Svoboda2 с зеброй на фасаде в будущем превратится в сквош-клуб (сквош — игра с резиновым мячом и ракеткой в закрытом помещении. — Прим. ред.). Здесь высота — 9 метров, а для сквоша надо минимум 6. Можно расположить три площадки. В Челябинске сквош развит мало, а в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге этот вид спорта набирает популярность. Например, в столице после 17 часов все площадки забронированы на несколько месяцев вперед.
Новая жизнь в старых корпусах
Третий год арендует помещение хозяйка мастерской «Сканди» и студии живописи «Твой портрет» Ольга Карпова. Ей хотелось работать в офисе с большими окнами, а таких мест в городе не очень много. Также привлекло комьюнити, где люди действительно собраны по интересам.
— Мы проводим уроки живописи, доступные для любого человека. Это не академический рисунок, люди просто приходят и сходу начинают писать картины. И рисуют именно маслом. Всё это для удовольствия, что-то вроде медитации. Как ни странно, люди очень хотят рисовать. На мастер-классы приходит много взрослых, иногда целыми семьями. Выбираем образцы — проще всего рисовать цветы и природу, сложнее — животных и лица людей. Очень много спин сейчас — их проще нарисовать, но при этом картина выглядит очень вдохновляюще, — показала хозяйка мастерской «Сканди» Ольга Карпова. — И второе наше направление — перекрашиваем старую мебель, даем ей новые цвет и жизнь. Вот комод привезли, буду перекрашивать, вот зеркало старое висит. Лучше всего переделывать какие-то старинные вещи, но не у всех они есть. Поэтому берем кухни, столики, которые надоели. Люди стали двигаться в сторону экологичности, предпочитают не выбрасывать вещь, а просто ее переделать. Это и дешевле, и интереснее. Многим хочется сделать всё самим, это сейчас востребовано. А мы помогаем с материалами, подсказываем технологию. Потом люди перекрашивают шкафы и целые квартиры. (Смеется.)
На самом деле в Челябинске очень много творческих людей, считает Ольга Карпова. В мастер-классах участвует по 10–12 человек. А еще, по ее словам, народ теперь меньше пьет на корпоративах и больше занимается творчеством.
Проходим дальше по коридору и наталкиваемся на знакомое многим название — «Мозгобойня». Многие челябинцы с удовольствием играют в популярную игру. Ее организаторы, как выяснилось, обосновались на Svoboda2. И для участников креативного сообщества тоже два-три раза в год проводят «Мозгобойню» — это одно из тех мероприятий, которые объединяют резидентов.
Через интернет продвигается киноплощадка Home Cinema. Здесь предлагают найти фильм по заказу — любой страны, режиссера, даты производства и продемонстрировать в хорошем качестве в камерном кинозале. Чаще всего эксклюзивные киносеансы проходят вечером. Диванчики, столики, можно принести торт с чаем и всем вместе провести вечер за просмотром кинофильма.
Владельцы фотостудий «Сова» и «Симпл» решили скооперироваться и сделать общий ресепшн для клиентов. Он будет обслуживать четыре зала. Сейчас здесь заканчивают ремонт. А в скором времени гости получат возможность в комфортной обстановке ждать своей очереди, поболтать за чашкой чая или кофе.
Такие резиденты, как студии красоты, одежды и фотографии активно взаимодействуют друг с другом. Парикмахер и стилист из салона красоты, а также магазин одежды и проката дополняют услуги фотографов.
— По утрам к нам любят приезжать молодожены. Девушку украшают в салоне красоты, делают прическу и макияж, одевают. Затем они идут на фотосессию с женихом, потом с гостями. Проводили здесь и свадьбы, — добавила Татьяна Грачёва.
Алина Пашина и Иван Ленков раньше занимались изготовлением декора для интерьера, у них была столярная мастерская. Сейчас занялись квартирниками, гитарниками и поэтическими вечерами. В основном выступают авторы-исполнители, которые поют свои песни. Концерты проходят дважды в месяц, летом пореже — не сезон, многие уезжают за город.
— У нас обширный круг знакомых, знаем многих челябинских музыкантов. Если вы тоже автор-исполнитель, приходите познакомить нас и гостей со своим репертуаром. Если же любите петь каверы, то мы тоже ждем вас, чтобы вместе спеть бессменные хиты всех времен, — пригласила Алина Пашина. — На фестивали вход платный, на наши мероприятия — по принципу pay what you want (платите, сколько хотите).
Иван с Алиной помогли организовать фестиваль «Лето на Svoboda2» в июне этого года. По словам руководителей кластера, подобные фестивали планируют проводить и в будущем.
А вот и довольно крупный коллектив эсэмэмщиков из первой волны резидентов. Когда агентство три года назад только заезжало на Svoboda2, в штате было 10–15 сотрудников. Сейчас коллектив вырос до 40 человек.
— Мы занимаемся рекламой, текстами, дизайном и так далее. Важно, чтобы атмосфера офиса была максимально приспособлена для творческой работы. Мы уже работали в помещении с кабинетной системой и чувствовали, как это гнетет коллектив. Здесь гигантские потолки, много воздуха, стараемся максимально его использовать — у нас там есть кухня и переговорная, — рассказал управляющий партнер агентства SMMashing Media Андрей Иванов. — В контексте пандемии и диджитал все уходят на удаленку. Но мы выстраиваем внутреннюю корпоративную культуру и нам важно иметь пространство, где мы можем вместе проводить время, устраивать мозговые штурмы и реализовывать проекты.
