Город Здоровье Хорошо, что сломала ногу: неврологи нашли у многодетной челябинки редкий недуг

Хорошо, что сломала ногу: неврологи нашли у многодетной челябинки редкий недуг

Мама троих детей едва не стала глубоким инвалидом.

При полинейропатии ноги и руки перестают слушаться человека

Расхожая фраза «все болезни от нервов» едва не обернулась для 33-летней мамы троих детей глубокой инвалидностью. Редкий недуг поразил периферические нервы женщины. «Ватные» ноги не слушались, руки не могли удержать даже ложку, не говоря уже о новорожденной дочери. Неврологам клиники Южно-Уральского медуниверситета пришлось немало постараться, чтобы вернуть молодой женщине работоспособность конечностей.

Слабость в ногах Татьяна Берг впервые почувствовала года три назад. В тот момент семья военного перебралась из Будённовска Ставропольского края в Челябинск.

– Шла по улице и понимала, что не могу идти, – вспоминает женщина. – Вело и шатало из стороны в сторону, ноги дрожали, не шли: я переставляла их так, как будто на них были свинцовые сапоги. Поднялась на десятый этаж, а на следующий день ходить вообще не могла.

Татьяна Берг буквально приползла к врачам, настолько запущенным был ее недуг

Слабыми были не только ноги, но и руки. Поднять ложку и покушать Татьяна ещё могла, а вот нарезать овощи и приготовить обед – уже нет. Кроме того, стало невозможно держать новорожденную дочку на руках. Почему так случилось, Татьяна не знает. Может быть, повлияло то, что переезд совпал с беременностью и родами. Последней каплей стал перелом ноги. Татьяна уже к тому времени родила и кормила ребёнка грудью, и очень мечтала дотянуть хотя бы до мая. Но ноги настолько ослабли и не слушались женщину, что однажды она подвернула одну и сломала. И встать уже не смогла совсем. И только тогда она сдалась врачам.

В руках она не могла удержать даже ложку

Хроническая воспалительная демиелинизирующая полинейропатия (ХВДП) – заболевание редкое: один случай встречается на 100 тысяч человек. По статистике, в Челябинске таких больных должно быть как минимум десять, но в этом году это первый случай. Всего в практике челябинских неврологов за четыре года было восемь пациентов. Специалисты уверены – болезнь победима, при своевременной диагностике и правильном лечении человеку и его семье можно помочь. Правда, лечение достаточно сложное, но результативное.

Всего таких пациентов, как Татьяна, в практике Андрея Василенко было восемь за четыре года

– Суть заболевания в том, что периферические нервы страдают по всему организму, – объясняет заведующий неврологическим отделением клиники ЮУГМУ, профессор кафедры нервных болезней Андрей Василенко. – Например, при сахарном диабете, когда нарушен метаболизм, сахар в крови высокий, страдают нервы и развивается диабетическая стопа. При ХВДП поражается не сам нерв, а его миелиновая оболочка. Если вовремя начать лечить, то эту оболочку можно восстановить – процесс называется ремиелинизация. Иммуносупрессией мы добиваемся подавления иммунитета, поэтому лечение достаточно агрессивное, имеет побочное действие, и подход к отбору пациентов очень точный.

Что приводит к формированию заболевания – пока остается загадкой. Оно считается аутоиммунным, возможно, что провоцирует развитие недуга какая-то инфекция. Сложность диагностики в том, что самих полинейропатий бывает много и разных. Они случаются и при инфекционных заболеваниях, и при алкоголизме, и при сахарном диабете, много наследственных форм. Сам синдром «свинцовых перчаток и носков» встречается часто, но нужно из всего многообразия выделить именно «наш».

Электромиография позволяет проверить функцию периферических нервов

– Диагностика проводится в соответствии с международными стандартами: нужно проверить работу периферических нервов, – добавляет Андрей Фёдорович. – Их много, поэтому очень сложно найти, где они пострадали. Мы придумали свою методику проведения – МРТ «конского хвоста» с констатированием.

По словам специалиста, в поясничном отделе корешки периферических нервов лежат рядышком, все вместе и чем-то напоминают конский хвост, поэтому в одном месте их можно посмотреть все сразу. И даже если парализация наступила на лице, то корень проблемы все равно нужно искать в «конском хвосте». И МРТ надо делать не шейного отдела, а именно поясничного.

А с помощью МРТ определяется структура заболевания, отмечает Игорь Кочетков

– Выполняем для неврологов МРТ поясничного отдела позвоночника и спинного мозга с обязательным контрастным усилением, чтобы оценить размеры, форму и направление нитей «конского хвоста», – рассказывает заведующий рентгенологическим отделением и кабинетом МРТ клиники ЮУГМУ Игорь Кочетков. – При наличии каких-то неравномерных утолщений можно высказать предположение о хронической воспалительной полинейропатии. Если видим накопление контрастного вещества, то это тоже свидетельствует, что идёт воспалительный процесс.

МРТ показывает структуру заболевания, а нарушения в функционировании нейромышечного аппарата выявляет электромиография. Есть две методики миографии: стимуляционная, которая показывает проведение электрического импульса по нерву и переход на мышцу, и игольчатая – оценивает возбудимость мышцы.

На снимках МРТ хорошо видны очаги воспаления на нервных окончаниях: белесые при использовании контрастного вещества, черные точки — без него

Когда Татьяна буквально приползла к неврологам в клинику ЮУГМУ, врачи растерялись: что с ней делать? Пришлось положить в палату рядом с туалетом, выдать ходунки. Комплексное обследование подтвердило диагноз. Первые две недели лечения прошли в мучительном ожидании – отклика, как говорят врачи, на него не было. Татьяна скисла и пала духом. А потом потихонечку стала ощущать своими и руки, и ноги. Теперь она может и прыгать, и бегать, и руки поднимать.

– Мне намного лучше, – улыбается Татьяна Берг. – Сама справляюсь со всеми тремя детьми, даже бабушки все разъехались. Вожу машину.

Врачи предупреждают – болезнь хроническая, принимать лечение нужно длительно. Вылечиться быстро не получится. Но есть надежда, что Татьяна всё-таки уйдет в длительную ремиссию. Сегодня врачи довольны полученными результатами лечения, теперь через полгода молодой маме снова нужно будет прийти на контроль. Преимущество неврологического отделения клиники ЮУГМУ – в слаженной работе врачей самого отделения и кафедры нервных болезней медуниверситета. Без этого союза справиться с редкими заболеваниями очень сложно. Первый шаг – распознать, а это, скорее, научная деятельность, чем лечебная, поэтому важны совместные усилия.

Взаимодействие кафедры и отделения, по словам Марии Карповой, помогает вылечить пациента

– Всё, что есть нового и современного в мире медицины, мы стараемся внедрить в практику нашего здравоохранения, – отмечает заведующая кафедрой нервных болезней ЮУГМУ Мария Карпова. – Само отделение обладает отличным кадровым составом – работают доктор и два кандидата медицинских наук, которые имеют и знания, и опыт, обладают интеллектом и пытливым умом. Всегда присутствует резидент кафедры – ассистенты, интерны. Неврология занимается строго очерченным кругом вопросов, и все сваливать буквально на нервы, конечно, некорректно. Мы занимаемся заболеваниями нервной системы – головной мозг, периферическая нервная система и так далее. Самые распространенные связаны с последствиями инсульта, но есть много других очень редких заболеваний, которые можно вылечить и поставить на ноги человека.

Фото: Фото Олега Каргаполова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления