В Челябинске активизировались мошенники, настаивающие на продлении договора на домашний телефон. Они звонят горожанам от имени сотрудников «Ростелекома», сообщают, что срок договора истек и пугают отключением связи. Рассказываем, в чём суть обмана, почему не надо никуда ходить и продлевать, а также как сотрудники компании на самом деле работают с клиентами.
«Звонят исключительно пожилым»
Челябинку насторожило, что ей и знакомым начали звонить с просьбой «перезаключить» договор об оказании услуг связи. Попросту говоря, продлить договор на домашний (стационарный) телефон.
— Говорят, что предыдущий договор был заключен «еще в советское время». Приглашают приехать по адресу: Комсомольский проспект, 55, кабинет 333. Причем звонят они исключительно людям пожилым, пенсионного возраста, — рассказала читательница.
Челябинка не поленилась позвонить на горячую линию «Ростелекома». Там и узнала, что все офисы компании в настоящее время закрыты.
— Говорят, что «Ростелеком» сейчас работает исключительно дистанционно и онлайн. Получается, звонят мошенники? — задалась вопросом читательница сайта.
Мы съездили туда, куда якобы приглашают владельцев домашних телефонов. С торца дома висит вывеска «Ростелеком», на входе есть пункт охраны. Уточнили, где найти тот самый офис 333.
— У нас нет такого кабинета, — устало вздохнула сотрудница службы охраны. — И вообще здесь нет офисов «Ростелекома», в которых клиентов принимают. Очень много людей идет, все спрашивают про этот офис. Видимо, мошенники какие-то звонят.
Офисы закрыли два года назад
Четырехэтажное здание на Комсомольском проспекте, 55, по данным сервиса «Контур. Фокус», действительно принадлежит «Ростелекому». Но, как отметили в компании, обслуживание клиентов там не осуществляется, а сотрудники компании никого не приглашают на переподписание договоров.
— Обслуживание клиентов было переведено из офисов в онлайн-формат еще в 2022 году. «Ростелеком» активно развивает дистанционный формат поддержки клиентов. Наша цель — сделать его максимально удобным, чтобы воспользоваться всеми сервисами можно было за считаные минуты и не выходя из дома, — рассказали 74.RU в пресс-службе челябинского филиала компании «Ростелеком».
Представители компании отметили, что документы по оказанию услуг связи (договор на обслуживание домашнего телефона. — Прим. ред.) являются бессрочными. То есть никуда ходить для их продления не нужно.
— Информация о том, что по данному адресу работает сторонняя организация от лица компании, также не соответствует действительности. Проконсультироваться и задать все вопросы можно по телефону 8-800-1000-800 (звонок бесплатный), — добавили в пресс-службе компании. — Теперь все услуги можно получить в личном кабинете на сайте или через мобильное приложение «Мой Ростелеком». Если абоненту требуется замена или ремонт неисправного оборудования, то он может обратиться по этому же номеру.
Ранее мошенники активно продвигали «перезаключение» договоров мобильной связи. Например, дальнобойщик из Челябинска оформил кредиты в банках, продал машину и отдал мошенникам четыре миллиона рублей после общения якобы с менеджером сотового оператора, предложившим продлить договор.
Похоже, теперь взялись за владельцев домашних телефонов. Главное, что надо помнить всем, кого такой звонок застал врасплох: ни в коем случае не сообщайте мошенникам личную информацию — фамилию, имя, паспортные данные, домашний адрес и контактный телефон.
Дело в том, что аферисты представляются сотрудниками «Ростелекома» лишь для того, чтобы завести разговор. А затем начинают выспрашивать персональные данные, коды из SMS, предлагают ввести различные команды. Всё это позволит им в дальнейшем авторизоваться в сервисах, где вход или восстановление пароля по коду из SMS, а в конечном итоге — украсть накопления или набрать кредитов на чужое имя. В общем, старый развод на деньги с новой легендой.
Что еще почитать о телефонном мошенничестве
Аферисты втираются в доверие к детям, играющим в Roblox. Под их воздействием подросток перевел мошенникам 100 тысяч рублей с родительского телефона, а также взял кредит на полмиллиона рублей. Обманув девятилетнюю девочку, мошенники списали деньги с маминой карты и набрали кредитов на миллион рублей. А недавно восьмилетней школьнице пообещали игровые бонусы, в итоге семья потеряла более 200 тысяч рублей.
Также мы рассказывали, как у 21-летней жительницы Челябинска взломали аккаунт на «Госуслугах» и списали 5 тысяч рублей с ее «Пушкинской карты». А пенсионерка потеряла 330 тысяч, оформляя «социальную помощь» на сайте — клоне банка.
Откуда мошенники берут личную информацию о нас, ранее объяснял эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галов.
Мы разбирали три схемы, с помощью которых мошенники выводят деньги с карт. В МВД подготовили инструкции с описанием основных признаков мошенничества. А вот советы от сотрудника угрозыска.