RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске
Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

6 м/c,

южн.

727мм 93%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Город Оснащают аэродромы, создают умные города, растят инженеров со школы: над чем работают на радиозаводе «Полет»

Оснащают аэродромы, создают умные города, растят инженеров со школы: над чем работают на радиозаводе «Полет»

Интервью с генеральным директором предприятия Александром Нестеровым

Старейшее оборонное предприятие страны АО «ЧРЗ "Полет"» возвращает былую славу
Источник:

Преодолеть турбулентность, наполнить производство ультрановыми проектами, цеха — интеллектуальной элитой, а бизнес — выручкой и оптимизмом удалось челябинскому предприятию с почти 70-летней историей. Радиозавод «Полет» готов представить рынку три высокотехнологичные разработки. Опытные образцы радиолокаторов нового поколения «Миасс», радиолокационной системы точного захода на посадку самолетов «РСП-2СТ» и радиолокационного оптического комплекса мониторинга наземной инфраструктуры со встроенными нейросетями позволят качественно улучшить транспортную инфраструктуру страны — и оборонную, и гражданскую.

Об уникальных ноу-хау, признании в профессиональном сообществе, диверсификации производства, образовательных инициативах и феномене бренда радиозавода «Полет» рассказал генеральный директор предприятия-легенды Александр Нестеров.

Александр Нестеров, генеральный директор радиозавода «Полет»
Источник:

АО ЧРЗ «Полет» входит в концерн «Вега» холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации «Ростех». Основан в 1952 году как базовое предприятие по разработке и производству систем навигации и посадки, которыми оснащали аэропорты и корабли-авианосцы. Сегодня на заводе ведется разработка инновационных высокотехнологичных комплексов: оборудования для безопасности воздушного сообщения и комфортной среды городов, а также подготовка инженерных кадров.
Госкорпорация «Ростех» — одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности — авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и другие. Компания выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Возрождение бренда-легенды в эпоху цифры


Александр Геннадьевич, лет пять назад, когда речь заходила о радиозаводе «Полет», реакция у челябинцев всегда была однозначной: «А разве он еще жив?» Вам удалось переломить ситуацию. Сегодня бренд «Полет» становится в регионе синонимом инженерной и IT-элиты, инноваций в авиационной отрасли, интегратором для цифровых городов... В чем секрет успеха?

— Радиозавод «Полет» всегда был знаковым градообразующим предприятием с огромным потенциалом. Сегодня мы опираемся на мощный опыт и крепкие традиции в области радиоэлектроники, радионавигации, радиолокации — у нас есть уникальные производства, каких в Челябинске не отыщешь. Фундаментальный опыт мы консолидируем с новой школой и амбициями, привлекая молодых разработчиков, конструкторов, производственников. Мы сотрудничаем с государственными структурами, с Фондом развития промышленности. Присутствуем на выставках, ключевых авиасалонах, конгрессах, где чувствуем уважительное отношение партнеров и коллег. Сейчас в разработке у предприятия увесистый портфель проектов, формируем заказы уже на 2024–2025 годы. Подобная загрузка производства была, пожалуй, только в советское время.

«"Полет" получил от Фонда развития промышленности более 500 млн рублей льготных займов на разработку инновационной продукции»

Наша суперидея — за определенный период времени вернуть заводу ровно такую же мощь, которая исторически была у ПО «Полет» на пике славы и максимуме производственных возможностей. Есть стремление возродить бренд, но в новейшей эпохе цифры. Креативная и сильная команда, которая сформировалась на предприятии, заинтересована в развитии, работает с азартом, выносит новаторские рационализаторские предложения. Мы действительно можем дать очень многое людям, предприятиям, городам, странам.

На предприятии сформировалась креативная и сильная команда, которая заинтересована в развитии, работает с азартом, выносит новаторские рацпредложения
Источник:

Радиолокационное трио: компактнее, мощнее, отзывчивее


Несмотря на акционерную структуру, вас все-таки можно считать государственным предприятием. Есть поддержка сверху, или развитие завода идет только из собственных средств?

— Ощутимую поддержку в решении задачи по наращиванию доли гражданской продукции мы нашли в сотрудничестве с Фондом развития промышленности. Льготные инвестиции в наши проекты позволят нарастить мощности, повысить производительность за счет приобретения высокотехнологичного оборудования и оперативно вывести на рынок новые продукты. Все они существенно повысят безопасность воздушного сообщения между российскими городами, а, возможно, и разными странами. Кроме того, в рамках проекта планируется модернизировать производственную инфраструктуру, в том числе измерительное и испытательное оборудование.

