Из-за несовпадения адреса проживания и прописки молодого мужчину отказались принимать в поликлинике. Подробности этой истории и комментарии специалистов о том, как прикрепиться к поликлинике по фактическому месту жительства, — в нашем материале.
На 74.RU обратилась мама заболевшего 23-летнего челябинца.
— Во вторник, 3 ноября, у сына поднялась температура до 39, нос заложен, не чувствует запахи и горло красное. Живет он на Чичерина, на Северо-Западе, в квартире бабушки, а прописан на Румянцева, в Металлургическом районе, — объяснила женщина. — Когда он заболел, я ему сказала идти в свою поликлинику, потому что не имеют права не принять без прописки. Он относится к «Полимедике», поликлиника находится возле него, но в итоге ему сказали: «Мы вас не примем, поликлиника переполнена. Отправляйтесь в свою поликлинику на Румянцева».
Но и на ЧМЗ попасть на прием к врачу молодому человеку не удалось.
— Он вызвал такси, приехал в поликлинику, время было где-то 11:30. Но талон нулевой ему не дали, сказали, что в связи с эпидемией талонов нет, посоветовали ехать домой и вызывать неотложную помощь, — утверждает челябинка.
Неотложку заболевший ждал почти двое суток — тоже безрезультатно.
— Я сама ему вызвала неотложку через скорую, там сказали, что передали вызов на «Полимедику». Но ни во вторник, ни в среду врач так и не приехал. В четверг звоню в поликлинику, спрашиваю, был ли вызов? Они говорят: «Нет». Звоню на скорую, там сказали, что факт передачи вызова в неотложную помощь есть. Звоню опять в «Полимедику», они отвечают: «Парень молодой, мы только к стареньким ездим. Ну и что, что температура 38, пусть приходит на прием». Я говорю: «Хорошо, он придет, но вы же его снова развернете». В итоге оператор созвонилась с менеджерами, они говорят: «Пусть едет на Румянцева, там не имеют права не принять». «Но у него же температура!» — возразила я. «Мы вас не примем!» — был ответ. И вот куда бежать, я ведь понимаю, что скорая на температуру не приедет.
В итоге температурящий Андрей 5 ноября все-таки поехал на ЧМЗ, отстоял несколько часов в очереди в поликлинику по прописке, но когда попал к терапевту, врач сказала, что не может открыть ему больничный задним числом без подтверждения того, что он 3 ноября обращался за помощью. После приема молодому человеку пришлось поехать в архив службы скорой помощи, чтобы заказать справку о вызове неотложки, готовится такая бумага пять дней, так что перед закрытием больничного пациенту снова придется проехать на скорую, а потом в поликлинику на другой конец города.
Эта история кажется дикой, ведь как-то же получают помощь люди, уехавшие в отпуск или командировку в другие города? Но «Полимедика» оказалась непреклонна, причиной руководство называет «перенаселение» поликлиники.
— Мы оказываем медицинскую помощь по территориально-участковому принципу, он заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания на определенной территории, — прокомментировала главный врач поликлиники «Полимедика» Лариса Березюк. — В целях обеспечения права гражданина на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан. На сегодняшний день рекомендуемая численность прикрепленного населения на каждом врачебном участке в поликлинике «Полимедика» превышает нормативную численность взрослого населения в возрасте 18 лет и старше. Данный пациент по месту регистрации постоянного местопребывания не относится к территории обслуживания нашей поликлиники, что создаст сложности при обслуживании участковым терапевтом, учитывая переполненность участка. Согласно данным страховой организации, выдавшей полис ОМС, пациент имеет прикрепление к ГКБ №6, поэтому медицинскую помощь должен получать в этой медицинской организации. Предусмотренная законом возможность выбора врача и медицинской организации может быть объективно ограничена, в том числе в силу территориального местоположения, загруженности медицинского учреждения. Указанные обстоятельства, влияющие на качество и принципиальную возможность оказания гражданам надлежащей медицинской помощи, подлежат обязательному учету при разрешении вопроса о возможности выбора гражданином конкретного медицинского учреждения. В противном случае, в отсутствие у медицинского учреждения объективной возможности для обслуживания всех выбравших его лиц, возникла бы угроза оказания гражданам медицинских услуг ненадлежащего качества.
