— Тут как везде — гопоград же у нас, — спокойно заявляет продавец мобильных телефонов в подземном переходе. — Теплотех — не очень благополучный район, хоть и в центре. Сюда разных манит, как мух, — бэушные телефоны можно ведь продать. Ходят пьяные и моросят. Я сдерживаюсь, стараюсь сглаживать углы. Полицию привлекали в 2016 году — какой-то из 90-х вывалился: «Плати мне три рубля в неделю за крышу».
Евгений стоит в маленьком помещении, увешанном полками, — как-то сюда вместилась и стойка. Он говорит, что за день может продать от одного до восьми гаджетов. Часто берут кнопочные «звонилки». Клиентами, по его словам, становятся «простолюдины».
На проспекте Ленина в Челябинске мэрия постепенно приводит в порядок подземные пешеходные переходы — грязные ларьки убирают, на стены наносят яркие граффити. А тем временем на остановке «Теплотехнический институт» портал в бездну отвоевывает свое право на существование.
Забегая вперед скажем: жизнь тут есть, но не очень завидная.
— Это называется подземный переход, — женщина держит за руку маленькую девочку и аккуратно спускается по ступенькам.
Парень в кедах на бешеной скорости летит по мокрым металлическим спускам. Кажется, что он вот-вот разобьется, но вскидывает руки и удерживает равновесие, чуть не влетая в пластиковый ларек. За ним хохоча спускаются еще двое. Следом огромная квадратная сумка на двух ногах тащит велосипед, рискуя его не удержать. И, кажется, матерясь сквозь зубы из-за мешающих пройти ребят.
Держась за перила, из подземки выходят старушки, подростки, женщины и мужчины средних лет. Двое тащат детскую коляску — по пандусу неудобно. Переход живет своей обычной жизнью.
Частично разбитые и скользкие ступеньки. Под ногами будто конфетти разбросаны крохотные клочки бумаги; на асфальте — кляксы плевков. Вдоль одной стены — пластиковые ларьки, заклеенные аляповатыми вывесками «деньги срочно», «займ», «телефоны», «ремонт», «ключи» и бумажными «безнала нет, наличный расчет (онлайн перевод)», «стучите, открыто». Другая стена отделана мраморной плиткой, местами шершавой — когда-то здесь была надпись, наверное, неприличная, а потом ее уничтожили пескоструем.
За соседней дверью мужчина в годах с густой бородой делает ключи: за его спиной — сотни «болванок».
— Летом приходит больше людей, зимой — меньше. Зависит от сезона, — меланхолично замечает ключник. — Наверное, летом больше подвижностей, на дачах, у озер.
Окна нескольких ларьков закрыты рольставнями. На них уже появились неразборчивые надписи. В нескольких местах с потолка капает вода, а когда нажимаешь на металлический желоб, льется настоящий водопад.
На углу валяется груда деревяшек, коробок и мусора от торговли овощами и фруктами.
— Мы генеральную уборку затеяли, — с улыбкой оправдывается девушка в пыльном ларьке на фоне полок. — Завтра откроемся.
Через два метра от овощного ларька — киоск с цветами. Букеты роз, хризантем и лилий стоят стройными рядами за стеклом, часть товара выставляют прямо под ноги прохожим.
Старушка огибает хаотично расставленные пластиковые вазы и зло смотрит на них. У входа в ларек стоит женщина. Курит. Что-то быстро говорит по телефону, выдыхая облачка дыма. Это Светлана, она работает флористом больше 30 лет. Говорит, что начинала на этой точке еще в 1991 году, когда три цветочка в пленке считались букетом. По ее словам, за годы бизнес разросся, а благодаря демократичным ценам, появились постоянные клиенты — люди приезжают к ней даже из Копейска и Металлургического района.
— В салоне — намнооого дороже! — протягивает женщина. — Я знаю политику цветочного бизнеса, я очень давно в цветах. Я работала еще тогда, когда не было фирм, а везли [цветок] из Узбекистана, Азербайджана — максимально, что было. Заворачивали в пленочку. А сейчас у нас импортный цветок — из Эквадора, Израиля, Голландии, Колумбии. Цветок сильно подорожал из-за логистики, как и любой товар. Но у меня букет стоит две тысячи рублей, а точно такой же в салоне — три с половиной примерно.
В ее ларьке под потолком стоят выцветшие иконки. Здесь же висят игрушки, открытки и прочая мелочь к букетам. Внутри тесно и негде развернуться — всего шесть квадратов, аренда которых обходится, по словам женщины, в 30 тысяч рублей. В переходе есть еще две похожие торговые точки.
По словам Светланы, раньше на Теплотехе было опасно, а теперь — нормально. Вечерами неподалеку дежурит полиция, в переходе есть охрана. Она и сама «покупает тут нужное» — по пути домой. Переход, например, на площади Революции ей не нравится — пустынный и «неживой».
— Теплотех раньше был опасным районом, а сейчас — нет, всё спокойно. Если пьяный пойдет и упадет на мои вазы, то что я сделаю? Упал. Поругаю да и всё, — смеется продавец. — Бывает так, что на дороге скапливается вода — у нас тут водопадище. Но, тьфу-тьфу-тьфу, асфальт закатали в этом месте — стало нормально. Люди ругаются, что я им мешаю. Чем? Вазы с краешку стоят. Но в основном хвалят — не надо никуда специально бежать в магазин, всё в переходе можно купить.
На другом углу перехода — большая вывеска «колбаса». Внутри кокетливая женщина с пушистыми нарощенными ресницами — удивительно, как ей удается с ними моргать. Она участливо кивает старушке, которая жалуется на подорожание цен.