Чтобы подставить плечо оборонным предприятиям и помочь им в диверсификации, была создана федеральная программа «Конверсия». В рамках этой льготной программы поддержки нам одобрили заём на 320 млн рублей при общем бюджете проекта более чем в 500 млн рублей. Инвестиции позволили «Полету» начать разработку и вывод на рынок быстроразвертываемых радиолокационных комплексов «Миасс». Разработку оценят региональные аэропорты, поскольку smart-система нового поколения упрощает управление воздушным сообщением и эксплуатацию сложной радиоэлектронной техники. «Миасс» на посту в режиме 24/7, не требует постоянного обслуживающего персонала, адресно обменивается информацией с конкретным самолетом, исключает ошибки при передаче данных. Цифровой комплекс мобилен за счет своей небольшой массы и габаритов, его легко транспортировать. «Полет» предлагает решение, которое поможет обновить наземную инфраструктуру авиации, упростить жизнь аэропортам и главное — дать комфорт пассажирам.

Исторически «Полет» специализируется на выпуске аэронавигационного аэродромного оборудования. Кроме «Миасса» что-то еще планируете в ближайшее время выводить на рынок?

— Среди новых продуктов — радиолокационный комплекс РСП-2СТ, который поможет при отказе критически важной бортовой навигации. Цифровая обработка сигналов позволяет с высокой достоверностью определить отклонение самолета от заданной траектории снижения и передать эту информацию экипажу и наземным службам. Это вклад «Полета» в стратегии безопасности. Наши заказчики оценят ценовую составляющую: комплекс РСП-2СТ существенно дешевле отечественных аналогов и тем более иностранных версий при сопоставимых качественных характеристиках. Но и это еще не всё.

В тройку новых ключевых продуктов «Полета» входит интеллектуальная система мониторинга. За счет встроенных нейросетей комплекс фиксирует и распознает людей и транспортные средства, выполняет аналитику данных. Система может идентифицировать конкретную цель по заданным параметрам — люди с рюкзаками, с длинными волосами, с оружием, в масках. Она позволит существенно повысить уровень безопасности объектов критической инфраструктуры. Мы тестировали комплекс в Баландино, Кольцово, Внуково и готовы кастомизировать проект для любого конкретного аэропорта.

Интеллектуальная система мониторинга способна идентифицировать конкретную цель по заданным параметрам
Источник:

Интернет вещей в действии


Диверсифицируя производство, «Полет» предложил не только разработки для аэропортов страны, но и решения для цифровизации городов. Чего удалось достичь в этом направлении?

— Действительно, открытый нами Центр компетенций «Умный город. Цифровой регион» в числе крупнейших интеграторов smart-решений «Умного города» на Урале и Сибири. Его специалисты занимаются цифровизацией государственного управления, промышленности, медицинских отраслей, транспортной системы, образования, ЖКХ. Первыми «поумнели» Челябинск, Магнитогорск, Копейск, Кыштым, Снежинск. Совсем скоро к ним присоединятся Миасс и Карабаш, где уже разрабатывают дорожные карты по цифровизации и определяются с интегратором.

«Мы посмотрели на аэродром и поняли, что он очень похож на город по системам жизнеобеспечения, и решили внедрить идею умного города»

Действующий пилотный проект в Кыштыме — комплекс автоматической фотовидеофиксации «Призма». Он нацелен на предупреждение ДТП с участием пешеходов, а также контроль скорости автомобилей на дорогах. Здесь же, в Кыштыме, тестово работает система мониторинга обращения ТКО. Разработка включает датчики накопления отходов и программное обеспечение. Как только контейнер наполняется, в диспетчерскую службу поступает сигнал о том, что его нужно опорожнить — это и есть интернет вещей в действии. Еще одним кыштымским проектом этого года станет архитектурная подсветка здания библиотеки. «Интеллектуальными» светильниками можно будет управлять дистанционно.

Города выбирают наши продукты осознанно. Преимущество разработок «Полета» в том, что они представляют собой готовые коробочные решения с высокой скоростью внедрения, набором рабочих функций и автоматизированными процессами, эффективными сразу после установки.

Всем наработанным опытом «Полет» делится с перспективным подрастающим поколением специалистов
Источник:

Ставка на креативную и амбициозную молодежь

В разработку новаторских проектов вы вовлекаете молодых специалистов? Каким образом их поддерживаете?

— Я всегда говорю, что успехи завода делают кадры. Предприятие планирует увеличивать объемы производства, расширять продуктовую линейку, поэтому молодые специалисты могут получить у нас богатый опыт, влиться в команду, построить стремительную карьеру.

Сегодня мы приглашаем для прохождения практики студентов различных специальностей: конструкторов, разработчиков, технологов, специалистов информационных технологий, систем связи, управления качеством. И очень важно, что за каждым студентом будет закреплен профессиональный наставник, который поможет вникнуть в профессию и получить максимальный опыт. Производственно-техническая база завода позволяет выполнять студентам любые виды квалификационно-технических, научных работ для аспирантов, соискателей и докторантов. Наиболее успешных практикантов мы приглашаем для трудоустройства, при этом готовы предложить достаточно гибкий график для совмещения учебы, работы и научной деятельности.