Другими словами, в «Полимедике» не стали учитывать фактическое место проживания пациента и отправили по прописке, а если бы прописка была в другом городе или регионе?
Всем, кто столкнулся с подобным отказом, в Фонде обязательного медстрахования Челябинской области советуют сразу звонить по телефону круглосуточного контакт-центра 8 800 300–10–03.
Чтобы не допустить подобных проблем в экстренной ситуации, в фонде советуют заранее подумать о прикреплении к поликлинике, если вы недавно переехали. Сделать это можно двумя способами. Первый — самостоятельно обратиться в поликлинику.
— Для прикрепления необходимо обратиться в выбранную медицинскую организацию с полисом ОМС, паспортом (для детей до 14 лет — свидетельством о рождении). Если прикрепить необходимо ребенка, то нужен будет паспорт законного представителя и документ, подтверждающий смену места жительства. Но последний пункт касается только случаев смены поликлиники чаще, чем раз в год по причине изменения места жительства, — объяснили в пресс-службе фонда. — Медицинской организации отводится четыре рабочих дня на проверку указанных гражданином сведений и прикрепление. Открепление от прежней поликлиники происходит автоматически. Если в структуре городской поликлиники, к которой гражданин планирует прикрепиться, нет отделения стоматологии и женской консультации, к ним необходимо прикрепиться отдельно.
Второй вариант проще, можно обратиться в страховую компанию и написать заявление о смене места проживания — кстати, по закону сделать это необходимо в течение месяца после переезда.
— Соответствующая информация будет внесена в регистр застрахованных лиц и автоматически гражданин будет учтен за той медицинской организацией, в зону обслуживания которой входит указанный адрес. Это избавит гражданина от самостоятельного обращения в медицинскую организацию по новому месту жительства с целью прикрепления, — уточнили в региональном ФОМСе.
А еще по закону каждый имеет право раз в год поменять свою поликлинику, и для этого не нужно веских причин, достаточно желания человека.
— При этом гражданин может выбрать любую медицинскую организацию из числа включенных в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Такие реестры всегда размещаются в открытом доступе на сайтах страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС. В случае изменения места жительства или места пребывания гражданина он может прикрепляться к новой поликлинике не чаще, чем раз в год, — сказали в фонде.
В ФОМС Челябинской области также напомнили, что жители России имеют право на медицинскую помощь по базовой программе ОМС на всей территории страны.
— Отказ в оказании медицинской помощи иногородним жителям при наличии паспорта и полиса является неправомерным. Для оказания экстренной медицинской помощи предъявления полиса ОМС не требуется, — напомнили в фонде. — Если гражданин работает или длительное время проживает не по месту постоянной регистрации, он имеет право прикрепиться к поликлинике по месту временного пребывания. Отказ в прикреплении из-за отсутствия регистрации по месту временного пребывания при наличии необходимых документов также является неправомерным.
Кстати, это не первый случай, когда неотложка «Полимедики» отказалась ехать к больному, потому что он «не пенсионер и не беременная».
А к пожилой воспитательнице отказались отправлять медсестру из «Полимедики», чтобы проставить антибиотики в уколах, назначенные после компьютерной томографии.
Городскую больницу № 8 Челябинска на неделе обвинили в отказе принимать пенсионеров. Странное объявление, размещенное у входа в поликлинику, прислали 74.RU жители Северо-Востока. Там было написано: «Пациенты старше 65 лет в поликлинике не обслуживаются». Но в самой больнице заверили, что в помощи никому не отказывают, наоборот, заботятся о пенсионерах.