Но не все торговцы разговорчивые, многие отворачиваются, просят не фотографировать. Это преимущественно тепло одетые женщины с восточными чертами лица, которые продают одежду: платья, свитера, безразмерные трусы и бюстгальтеры. Примерочной здесь нет.
Мимо развалов с одеждой быстрым шагом идет девушка, по самый нос закутанная в шарф. На вопрос, как она относится к подземке, отвечает:
— Отрицательно, конечно! Тут всё время грязища, периодически воняет, — говорит Анастасия. — Зимой опять ступеньки превратятся в комки льда — никто их чистить не будет, скользко. Я иногда с тренировки иду поздно вечером — очень страшно — идет за тобой какой-нибудь пьяный и свистит. И что делать? Даже на помощь не позвать — тут никого! Иногда перебегаю поверху.
Прощаемся с продавцами одежды и натыкаемся буквально в четырех шагах от них на ряды коробок, которые «съедают» треть прохода. В раскрытых полиэтиленовых пакетах — замороженные куриные крылья, кости, голени индейки; в запакованных мешках — птичьи шеи и головы, фарш, крупы; на грохотке лежат яйца — не дешевле, чем в сетевых магазинах; в стороне — «приправа из Казахстана». У «прилавка» прохожий стоит некоторое время, смотрит на мятые коробки и уходит с чем-то розовым в мешочке, расплатившись наличкой.
Чуть дальше выставлены ярко-желтые флаконы. Это масляные духи из Турции. Валиджон, прятавшийся от холода в ларьке, выходит при виде покупателей и со знанием дела объясняет: «Пусть это не оригинальный парфюм, например, Barakkat, но имеющий такой же состав, с такими же нотами и акцентами».
У соседнего киоска с запахом резины с потолка свисает цепочка, к которой прицеплены сумки. Татьяна рассказала, что здесь подрабатывает по просьбе знакомого, у которого уволился продавец. Стоять на точке непросто, а временами и страшно, особенно поздно вечером.
— Когда здесь девочки были, цветами торговали, то было хорошо — за стенкой соседи, в любой момент можно позвать, постучать. А они переехали на остановку. Наверх, — женщина подняла палец и посмотрела на потолок. — Страшно немножко. Но я уповаю на Господа.
Мы обратились за комментарием в администрацию города с просьбой объяснить, почему переход находится в удручающем состоянии, кто за него отвечает и несет ли наказание за бардак.
В мэрии ответили, что в сентябре 2012 года, когда город возглавлял Станислав Мошаров (сейчас вице-губернатор), был заключен договор аренды между МУП «Геоцентр» (сейчас МБУ «ЭВИС») и ООО «ИстейтАвто» до 2061 года.
ООО «ИстейтАвто» было зарегистрировано в ноябре 2011 года. По данным сервиса «Контур.Фокус», директором является Екатерина Тырлова, а учредителями в равных долях — Алексей Караманов известной семьи бизнесменов (их относили к «клану Христенко») и бывший депутат Госдумы Андрей Барышев, который уже был замешан в громкой истории с ларьками в переходе под площадью Революции. По итогам 2022 года выручка «ИстейтАвто» составила 10,5 миллиона рублей, а чистая прибыль — 2,1 миллиона.
В 2020 году мэрия попыталась решить проблему и отправила арендатору требование освободить площадку, но не получилось — проиграла все суды. В 2023 году в администрации предприняли вторую попытку разорвать договор аренды, ссылаясь на то, что ООО «ИстейтАвто» не исполняет свои обязательства по ремонту и содержанию объекта.
— Комиссией в составе представителей МБУ «ЭВИС» и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Челябинска в течение 2023 года неоднократно проводился осмотр объекта муниципальной собственности. По результатам осмотра выявлены многочисленные нарушения условий договора аренды в части его содержания, в связи с чем арендатору ООО «ИстейтАвто» направлялись письменные предупреждения, — ответили в мэрии на запрос 74.RU.
С апреля 2023-го за МБУ «ЭВИС» закрепили переход на праве оперативного управления. Вместе с тем, в администрации подчеркивают, что по договору, арендатор обязан содержать сам объект и коммуникации в нем, проводить ремонт, в том числе на прилегающей территории. Но эти условия в ООО «ИстейтАвто» не выполняют. Арендатору направляли письменные предупреждения, а потом и вовсе обратились в суд. Заседание назначено на 21 ноября.
МБУ «ЭВИС» образовано в ноябре 2013 года, его учредитель — комитет дорожного хозяйства Челябинска. В основном учреждение занимается эксплуатацией автодорог и магистралей, а также передачей электроэнергии и технологическим присоединением к распределительным электросетям, электромонтажными работами, строительством ЛЭП, сбором и обработкой сточных вод и автостоянками. По данным сервиса «Контур.Фокус», до 2018 года «ЭВИС» был участником всевозможных госзакупок. А потом и сам стал организовывать торги. За всё время в качестве заказчика учреждение провело 970 закупок и заключило контракты на 3,6 миллиарда рублей. В 2023 году «ЭВИС» провел 113 закупок. Среди победителей этих торгов — «Центр коммунального сервиса», МУП «ПОВВ», «Уральская энергосбытовая компания», АО «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания — Челябинск».
Споры о том, что лучше — подземные переходы или надземные, — ведутся давно. Но решения по этому вопросу у городских властей пока нет. Ранее мы делали репортаж из самого некогда страшного подземного перехода — у «Торгового центра». Через год там сделали ремонт.
Нужно ли освободить от торговли подземный переход у Теплотеха?