30 сентября среда
СЕЙЧАС +9°С

Разметки нет, но вы держитесь: как ездить по весенним дорогам Челябинска

При разборе ДТП отсутствие разметки зачастую трактуется не в пользу водителя.

Поделиться

Дорожная разметка в России, как и комары, живет не более сезона, поэтому весной увеличивается число конфликтов на дорогах из-за невидимых белых линий. Что интересно, хитрые ПДД не делают послаблений для дорог без разметки. Сайт AutoChel.ru вспоминает основные правила весенней езды.

Поводом для материала послужило обращение читателя, который прислал вот это видео, извинившись за его качество. Автор едет во второй полосе, когда справа останавливается маршрутка, вынуждая первый ряд смещаться левее. После 30-й секунды видно, как автомобиль справа вклинивается в средний ряд, аргументируя тем, что у автора видео якобы «помеха справа».

Ориентироваться по ширине

Авторы ПДД учли ситуацию, когда разметка отсутствует или не видна – в этом случае водители должны самостоятельно определять полосность с учетом ширины проезжей части и габаритов машины. И не только определять, но и соблюдать.

Свердловский проспект в весеннюю пору безмятежен и чист. Дорога размечена колеями

Иногда это жизненно необходимо. Например, на дорогах с четырьмя и более полосами запрещен выезд на встречную полосу (при двухстороннем движении). Поэтому даже при отсутствии сплошной линии водитель обязан определить полосность на глаз и воздержаться от выезда на левую половину проезжей части.

Таким образом, отсутствие разметки в России не считается предпосылкой к хаосу. Но хаос бывает.

Кто кому уступает

Типичный конфликт: две машины не могут поделить виртуальную полосу. Кто и кому должен уступать?

Если речь о дороге постоянной ширины, без карманов, разгонных полос, сужений и прочих локальных нюансов, приоритет имеет тот, кто едет без изменения рядности, то есть параллельно краю проезжей части (уточним, что речь идет об участках дорог вне пересечений с другими проезжими частями). Если все придерживаются этого правила, конфликтов как правило не возникает, разве что поток часто идет в шахматном порядке, потому что у водителей разное представление о допустимом боковом интервале.

А теперь представим, что в полосе появилось препятствие: аварийная машина или яма на дороге. Вариант, конечно, фантастический, но допустим.

Любой «тупик» в полосе – это повод пропустить тех, кто едет прямо без изменения направления. Проще говоря, рьяный автомобиль, подрезавший автора видео, нарушил требования п. 8.4 ПДД. И в данном случае неважно, есть ли разметка: приоритет у того, кто едет прямо.

Но в том же п. 8.4 есть интересная ремарка. Процитируем: «При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа». Как видите, правило «правой руки» действует для ситуаций, когда перестраиваются оба фигуранта конфликта. Например, машины, едущие в первой и третьей полосе соответственно, одновременно решили перестроиться во вторую. В этом случае приоритет у того, кто ехал справа.

Пресловутое «правило правой руки» на самом деле раскидано по трем пунктам ПДД. Для пересечений равнозначных дорог оно прописано в п. 13.11, для взаимных перестроений – в п. 8.4. Для прочих ситуаций, когда траектории пересекаются, а очередность проезда не оговорена правилами – п. 8.9. Важно понимать, что «правило правой руки» не абсолютно, и, если говорить грубо, оставлено для случаев, когда бессильны другие пункты ПДД. Так, если одна из машин начинает движение от обочины, а вторая перестраивается под нее, приоритет у второго водителя, хотя формально он имеет помеху справа.

Узкое место

Куда больше проблем в ситуациях, когда дорога сужается, провоцируя борьбу за полосу. В Челябинске после дорожной революции бутылочных горлышек полным полно. Например, при движении по Чайковского в сторону Кашириных после перекрестка с ул. Ижевской теряется правая полоса.

Когда разметка стирается, схема движения по улице Чайковского становится провокационной, потому что не все водители понимают – правый ряд упирается в тупик после пересечения с ул. Ижевской.

Как видите, при наличии разметки конфликта нет – полоса предназначена исключительно для поворота направо. Но когда разметка стирается или исчезает под снегом, едущие по правому ряду машины иной раз пытаются вытеснить тех, кто едет по второй полосе.

При любых сужениях проезжей части уступать должны водители, которые ехали по «непроездной» полосе. К сожалению, очень часто сужения неявные и достаточно плавные, что делает их похожими на естественные изгибы дороги.

Когда знаков и разметки нет или не видно, включаем здравый смысл. Двигаясь по крайним рядам дорог, конфигурация которых отлична от геометрически прямой, нужно быть готовым уступить автомобилям в соседних рядах, если возникает конфликт интересов из-за сужения проезжей части. Можно, конечно, переть напролом, но при разборе ДТП в первую очередь ориентируются на «теоретическую» конфигурацию дороги с учетом «карманов», разгонных полос и прочих нюансов. И, если есть сужение, уступает тот, кто в него уперся.

Знак 6.16 «Стоп-линия» полностью равноценен ей с точки зрения ПДД

Невидимые стоп-линии

Еще один повод для тревог – невидимая разметка стоп-линия на перекрестках с камерами видеофиксации.

Напоминаем, что помимо разметки стоп-линия есть соответствующий знак, на который и обязаны ориентироваться водители при невидимой разметке. Сделать это не всегда просто, например, знак может закрыть большегрузный транспорт.

Попытки оспорить наезд на стоп-линию при наличии знака, как правило, обречены на провал.

 

Как видите, даже полностью исчезнувшая стоп-линия не спасла от штрафа – в данном случае перед пересечением стоит знак.

Что интересно, при отсутствии стоп-линии формально водитель имеет право останавливаться у пересечения проезжих частей. Например, это допускается на небольших пересечениях.

Однако крупные регулируемые перекрестки как правило подразумевают наличие стоп-линии, которая наносится на расстоянии 3-20 метров от светофора (для светофоров на стойке – 3-5 метров по ГОСТ 52289-2004). Поэтому при полном отсутствии знаков и разметки водитель сталкивается с дилеммой: останавливаться у невидимой стоп-линии, которая лишь «подразумевается»?

Если на перекрестке есть камеры, возьмите за привычку вставать минимум за пять метров (корпус автомобиля) до светофора – это сведет к минимуму риск заступить за линию.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня.Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!