”добно и, главное, выгодно ли ездить по „ел€бинску на электромобиле? —удите сами: полна€ зар€дка батареи стоит около 50 рублей, и этого хватает на 130–140 км пробега. «начит, километр пробега на электромобиле стоит 35 копеек, а это, на секундочку, в дес€ть раз дешевле, чем на бензиновом авто! √ерой нашего материала использует Nissan Leaf ежедневно, поэтому мы попросили его рассказать об особенност€х эксплуатации электромобил€ здесь, на ”рале.

Nissan Leaf - стопроцентный электромобиль
Nissan Leaf - стопроцентный электромобиль

 огда Leaf трогаетс€ с места, ощущени€ сюрреалистичны, потому что на малых скорост€х он почти бесшумен: слышен лишь предупреждающий сигнал, когда электромобиль сдает задним ходом. Ќа средней скорости доминирует шум качени€ 17-дюймовых колес, на разгонах добавл€етс€ задорный присвист электромотора.

»нтерьер вполне традиционный и не требует адаптации после автомобил€
»нтерьер вполне традиционный и не требует адаптации после автомобил€

ќрганы управлени€ Leaf привычны тем, кто ездит с «автоматом»: руль, две педали, да селектор... нет, не автомата, а блока управлени€. ѕомимо традиционных режимов «вперед» и «назад», есть еще один, обозначенный литерой B – это режим рекуперативного торможени€, при котором Leaf начинает регенерировать кинетическую энергию, когда водитель отпускает педаль газа. ѕопросту говор€, он возвращает в батарею часть мегаджоулей, потраченных ранее на разгон автомобил€. ѕри определенной сноровке в городе можно ездить без педали тормоза – рекуперативного замедлени€ достаточно.

—електор есть, но «автомата» нет. ” Leaf вообще нет коробки передач – только одноступенчатый редуктор
—електор есть, но «автомата» нет. ” Leaf вообще нет коробки передач – только одноступенчатый редуктор

Ќеобычна, пожалуй, лишь двухъ€русна€ цифрова€ панель приборов, верхн€€ часть которой отдана спидометру, нижн€€ отвечает за состо€ние батареи.

¬ерхн€€ шкала показывает баланс энергии при разгоне или рекуперации. ѕробег с момента последней зар€дки – 28,5 км, остаточный пробег – 99 км. —лева – индикатор температуры батареи, котора€ нагреваетс€ при зар€дке и в движении. —права – индикатор зар€да
¬ерхн€€ шкала показывает баланс энергии при разгоне или рекуперации. ѕробег с момента последней зар€дки – 28,5 км, остаточный пробег – 99 км. —лева – индикатор температуры батареи, котора€ нагреваетс€ при зар€дке и в движении. —права – индикатор зар€да

≈мкость литий-ионной батареи этого Leaf 2013 года выпуска составл€ет 24 к¬т·ч. — 2015 года Nissan ставит батареи емкостью 30 к¬т·ч, которые увеличивают пробег примерно до 170 км. ѕри зар€дке часть энергии, естественно, рассеиваетс€ в атмосферу с теплом, но в целом при тарифе 1,9 рубл€ за к¬т·ч пополнение батареи с небольшим остаточным запасом энергии обходитс€ в сумму пор€дка 50 рублей.

Ёлектромотор мощностью 109 л. с. расположен на традиционном месте. Ѕольшую часть объема занимает охлаждаемый блок электроники (закрыт серебристой крышкой). —права – дополнительный аккумул€тор дл€ фар, магнитолы и т. п.
Ёлектромотор мощностью 109 л. с. расположен на традиционном месте. Ѕольшую часть объема занимает охлаждаемый блок электроники (закрыт серебристой крышкой). —права – дополнительный аккумул€тор дл€ фар, магнитолы и т. п.

Leaf довольно динамичен, например, за счет хорошей низовой т€ги электромотора разгон до 100 км/час занимает пор€дка 11,5 секунды, то есть на уровне своих бензиновых одноклассников с моторами 1,6 литра.

–асход энергии Leaf зависит от стил€ езды, а городской цикл дл€ него зачастую экономичнее загородного. Ќапример, при сто€нии в пробках 109-сильный мотор не расходует энергию. ѕриведенные 130–140 км пробега на зар€дке владелец получает в смешанном режиме движени€ до загородного дома, наход€щегос€ на рассто€нии 15 км от работы.

