Хирурги Челябинской детской областной больницы прооперировали школьника, которому в жуткой аварии буквально разорвало на две части позвоночник. Почти год врачи боролись сначала за жизнь ребёнка, потом — за его возможность хотя бы сидеть. Сейчас 10-летний Максим Вариков делает первые шаги в специальных опорах для ног и мечтает снова встать на коньки.
Чудовищная авария произошла 3 января в Свердловской области. Максима с младшей сестрёнкой забрали бабушка с дедушкой погостить на новогодние каникулы. Из посёлка Октябрьский они ехали в соседний регион, но на дороге Екатеринбург — Серов пожилой водитель не справился с управлением.
— Из-за погодных условий машину выбросило на встречку, и произошло лобовое столкновение. Бабушка, дедушка и дочка как-то в течение месяца восстановились. Дочь сидела в детском кресле, и у неё просто были синяки, а Максим пострадал очень сильно, — вспоминает мама мальчика Татьяна Варикова. — Он сидел на заднем сиденье, был пристёгнут, но весь удар на него пришёлся.
Благодаря ремню Максим остался жив, но получил очень серьёзные травмы, в том числе от самого ремня безопасности, который перерезал кишечник. Позвоночник в поясничном отделе от удара разорвало пополам, была тяжёлая травма головы.
В Екатеринбург Максима доставили на вертолёте в крайне тяжёлом состоянии. В детской горбольнице № 9 ему сделали три операции на внутренних органах, чтобы спасти жизнь.
— В первые дни врачи нам просто говорили: «Молитесь!», потому что состояние было очень тяжёлое. В течение двух-трёх недель нам говорили: «Стабильно плохое, стабильно плохое. Просто ждите, в любой момент…» — на полуслове замолкает Татьяна, стараясь справиться с нахлынувшими эмоциями.
Две недели Максим провёл в коме, но врачи сделали всё, чтобы стабилизировать сложного пациента. Только через полтора месяца, его выписали домой с рекомендациями о дальнейшем лечении в Челябинске. Мальчик был в сознании, всё помнил и понимал, но оставался обездвижен, поэтому родители сразу повезли его в областную детскую больницу.
— Просто огромная благодарность Герману Юрьевичу (Сафронову, главному нейрохирургу Минздрава Челябинской области. — Прим. ред.). Он когда увидел эпикризы, не задумываясь положил нас, — говорит мама мальчика.
В Челябинске нейрохирурги собрали разорванные части позвоночника специальной конструкцией из титанового сплава.
— Позвоночник на уровне второго поясничного позвонка просто разорвало на две части — были сломаны и передние структуры позвоночника, и задние, все суставы. В момент травмы у ребёнка пострадал спинной мозг, он получил так называемое тракционное повреждение, когда спинной мозг из-за перегибания перерастягивается, внутри мозга нарушаются связи между клетками, но визуально он остаётся целым, — объясняет Герман Сафронов. — Мы консультировались с несколькими федеральными центрами, и было принято решение произвести декомпрессию спинного мозга, потому что на него давили осколки. После этого провели стабилизирующую операцию на позвоночнике — зафиксировали его на нескольких уровнях металлической конструкцией из специального титанового сплава, таким образом, собрали позвоночник, и теперь он имеет жёсткость. За счёт этого ребёнка можно садить и ставить на ноги.
После этой операции и лечения в отделении нейрохирургии начался сложнейший период реабилитации.
— На первую реабилитацию нас перевели прямо из отделения, тогда мы здесь провели 38 дней. Из лежачего положения мы встали, — рассказывает Татьяна. — Сначала сидеть учились. Всё очень постепенно, потому что у него голова кружилась, даже когда просто голову поворачивал. Когда мы поступили, Максим простую палочку деревянную еле-еле поднимал, у него аж руки дрожали — настолько был слабым. Весил килограммов 18, очень сильно похудел в реанимации. Но здесь он встал на ножки. Когда мы вернулись домой, купили вертикализатор и по несколько минуток стояли.
Татьяна понимала, что останавливаться нельзя, поэтому начала писать в федеральные центры, проситься на дальнейшую реабилитацию. Вскоре по направлению невролога Максима пригласили в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии имени Рошаля. Там школьника научили быть более самостоятельным, например без посторонней помощи пересаживаться в инвалидную коляску. А ещё в Москве пациенту посоветовали специальные опоры для ходьбы, в них он смог сделать первые после аварии шаги.
Сейчас у Максима завершился третий курс реабилитации в областной детской больнице. Мальчик лихо управляется с инвалидной коляской и добросовестно выполняет все упражнения, рекомендованные врачами, потому что поставил себе цель и не намерен останавливаться.
— Я хочу ходить, — говорит Максим.
— А что тебе больше всего хочется сделать, когда научишься ходить? — спрашиваем мы.
— Хочу на роликах прокатиться, если будет лето, а если зима — на коньках, — отвечает школьник.
— Максим — настоящий боец, — признаётся заведующая отделением реабилитации Челябинской областной детской больницы Алла Галимзянова. — За несколько месяцев реабилитации он стал активнее, научился ходить в приспособлениях, активно пользуется руками, это важно, потому что когда ребёнок не пользуется ножками, мы делаем упор на укрепление плечевого пояса. С ним здесь работает мультидисциплинарная бригада, в которую входят не только врачи, медсёстры, инструкторы ЛФК, но и мама — это основа, потому что когда мама не в команде, такого эффективного результата мы не получим. Несмотря на тяжесть ситуации, она позитивно смотрит в будущее и верит. Это главное.
Татьяна признаётся, она очень благодарна врачам, которые помогали и продолжают помогать Максиму вернуться к нормальной жизни.
— Мы постоянно держим связь с докторами из Екатеринбурга, Челябинска и Москвы, — говорит она. — Все они продолжают сопровождать нас, интересуются успехами сына, поддерживают советом — для нас это очень важно.
В прошлом году врачи детской областной больницы смогли выходить другого почти безнадёжного пациента — 11-летнего мальчика, упавшего с крыши девятиэтажки. Результаты, которых удалось добиться в восстановлении ребёнка, просто поражают. Подробности — в нашем материале.
Хотите поделиться своей историей реабилитации после тяжёлой травмы или первоклассной работой челябинских врачей? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.