На пересечении проспекта Ленина и улицы Красной в Челябинске заменили погибшие даурские лиственницы новыми саженцами. Но они заметно ниже, чем предыдущие, и уже пожелтели. Почему в этом месте никак не могут прижиться деревья — мы спросили у экспертов и представителей Министерства экологии региона.
Даурскую лиственницу и две ели спилили два года назад. После этого губернатор Алексей Текслер высадил четыре крупномерных дерева, но два саженца зиму не пережили, их заменили. Тогда в мэрии объяснили, что возможными причинами гибели были климатический фактор и близость подземных коммуникаций. В этом году история повторилась.
Даурские лиственницы имеют историческое значение для города. Они были посажены более 100 лет назад: тогда в Челябинске во время Русско-японской войны располагался госпиталь, и семена, по легенде, на Южный Урал привез раненый офицер.
Директор ботанического сада ЧелГУ Вера Меркер уверена, что самое важное для приживаемости растений — это уход. Чаще всего саженцы гибнут из-за отсутствия полива и подкормок, а не по другим причинам.
Биолог Павел Попков говорит, что точные причины гибели хвойных растений можно установить только с помощью исследования, но его не проводили. По мнению нашего собеседника, наиболее правдоподобная версия — неадаптированность посадочного материала.
— Хвойные растения сложно переживают пересадку. Даже если изначально был качественный посадочный материал, то эти растения уже получили стресс из-за переезда с Дальнего Востока. В прошлом году на участке было одно дерево в хорошем состоянии, и странно, что оно погибло: после перезимовки у него был резерв, оно должно было укрепить позиции в плане корнеобразования. С другой стороны, лиственница могла засохнуть ранней весной, — выдвинул гипотезу Павел Попков. — Лиственницы — единственные среди хвойных сбрасывают листву, в то время как у других процесс фотосинтеза продолжается до минус четырех градусов Цельсия. А раз на Востоке осень короткая и холодная (в конце сентября — начале октября уже идет снег), то по своей фенологической памяти лиственница могла скинуть листву, хотя у нас еще было тепло, и не успела запастись питательными веществами, а длинной и засушливой весной погибла.
В качестве второй возможной причины Павел Попков указал недостаточный уход, полив, а третьей — маленький земляной ком. Ученый отверг вероятность поражения лиственниц паразитом — хвойные масла делают их почти неуязвимыми для вредителей.
— Интродукция (введение в культуру — Прим. ред.) сложного и малознакомого для региона посадочного материала — это всегда вызов, и делать выводы для такого небольшого количества посадочного материала несколько преждевременно, хотя тенденция, конечно, удручающая. Возможно, лучше бы себя показали более молодые саженцы, а то и сеянцы, — подчеркнул Павел Попков.
В пресс-службе Министерства экологии Челябинской области в ответе на запрос 74.RU заверили, что за деревьями всё это время ухаживали, поливали их сотрудники муниципального предприятия «Геоцентр». Но в ведомстве отметили, что крупные экземпляры чувствительны к пересадке, и стопроцентной гарантии никто дать не может. Например, девять лиственниц высотой в 2–3 метра, привезенные из Владивостока, прижились в парке «Дружба».
В этом году, чтобы не рисковать, решили высадить саженцы высотой 70–90 сантиметров. Их взрастили в аргаяшском питомнике Главного управления лесами Челябинской области из семян, собранных из шишек срубленной на этом месте столетней лиственницы. По идее, такие деревца должны быть более адаптированы к челябинскому климату.
Желтизну одного из новых саженцев в Минэкологии объяснили влиянием солнца, подчеркнув, что дерево не мертво. Если же погибнет — на это место снова высадят лиственницу из питомника ГУ лесами Челябинской области.
— Пожелтение связанно с аномальной жарой, несмотря на то, что пересадка осуществлялась ночью при температуре +10 градусов, дневные температуры достигали +30 градусов, на данный момент деревья проходят период адаптации. В случае гибели они будут заменены на аналогичные саженцы из питомника, — прокомментировали в ведомстве.
В ГУ лесами Челябинской области заметили, что на постоянной основе лиственницы не выращивают — только сосны для лесовосстановления. Это обусловлено уровнем приживаемости. Посадка небольшого количества лиственниц в питомнике была исключительным случаем.
Директор ботанического сада ЧелГУ Вера Меркер подчеркнула, что после высадки первой партии лиственниц шли разговоры, чтобы передать этот кусочек земли под патронаж ботаников, но этого не произошло из-за юридических проволочек: земля муниципальная, а ЧелГУ — учреждение федеральное. В Министерстве экологии области ответили нам, что «этот вопрос находится в проработке».