Жители дома № 289 на проспекте Победы столкнулись с тем, что установка новых светофоров на пересечении с улицей Молодогвардейцев усилила пробки не только на самом проспекте, но и во дворах. Проулок наводнили автомобили, которые срезают угол и выворачивают на Молодогвардейцев. Мы побывали на месте, чтобы оценить масштаб проблемы, а также обратились с запросами в ГИБДД и мэрию, где рассказали о способах борьбы с проблемой.
Двор дома № 289 удобен для объезда. Недалеко от кольца на пересечении с улицей Ворошилова есть съезд на дублера проспекта, с которого можно нырнуть в жилую зону через одну из арок в самом доме. Это позволяет не стоять в пробке длиной порядка 700 метров.
Жители склонны винить новые светофоры, установленные с подачи областного Миндортранса на 10 перекрестках проспекта Победы. Оснащенные кнопками для пешеходов, а также индукционными петлями для контроля интенсивности потока, эти светофоры адаптивно меняют фазы и, в теории, обеспечивают оптимальную пропускную способность. Но в Челябинске в приоритет поставлены трамваи на проспекте Победы. Для них же светофоры изначально оснастили стрелками для поворота налево (чтобы трамваи и поворачивающие машины ехали в разных фазах), но после шквала критики убрали. Однако пробки всё равно стали интенсивнее, и мы неоднократно получали жалобы на перекрестки проспекта Победы с Молодогвардейцев и улицей Косарева.
Жительница дома № 289 Екатерина рассказывает:
— В этом доме я проживаю шестой год. Машины ездили через дворы и раньше, но когда поставили эти новомодные светофоры, стало вообще невозможно: мы посчитали, что за пять минут в одну только арку дома заезжает 37 машин! Ситуация вопиющая: у нас вонь, шум, выхлопные газы, а тротуаров нормальных нет, поэтому дети ходят по дворовым проездам в школу. У меня самой сын так чуть не угодил под машину, потом заикался. Обращались везде, и в ГИБДД тоже: они приехали, поштрафовали и уехали, на этом всё закончилось.
Екатерина добавляет, что на ситуацию повлияла и реконструкция Комсомольского проспекта, из-за которой часть потока перераспределилась на проспект Победы. Проблема, по ее словам, не решается из-за разного отношения жильцов: одним это не нужно, другие не знают, как бороться.
— В общедомовом чате жильцы периодически жалуются, что пройти через арку в час пик практически невозможно, их буквально сбивают с ног, — говорит Екатерина. — Автомобилисты спешат по делам и очень агрессивно настроены против нас. Пробовали перегораживать арки своим автотранспортом и в ответ получали много негатива и угроз...
Жильцы пытались добиться установки шлагбаума на въезде во дворы, собрали необходимые документы и направили их в мэрию, но получили ответ от комитета по управлению имуществом и земельными отношениями, в котором указывалось, что земельный участок внутри двора не зарегистрирован, поэтому хозяевам жилья необходимо сначала обратиться в комитет, чтобы оформить участок в общедомовую собственность, а уже после этого поднимать вопрос об установке шлагбаумов.
— Не знаю, какой выход наилучший, пусть профессионалы решают, — вздыхает Екатерина. — Но у нас с самого утра испорченные нервы: банально мы не можем выехать из собственного двора в арки дома, потому что идет сплошной поток машин.
В ГИБДД Челябинска наличие проблемы подтвердили:
— Через перекресток улицы Молодогвардейцев и проспекта Победы проезжает большое количество транспортных средств, и действительно, в часы максимальной загруженности дорог автомобилисты не успевают проехать данный перекресток за одну (разрешенную) фазу. Для быстрейшего проезда перекрестка они порой проезжают (или пытаются) через дворовую территорию дома № 289 с целью дальнейшего выезда на улицу Молодогвардейцев. Госавтоинспекция неоднократно привлекала таких водителей к административной ответственности, в том числе за сквозное движение в жилой зоне, что запрещено пунктом 17.2 ПДД. Данное требование распространяется также и на дворовые территории. За нарушение предусмотрена административная ответственность по статье 12.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1500 рублей.
В жилых зонах и дворах пункт 17 ПДД дает приоритет пешеходам, которые могут ходить по проезжей части, не создавая машинам необоснованных помех. Во дворах запрещены стоянка с работающим мотором, сквозной проезд, учебная езда и стоянка грузовиков.
Впрочем, поставить патруль ГИБДД в каждом проблемном дворе вряд ли реально, а значит, нужно системное решение. Один из вариантов — перегородить двор так, чтобы сквозной проезд был невозможен. Но такой подход невыгоден и самим жителям дома № 289: часть из них потеряет возможность прямого выезда на проспект Победы, другая — на улицу Молодогвардейцев. Кроме того, возникнут сложности с проездом спецмашин (пожарные, скорые и так далее).
Автоэксперт Юрий Панченко считает, что если дворы нельзя защитить от чужаков с помощью шлагбаумов, то стоит рассмотреть установку лежачих полицейских:
— Асфальтовые искусственные неровности по ГОСТу достаточно низкие и пологие, но есть разрешенные нормами резиновые «полицейские», которые при быстром проезде создают дискомфорт, хотя как такового ущерба подвеске не наносят. Если поставить несколько таких конструкций, во-первых, снизится скорость потока и вырастет безопасность, во-вторых, упадет пропускная способность, что сделает объезд через дворы не таким привлекательным.
Также он предлагает установить знак «Движение запрещено»:
— Этот знак не препятствует заезду во дворы тех, кто прописан и живет в близлежащих домах, но остальные водители в массе своей его боятся, и это также может снизить поток желающих.
Кроме того, по словам эксперта, можно установить барьеры (полусферы) высотой 15–16 см, которые не препятствуют проезду специальных машин, но блокируют легковушки.
Стоит подумать и об устранении первопричины ситуации — ежедневной пробке на проспекте Победы, которая усилилась из-за изменения приоритетности светофора. Впрочем, решать эту проблему должны специалисты, потому что, помимо тех, кто движется по проспекту Победы, есть большой поток по улице Молодогвардейцев со стороны Паркового, а также интересы пассажиров трамвая.
В мэрии Челябинска нам ответили, что в настоящее время комитет дорожного хозяйства города выполняет оптимизацию светофорного регулирования с обеспечением приоритетного проезда трамваев, троллейбусов, автобусов и личного транспорта на основе использования индуктивных петлевых детекторов, в том числе на пересечении проспекта Победы и улицы Молодогвардейцев. Сейчас подрядчик делает пусконаладочные работы, по окончании которых специальное программное обеспечение будет определять необходимую длительность разрешающего сигнала, чтобы скоординировать его с соседними светофорами. Комитет ведет мониторинг дорожного движения на указанном перекрестке, в том числе в утренние часы пик, по результатам которого будет принято решение о необходимости изменения организации движения.
— Таким образом, адаптивное регулирование позволит равномерно разгружать все направления на перекрестках, пропуская только то количество транспорта, которое сможет пропустить соседний перекресток, — заключил вице-мэр Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту Андрей Ксензов.
С похожей проблемой столкнулись жители микрорайона Чурилово, которым пообещали решить ее строительством новой дороги.
А вот как объяснил необходимость прогрессивных светофоров идеолог нововведения, замглавы областного Миндортранса Александр Егоров.
Ранее мы публиковали подробности о «дорожной революции» 2022 года.
Очередным фиаско закончился прошлогодний ремонт трамвайных переездов: часть из них уже развалилась.