— Если раньше со всех сторон шла стройка, что-то летело и скрипело, то теперь комфортно в любое время, — добавил Андрей Иванов. — Удобно, что к одним соседям зашли за пирожным и кексом, у других сфотографировали продукцию — кооперация решает массу проблем.
Жители Svoboda2 разрабатывают дизайн одежды, интерьеров и мебели, придумывают компьютерные игры и рекламные фишки, учат шить, рисовать, лепить, сочинять и танцевать.
Задумала расширяться «челябинская Burda Moden» — редакция журнала Ya_Sew («Я шью»). Здесь не только придумывают модель, но и конструируют ее, отшивают. Все, кто только начинают шить, могут взять выкройку, а также посмотреть подробности на видео. Первый российский журнал с выкройками и видеоинструкцией создала семейная пара из Полетаево Челябинской области — Елена и Дмитрий Ивановы. Мама троих детей, которая любит создавать наряды, три года назад загорелась идеей сделать мир шитья доступным. А помогал ей папа — фотограф.
— Если бы кто-нибудь мне сказал, что у нас будет целая команда из 14 человек, которые создают первый российский журнал Ya_sew с выкройками и видеоинструкциями, я бы никогда не поверила, — рассказывает Елена в своем аккаунте в инстаграме. — Мастер-классы очень дорого стоили и не всегда были правильными, в журналах часто были уже не актуальные модели, выкройки дорогие. То есть я сама прошла через все трудности и поняла, что тысячи девушек сталкиваются с теми же проблемами.
По словам редактора журнала Натальи Чипышевой, журнал издается с 2019 года. Стилист придумывает фасон, конструктор строит лекала, технолог пишет последовательность операций, швейный цех отшивает сначала макеты, а потом коллекцию.
Еще одним местом притяжения стала гончарная школа «Колокол». Здесь учат древнему мастерству детей и взрослых, проводят мастер-классы по разным техникам. Всё по-настоящему: гончарные круги, печка, в которой обжигаются и высушиваются изделия. Иногда приходят молодые пары. Они лепят вдвоем одно изделие, которое их связывает, а в будущем может стать семейной реликвией.
Четыре года назад на территории бывшего завода оргстекла открылся первый в городе паста-бар. Владелец заведения Nero Mulino Руслан Шулаков называет себя самым старым резидентом Svoboda2.
— У меня было хобби — делать пасту ручной работы, продавал ее на фестивалях, ярмарках и маркетах. Года через полтора наступила точка невозврата, надо было решать — продолжать работать по найму или рискнуть всем и перевести хобби в бизнес. Мы искали помещение, приехали сюда на фестиваль и сразу поняли, что бар надо делать здесь, — вспоминает Руслан. — Мы продвигаем формат уличной еды, и лето для нас — хороший сезон. Пришел, заказал, через 10 минут получил коробочку с пастой и пошел кушать, где тебе удобно.
Когда организаторы паста-бара въехали в помещение, оно было облицовано пластиковыми панелями. Начали их снимать, оказалось, что стены кривые. Решили убрать штукатурку, чтобы выровнять стены. А под ней оказался настоящий бутовый камень. Тогда оставили всё как есть и обыграли неровности. Потом Руслан оборудовал своеобразную летнюю веранду: поставил скамейки, газон с подсветкой и ящики для цветов. Сам он мотоциклист, и паста-бар стало точкой притяжения байкеров. Сюда можно приехать вечерком, поболтать, найти друзей по интересам, прокатиться вместе.
С мечтой о набережной
Из окон Svoboda2 открывается прекрасный вид на реку Миасс. Но пока к ней не подойти. В планах города — построить набережную вплоть до Ленинградского моста. И это один из тех проектов, воплощения которого в жизнь ждут руководители и резиденты креативного кластера.
— Когда мы стартовали, то возлагали особые надежды на набережную — вот, мол, появится она, и у нас всё преобразится. Но хорошо, что мы не стали ждать и начали свою работу. Будет набережная или не будет, — у нас наполняемость хорошая, мы как креативный кластер состоялись. Наши резиденты чаще всего не рассчитывают на случайный трафик — тех, кто шел или ехал мимо. Они предлагают индивидуальные услуги, поэтому клиент идет к ним целенаправленно, — отметила Татьяна Грачёва. — Но, конечно, набережная — это наша мечта. Прогуливаясь по набережной, горожане смогут подходить к нашим локациям, участвовать в мероприятиях, получить новые знания и навыки на мастер-классах, которые уже сейчас проводят наши жители.
Ежедневно на Svoboda2 приезжают свыше 400 сотрудников и 500 посетителей. Сейчас, пока закрыт Ленинградский мост, часть общественного транспорта и маршрутки перебросили с проспекта Победы на улицу Российскую. Представителям кластера хотелось бы, чтобы часть маршрутов оставили и после строительства нового моста. Особенно, по их мнению, важен транспорт, соединяющий разные районы Челябинска.
Владельцы Svoboda2 уже инвестировали в развитие креативного кластера более 120 миллионов рублей. Интересно, что за рубежом множество крупных проектов, связанных с редевелопментом, развиваются с участием правительства. В России такой практики нет, всё ложится на плечи инициаторов и частных компаний. По словам представителей Svoboda2, челябинский проект уже прошел стартовый этап и доказал, что для развития города нужен центр, объединяющий творческих людей.