Копейчанин Станислав Ческидов с семьей провел новогодние каникулы на черноморском побережье, залитом мазутом после крушения двух танкеров в Керченском проливе. Вместе с супругой и дочерью они неделю помогали ловить и отмывать птиц, у которых без помощи людей просто нет шансов на спасение. Что сейчас происходит на месте ЧП, и как обычные люди пытаются минимизировать последствия масштабной экологической катастрофы, Станислав поделился с 74.RU.
Тысячи тонн мазута вылились в Черное море в середине декабря, когда в Керченском проливе затонули два танкера «Волгонефть». Сейчас мазут собирают с пляжей волонтеры, они же отмывают пострадавших птиц.
«Птицы были полностью с ног до головы в мазуте»
Идея поехать в Анапу пришла Станиславу в конце декабря, когда стала появляться информация о том, что на побережье не хватает рук. Сам он по профессии парикмахер, но решил, что его руки должны пригодиться. Поделился мыслями с дочерью и супругой, они поддержали. 28 декабря Ческидовы выехали из дома на машине, забрав с собой попутчиков — женщину-зоолога с сыном-подростком. Изначально планировали высадить попутчиков в Витязево, где спасают птиц, и ехать до станицы Благовещенской, собирать мазут с побережья.
— Привозим их в Витязево, ее [зоолога] там с руками-ногами отрывают, потому что не хватает тех, кто умеет работать с птицей. «А вы как?» — спрашивают у нас. Мы сказали, что тоже готовы помогать. 30-го в ночь начали работать на птице, потому ночью людей не хватает больше всего, — говорит Станислав. — И мы попадаем в самый замес, когда начинают спасать больше всего птиц. Начинается шторм, много птиц выбрасывает на берег, за сутки по 400−600 штук, коробки просто некуда было ставить, был такой завал.
Волонтеров из Копейска сначала отправили отмывать птиц. Под штаб для спасения пернатых местный предприниматель отдал свою автомойку, помещение поделили на несколько зон, потому что помощь птицам оказывается поэтапно.
— Птицы были полностью с ног до головы в этом мазуте, — вспоминает наш собеседник. — Приносят их обычные люди. Первичный прием ведется в боксе, где птичкам чистят клювы от мазута, отпаивают «Полисорбом», потом клюв заклеивают, чтобы они сами себя не чистили больше, и несут на мойку. Там сначала в тазик набирают крахмал, садят туда птицу, чтобы этот крахмал абсорбировал жир, а потом отмывают в теплой воде с «Фейри». После этого птицу передают в чистый бокс, где ей занимаются орнитологи, зоологи, ветеринары. Они их отпаивают, прямо в горло суют длиннющие катетеры, берут анализы, оказывают другую помощь, если, например, сломано крыло.
«Четыре ночи не спали»
По словам Станислава, все расходники и лекарства в штаб приносят неравнодушные люди, как и защитные костюмы, обувь, респираторы, еду — все что необходимо волонтерам, предоставляют даже жилье. А чего не хватает, так это людей.
— Мы четыре ночи не спали, работали с восьми вечера до утра. С нами еще друг поехал, он в первый день часа три стоял один на воде. Представьте, в боксе пять столов, на которых стоят по два тазика, на каждый тазик по два человека — один птичку держит, другой — моет. Вода должна быть в районе 40 градусов. И вот у тебя 10 тазиков, в которых моют птиц без остановки, расход воды безумный. И он там один был, пока я не прибежал, — говорит копейчанин.
В таком же сумасшедшем ритме прошла новогодняя ночь.
— Я снимал видео — бьют куранты, с одной стороны пьют шампанское, а на мойке люди моют птиц. То есть даже в новогоднюю ночь не останавливалась ни на минуту вся эта работа, — вспоминает Станислав.
Несколько дней копейчане помогали на мойке, а когда после Нового года волонтеров прибавилось, стали ловить пернатых.
— Их там сотни. От этой птицы, если вы когда-то стояли рядом с тепловозом, вот от нее прет этим запахом. И она задыхается от этих паров, — рассказывает наш собеседник. — Поэтому ловили вчетвером: мы вдвоем на птицу идем, а девчонки собирают в этот момент коробку. Коробку нужно собрать и наделать отверстий, чтобы была вентиляция. Поймали и как можно скорее нужно передать на мойку.
Чистых птиц волонтеры отвозили на специально развернутые базы, в так называемые птичьи питомники.
— Один из местных чиновников отдал под базу большую столовую, в ход идут огромные теплицы и ангары. Птиц там кормят, держат в тепле, потому что «Фейри» снимает с перьев весь жир, если их сейчас выпустить, они погибнут от переохлаждения, — объясняет Станислав. — Говорят, от трех до шести месяцев они должны будут теперь в реабилитационных центрах находиться.
Поздно вечером 6 января семья вернулась в родной Копейск, но Станислав признается, такие новогодние каникулы останутся в памяти надолго.
Почитайте истории других волонтеров, которые помогают устранять последствия экологической катастрофы в Черном море. Дарья из Тюмени поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас. Психолог из Москвы Ольга Бондарь тоже отметила Новый год, отмывая от мазута птиц на побережье. Она рассказала, как присоединилась к волонтерам.