«ар€дка от традиционной розетки на 16ј занимает 6–8 часов
«ар€дка от традиционной розетки на 16ј занимает 6–8 часов

«ар€жать Leaf можно от бытовой розетки, либо же подключить его к источнику с напр€жением до 500 ¬ – дл€ этого есть специальный разъем.

¬ладелец использует обычную розетку с максимальным током 16ј, что обеспечивает мощность зар€дки 3,3 к¬т. Ѕатаре€ пополн€етс€ в среднем за 6–8 часов, причем таймер позвол€ет зар€жать электромобиль в определенное врем€, когда действует ночной тариф на электроэнергию. ¬ принципе, сам по себе «младший» разъем допускает зар€дку токами до 32ј, что позвол€т пополн€ть запас энергии примерно за 3 часа.

–азъемы дл€ зар€дки наход€тс€ в «клюве» электромобил€
–азъемы дл€ зар€дки наход€тс€ в «клюве» электромобил€
Ћевый разъем сделан под стандарт скоростной зар€дки CHAdeMO мощностью до 55 к¬т
Ћевый разъем сделан под стандарт скоростной зар€дки CHAdeMO мощностью до 55 к¬т

Ќо еще интереснее левый разъем дл€ скоростной зар€дки: через него Leaf зар€жаетс€ за полчаса, но требует специальной зар€дной станции – в „ел€бинске таких пока нет.

–  ак-то € услышал, что зар€дную станцию построили около “–  «√орки», – рассказывает владелец Leaf ¬ладимир. – я приехал туда, искал-искал, не нашел. —просил у администраторов, сказали – только планируетс€. (—меетс€.)

” Leaf есть все что нужно дл€ жизни: климат-контроль, навигаци€, подогрев сидений, сенсорный экран
” Leaf есть все что нужно дл€ жизни: климат-контроль, навигаци€, подогрев сидений, сенсорный экран

ѕомимо электромотора энергию расходуют вспомогательные приборы, причем дл€ маломощных потребителей (фары, магнитола и т. п.) под капотом Leaf есть обычный аккумул€тор, а основна€ батаре€ массой более 250 кг находитс€ под полом. ќт нее питаетс€ блок ABS, усилитель рул€ и тормозов, насос кондиционера, подогрев сидений и отопитель салона.

ћаленька€ солнечна€ батаре€ на крыше пополн€ет зар€д дополнительного аккумул€тора (дл€ питани€ маломощных приборов).
ћаленька€ солнечна€ батаре€ на крыше пополн€ет зар€д дополнительного аккумул€тора (дл€ питани€ маломощных приборов).

ћногих, к слову, волнует вопрос зимней эксплуатации электромобил€, но она возможна. ¬ладимир, который купил Leaf в феврале этого года, по€сн€ет:

– ћожно запрограммировать его, чтобы к 8 часам утра он ждал теб€ полностью прогретый, пока еще подключен к розетке.  роме того, у него мощный отопитель, причем, в отличие от автомобил€, теплый воздух идет практически сразу. Ёто, конечно, снижает запас хода примерно на 10%, так что зимой на одной зар€дке можно проехать чуть более 100 км. Ќо мне этого хватает на три дн€.

≈вропа планирует сделать зар€дки на каждом столбе, но –оссии до этого пока далеко
≈вропа планирует сделать зар€дки на каждом столбе, но –оссии до этого пока далеко

ѕон€тно, что в –оссии электромобиль был и остаетс€ транспортом, подразумевающий определенный образ жизни.  ак минимум не единственный в семье. ¬ случае с ¬ладимиром выручает загородный дом и относительна€ скромность ежедневных пробегов, а также наличие «подменного» автомобил€ дл€ дальних поездок. ¬ладимир периодически ездит на ”вильды и другие озера, но с ночевкой: на обратный путь без подзар€дки запаса хода не хватит.

– —итуаций, чтобы € остановилс€ в дороге без зар€да, не было, – говорит он. – »ндикаци€ остаточного пробега работает точно, причем при критическом падении зар€да Leaf переходит в черепаший режим, чтобы дот€нуть до места зар€дки.

¬ электромобиле не так много экологического смысла, если зар€жать его от угольной “Ё÷, хот€ локальную экологию он все равно улучшает. ѕо-насто€щему «зелеными» электромобили станут с развитием альтернативных источников энергии
¬ электромобиле не так много экологического смысла, если зар€жать его от угольной “Ё÷, хот€ локальную экологию он все равно улучшает. ѕо-насто€щему «зелеными» электромобили станут с развитием альтернативных источников энергии

Leaf сегодн€ – это самый попул€рный электромобиль в мире: с 2010 года аль€нсу Renault-Nissan удалось реализовать более 260 тыс€ч. Leaf лидирует и в –оссии, где не продаетс€ официально, но завозитс€ серым импортом из японии, —Ўј и реже ≈вропы. ѕо данным «јвтостата», на 1 €нвар€ 2017 года в стране зарегистрировано 340 «Ћифов» – более трети всех электромобилей –оссии. ¬ „ел€бинске на учете сто€т три Nissan Leaf.

«адние сидень€ весьма просторны
«адние сидень€ весьма просторны
Ѕагажник объемом 370 литров – среднестатистический дл€ своего класса
Ѕагажник объемом 370 литров – среднестатистический дл€ своего класса

¬о многом успех Leaf обусловила его концепци€: будучи электромобилем, он сделан по образу и подобию обычной машины гольф-класса со всеми удобствами, включа€ климат-контроль, круиз-контроль, кожаный салон, подогрев сидений, просторные задние сидень€ и нормальных размеров багажник.

» пусть пока Leaf выгл€дит моделью нишевой, за его потомками – будущее. ѕосле пресловутого дизельного скандала Volkswagen (дизельгейта) и подписани€ ѕарижского соглашени€ основными странами-производител€ми, стратеги€ большинства автокомпаний подразумевает достаточно быстрый (за 10–15 лет) переход на электромобили.

¬тор€т и политики, например, р€д стран ≈вропы уже за€вил о запрете автомобилей с классическими ƒ¬— начина€ с 2025 года. ѕрактически все крупные компании или выпускают электромобили, или активно разрабатывают их. Tesla недавно представила свою первую массовую модель, Model 3. BMW активно продвигает i-серию. Renault-Nissan помимо Leaf имеет в арсенале Twizy (продаетс€ в –оссии), Zoe и даже коммерческий транспорт. Chevrolet презентовал модель Bolt с пробегом на зар€дке свыше 400 км, Volvo откажетс€ от автомобилей уже через 2–3 года... Ќе исключено, что наши дети будут мечтать именно об электромобиле (после смартфона и очков виртуальной реальности).

¬ладимир продает свой Leaf, но, по его словам, звон€т пока больше любопытствующие
¬ладимир продает свой Leaf, но, по его словам, звон€т пока больше любопытствующие

–осси€, пон€тно, далека от модных тенденций, в том числе из-за суровости климата.   слову, одной из самых электромобильных стран ≈вропы €вл€етс€ Ќорвеги€, где правительство активно стимулирует покупку «зеленого» транспорта. Ќо скандинавское побережье все же не так морозно, как ”рал.

“ем не менее власти начали удел€ть внимание электромобил€м, например, в ћоскве их владельцам разрешаетс€ ездить по выделенным полосам и бесплатно парковатьс€ в центре.

¬ „ел€бинске преференций пока нет: при ввозе электромобил€ из  алифорнии ¬ладимир заплатил таможенную пошлину, а сейчас платит налог за 109 электрических «лошадей». Ќо электромобиль все равно позвол€ет экономить, например, на каждые 1000 км пробега он отбивает пор€дка 3 000 рублей.   этому можно добавить дешевое техобслуживание: отсутствие ƒ¬— и коробки передач позвол€ет мен€ть лишь масло в редукторе каждые 30 тыс€ч километров пробега. ’одова€ часть во многом унифицирована с другими модел€ми Nissan. √аранти€ на батарею составл€ет 8 лет или 160 тыс€ч километров пробега.

јмериканские версии Leaf имеют левый руль и хорошее оснащение, включа€ кожаный салон
јмериканские версии Leaf имеют левый руль и хорошее оснащение, включа€ кожаный салон

¬прочем, рассуждать об окупаемости электромобилей в –оссии пока преждевременно: пон€тно, что купить их могут лишь люди с определенным «лайфстайлом» и не ради чистой экономии.

ќграниченный пробег и отсутствие мест дл€ зар€дки прив€зывают их к месту обитани€ владельца радиусом 50–60 км. Ќо, с другой стороны, 90% поездок 90% горожан укладываютс€ в эту формулу, так что не удивл€йтесь, если лет через двадцать внуки будут сме€тьс€ над устаревшими словосочетани€ми, вроде «выхлопна€ труба».

», к слову, Nissan готовитс€ вывести Leaf второго поколени€ на российский рынок официально.