Молодые специалисты предприятия участвуют в программах, конкурсах и форумах профмастерства, таких как международный научно-промышленный форум «Инженеры будущего»
Источник:

Молодые специалисты получают поддержку в виде социальных гарантий, различных выплат и компенсаций, но главное — мы предоставляем им максимум возможностей для роста и развития, включаем их в кадровый резерв и различные стипендиальные программы — свои и госкорпорации «Ростех».

Сотрудники участвуют в программах, направленных на профессиональное и личностное развитие, форумах и конкурсах профессионального мастерства: международный научно-промышленный форум «Инженеры будущего», ежегодный всероссийский конкурс «Инженер года», школа инженерно-управленческого кадрового резерва оборонно-промышленного комплекса России «Техноспецназ», программа обучения технологических лидеров «Вектор», всероссийский конкурс «Лидеры России». Мы предоставляем каждому специалисту возможность проявить себя.

Система наставничества радиозавода «Полет» попала в список лучших в 2021 году. Расскажите, в чем ее суть и насколько она эффективна?

— Система наставничества внедрена в 2017 году. За это время она подтвердила свою эффективность в оказании работникам поддержки в социальной и профессиональной адаптации, а также стала инструментом, который позволяет передавать молодым специалистам особенно ценные секреты профмастерства.

Наставниками выступают сотрудники в возрасте от 28 лет со стажем работы на «Полете» более трех лет, показывающие высокий уровень результативности, профессиональных навыков и знаний. Но, прежде чем обучать новичка, они проходят обучение сами — корпоративный тренинг «Эффективный наставник», онлайн-тренинг Росэл «Методология наставничества». За четыре года работы программы подготовлены 88 наставников, которые передают свои знания по более чем 30 рабочим инженерным специальностям. В качестве поощрения за наставничество на предприятии предусмотрены выплаты.

Работать на предприятии с легендарным прошлым и высокотехнологичным будущим — почетно и прибыльно
Источник:

«Запустим инициативы, которые будут жить»


Расскажите о сотрудничестве в области ранней профессиональной подготовки кадров. Как реализуется проект «Кванториум», запущенный в 2020 году?

— Это первый в регионе опыт детского технопарка на промышленном предприятии, реализованный в партнерстве с областным Домом юношеского технического творчества. Здесь дети сотрудников завода изучают основы моделирования, робототехники и схемотехники, промышленного дизайна — ищут себя в профессии. В прошлом году школьники из младшей группы стали лауреатами первой степени в соревнованиях «Инженерные кадры России». Идея получила живой отклик и при поддержке регионального отделения Союза машиностроителей России будет масштабирована на других предприятиях региона.

«"Кванториум" на базе "Полета" — первый опыт детского технопарка на промышленном предприятии»

Решая задачи повышения престижа инженерных специальностей среди молодежи, мы работаем над новыми форматами дополнительного образования. В этом учебном году 1 сентября на базе лицея № 95 «Полет» совместно с ЮУрГУ открыл первый инженерный класс в Челябинске. Свое будущее с этой профессией связали 25 учеников. К моменту выпуска они будут подкованы на 100% по естественнонаучному профилю инженерной направленности — и в теории, и на практике. В распоряжении ребят лаборатории вуза, где школьники смогут работать над проектами. Самым талантливым выпускникам лицея радиозавод предложит обучение по целевой программе в высшей школе электроники и компьютерных наук ЮУрГУ.

Я отдаю себе отчет, что образовательные проекты дадут обратную связь через 7–10 лет. Я надеюсь, что мы запустим инициативы, и они будут жить. Моя задача как руководителя — сформировать команду неравнодушных пассионарных людей на предприятии. Сейчас таких примерно 30–40%, и постепенно цифра станет значительно больше.

Радиозавод открыл первый в Челябинске инженерный класс и продолжил поддерживать проект детского технопарка «Кванториум»
Источник:

«Символично, что первый инженерный класс в Челябинске открыт в Год науки и технологий»

Сегодня нашей приоритетной стратегической задачей является активное привлечение талантливой молодежи в научную деятельность. И я глубоко убежден, что технологический прорыв будет обеспечен, если мы начнем растить будущих инженеров со школьной скамьи. Чем раньше ребенок приобщается к техническому творчеству, тем больше шансов, что после получения соответствующего образования он станет хорошим инженером, конструктором, технологом. Открытие профильного инженерного класса при участии радиозавода «Полет» — важнейшее звено в цепочке воспитания высококлассных специалистов, которые в будущем станут определять научно-технологический потенциал предприятия, региона и страны.

Новости компаний.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления