На сегодняшний день жилье - наиболее выгодная форма вложения средств. Купить квартиру с целью ее дальнейшей перепродажи хотят все больше челябинцев. Однако местные застройщики пока не готовы полностью удовлетворять возросшие потребности потенциальных покупателей. К таким выводам пришли специалисты корпорации «СТРАТУМ», проведя в декабре прошлого года исследование рынка жилой недвижимости Челябинска.
«По нашим данным, жилье сегодня рассматривается как основной инвестиционный инструмент, среди тех, чьи доходы позволяют удовлетворять базовые потребности и делать какие-то накопления, - сказал заместитель директора по маркетингу корпорации «СТРАТУМ» Сергей Казаков. - Цены на жилую недвижимость растут быстрее инфляции. Их прирост составляет от 20 до 40 процентов в год».
И такая тенденция, по мнению специалистов компании «СТРАТУМ», сохранится. Если развитие экономики области будет идти с положительной динамикой, то при отсутствии доступных инструментов вложения средств люди будут продолжать вкладывать деньги в частные дома и квартиры. Кроме того, спрос на жилье может стимулировать система ипотечного кредитования, если заработает в полную силу. Аналитики не исключают, что в условиях дефицита, возрастающий спрос будет поддерживать высокие темпы роста цен.
Исследователи рынка недвижимости прогнозируют появление в Челябинске принципиально нового типа жилья: среднего между массовой застройкой и кирпичным квазиэлитным жильем. Специалисты констатируют тот факт, что на сегодняшний день местные строители не готовы удовлетворить количественный и качественный спрос на жилье. Ввод в строй нового жилья идет крайне медленно, а построенные квартиры не всегда отвечают возросшим требованиям потребителя. Исследователи говорят о наметившейся смене приоритетов у покупателей квартир.
Изучение рынка, проведенное корпорацией «СТРАТУМ», показывает, что в последнее время растет число покупателей недвижимости с так называемым инвестиционно-имиджевым типом поведения. Это люди преимущественно в возрасте до 35 лет, руководители и собственники с достаточно высоким уровнем дохода. Их интерес к жилплощади тем выше, чем больше её стоимость в долгосрочной перспективе. И хотя представители этого типа еще не готовы к элитным квартирам, их уже интересует не только стандартное жилье. Они претендуют на некий принципиально лучший уровень комфортности проживания, который местные застройщики пока не предоставляют.
«В этой ситуации рынок может развиваться в двух направлениях, - прогнозирует Сергей Казаков. - Либо ипотека и долгосрочное жилищное кредитование сделают квазиэлитные квартиры в кирпичных домах доступными для зарождающегося среднего класса, либо застройщики придут в этот сегмент, начав строить жилье, отвечающее существенно изменившимся требованиям потребителей».
Первые шаги в этом направлении уже сделали фирмы, начавшие возводить так называемые автономные жилые комплексы. Конкуренция, которая, как ожидается, будет возрастать в этом сегменте, приведет к тому, что разнообразных форматов проживания в Челябинске станет больше.
Типы потребительского поведения на рынке недвижимости
Экономичный 16.5%
Определяющий фактор - экономичность жилья с точки зрения приобретения и дальнейшей эксплуатации.
Инвестиционно-имиджевый тип 18.3%
Покупают жилую недвижимость, исходя из ее ликвидности. Определяющей является стоимость жилья в долгосрочной перспективе.
Безопасность 14.2%
При покупке жилья первична физическая и экологическая безопасность всех членов семьи.
Гламурная тусовка 13.0%
У представителей этого типа ярко выражена потребность в окружении людей, равных себе. Наиболее капризный и обеспеченный тип.
Городская деревня 14.3%
Люди этого типа на первое место ставят близость к родственникам, друзьям, комфортный дружеский социум. В отличие от активных, пафосных представителей «гламурной тусовки», этим людям важен семейный комфорт, дружеское окружение.
Трудоголики 14.5%
Покупая жилье, в первую очередь, оценивают его близость к работе.