Недавнее наводнение на юге Челябинской области еще раз напомнило, что в страховании имущества все же есть смысл. Однако пока страховщики ждут наплыва клиентов, южноуральцы до сих пор считают, что дважды в одну воронку снаряд не падает и перестраховываться нет смысла. Чего боятся южноуральцы, как страховщикам помог метеорит и с какой суммой готовы расстаться страхователи, выяснял сайт DomChel.ru.
Береженого страховка бережет?
Страхование недвижимости в понимании наших граждан по-прежнему остается делом второстепенным. По устоявшемуся мнению, к нему прибегают либо очень обеспеченные люди, либо параноики. «Я не отношу себя к параноикам, просто считаю, что неглупо лишний раз перестраховаться, – рассуждает челябинка Инна. – Уже семь лет страхую свою недвижимость: дачу и квартиру».
По словам женщины, мотивом для страхования послужил дорогой ремонт, который семья сделала в квартире. Оценив потраченные силы и средства, Инна решила застраховаться по кругу. «Я взяла страховку на случай, если сама буду виновата, например затоплю кого-нибудь, и если стану жертвой соседской халатности», – уточняет собеседница. И, по ее словам, страховка уже себя оправдала. «Пару лет назад соседи над нами устроили пожар. И пожарным пришлось хорошо полить их квартиру, чтобы потушить огонь. В итоге одна из наших комнат была основательно подтоплена, – рассказала она. – Но поскольку мы были застрахованы, страховая компания выплатила нам 10 тысяч рублей за ущерб. Эта сумма была гораздо больше суммы ремонта стены, который мы потом сделали. Не знаю, что было бы, если бы страховки не было. Выбить какие-то суммы у соседей вряд ли бы удалось, они даже не извинились». И дача, по мнению Инны, нуждается в не меньшей защите. «В садах процветает мародерство, поэтому дачу, где у нас находится дом и баня, я также обязательно страхую», – резюмирует она.
От беды и от сумы
Однако не все челябинцы считают, что страхование недвижимости – дело первой важности. «У меня лишних денег нет, чтобы страховаться, – парирует челябинец Александр. – Я бы рад застраховать дом от наводнения, но я лучше эти деньги на новые окна потрачу».
Нежелание людей обезопасить имущество страховщики связывают как с общей культурой, так и с недостатком средств. «Я думаю, неохота, с которой люди страхуют свое имущество, связана с менталитетом и, конечно, с невысокими доходами, – подсчитал директор управления маркетинга филиала ООО «Росгосстрах» по Челябинской области Михаил Юрин. – У нас привыкли надеяться на авось и экономить. В соседней Башкирии, например, культура страхования развита куда больше».
Тем не менее специалисты не исключают, что ситуация на юге области может подтолкнуть челябинцев к более активному страхованию имущества и недвижимости в частности, но пока всплеска спроса не произошло. «Думаю, жителям пострадавших населенных пунктов пока не до страхования имущества, им бы сейчас дома спасти, – высказал мнение директор челябинского филиала страховой группы «СОГАЗ» Владимир Леонов. – Но, возможно, позже люди захотят застраховаться». В целом специалисты отмечают, что природные катаклизмы и необычные явления, как то метеорит, все же не приводят к наплыву клиентов. «Многие считают, что с ними такое не случится, или надеются на поддержку государства», – отмечает Михаил Юрин.
Да и далеко не у всех есть недвижимость, которую в случае ЧС стали бы оплакивать. «Конечно, если есть дача из дерева за 20 млн рублей, тут стоило бы задуматься о ее сохранности. Но и тут не всегда человек согласен выложить сумму за страховку», – отметил Владимир Леонов.
В ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» посчитали, что на сумму менее полутора миллионов рублей, по состоянию на середину 2013 года, была застрахована 21 тысяча жилых домов, коттеджей и дач. Тогда как на сумму более 5 млн рублей – в пределах одной тысячи.
Тем не менее есть клиенты, которые предпочитают десять раз перекреститься, нежели потом утирать слезы. «У нас есть постоянный клиент, который уже четыре года подряд страхует свою недвижимость на 86 миллионов рублей. Он застраховал имущество по полному пакету рисков, защитив само строение (трехэтажный дом с цоколем, площадью более 1200 квадратных метров, оранжерею, баню), внутреннюю отделку, инженерное оборудование, домашнее имущество, в том числе мебель, всю бытовую технику, теннисный и бильярдный столы», – рассказал Михаил Юрин.
Порой клиенты хотят обезопасить себя по всем направлениям. «После падения метеорита у нас спрашивали, страхуем ли мы от таких явлений, – отметил начальник отдела маркетинга ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» Александр Ромашов. – В связи с этим в новых программах страхования мы изменили формулировку риска «взрыв», связав его не только с авариями систем газоснабжения и т. п., а расширив ее до взрыва по любой причине».
Кто и что страхует
Главными в перечне страхуемых объектов недвижимость у южноуральцев остаются индивидуальные жилые дома, дачи и квартиры. Причем соотношения страхования этого имущества – 50 на 50. «Скорее, тут действуют сезонные предпочтения, – уточняет Владимир Леонов. – Зимой чаще страхуют квартиры, летом – дачи. Спад наблюдается ежегодно только в первом квартале в силу затрат на празднование Нового года. Также актуально сезонное страхование, прежде всего для горнозаводских районов, где традиционны паводки и наводнения».
«Довольно часто страхуют дачные домики, жилые дома, – отмечает Михаил Юрин. – В домах страхуют само строение, внутреннюю отделку и инженерное оборудование, в квартирах – внутреннюю отделку и ответственность перед третьими лицами».
И в регионе уже сформировался портрет страхователя. Так, по наблюдениям Владимира Леонова, клиенты страховой компании делятся на несколько категорий. «Главная группа – это лица, которые берут кредит под залог недвижимости. И естественно, ее в этом случае нужно застраховать, – отмечает эксперт. – Вторая по численности группа – люди среднего класса со средними доходами. Они всего добились своим трудом и не хотят по чьей-либо вине это потерять. Еще одна категория, которая достаточно широко страхует недвижимость, – это пенсионеры. В советские годы и 90-е они научились не доверять никому, кроме себя, и, видимо, еще возраст заставляет беспокоиться. Они стараются перестраховаться».