Жители Челябинской области постепенно привыкают к стилю работы временно исполняющего обязанности губернатора Бориса Дубровского. Первые шаги магнитогорца на новом посту говорят о том, что ему долго вникать в проблемы региона не придется. О том, какие вопросы должен решить назначенец, чтобы завоевать доверие южноуральцев и за полгода до выборов губернатора поднять свой рейтинг практически с нуля, – в материале Chelyabinsk.ru.
Погрозить металлургам
Первые публичные выступления Бориса Дубровского четко показали – он как выходец из металлургической отрасли уделит самое пристальное внимание проблемам промышленности. Слова о том, что Южный Урал исторически был производственным краем, и первый визит Дубровского в Златоуст к уволенным сотрудникам местного металлургического завода только подтвердили эту мысль.
По словам эколога Михаила Пищулина, неслучайно сразу же после встречи с врио губернатора сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов распорядился создать карту озеленения города. Эти сигналы могут говорить о том, что Дубровскому небезразличны экологические проблемы.
Сити-менеджер Челябинска С. Давыдов распорядился подготовить программу озеленения города к середине февраля. По задумке градоначальника, вдоль дорог будут сажать взрослые деревья. Такое поручение он дал своим подчиненным после встречи с Б. Дубровским.
«Как-то неожиданно власти открыли для себя истину, что озеленять город надо не молодыми и еще не окрепшими саженцами, которые практически обречены на гибель, а взрослыми деревьями, – отметил Михаил Пищулин. – Есть надежда, что в этом плане что-то изменится. Опасения, что Дубровский как металлург будет защищать наши предприятия, есть. В то же время он как человек, изнутри знающий эту отрасль, должен понимать и видеть, какие последствия для экологии она несет».
Увольнение министра экологической и радиационной безопасности региона Александра Галичина многие восприняли как еще один сигнал к тому, что Борис Дубровский намерен досконально вникнуть в проблематику природоохранной деятельности. Обсуждение этой темы продолжилось на встрече врио губернатора с крупными промышленниками Южного Урала.
А. Галичин проработал на посту министра минэкологии Челябинской области четыре года – с июня 2010 по январь 2014. После смены власти в регионе его место в кабинете министров занял Е. Ковальчук, ранее возглавлявший областной минпром.
Как рассказал депутат Госдумы Валерий Гартунг, присутствовавший на встрече, глава региона дал ясно понять, что будет следить за экологической повесткой без каких-либо преференций для тех или иных групп влияния.
«Нам было сказано, что Дубровский будет защищать жителей области от возможных негативных последствий работы промышленных предприятий, – подчеркнул Валерий Гартунг. – На мой взгляд, эти опасения неоправданны, по крайней мере серьезной почвы под ними я не вижу. По опыту многолетнего сотрудничества могу сказать, что Борис Александрович всегда принимал верные, взвешенные и рациональные решения. Теперь он как врио губернатора будет отвечать не только за социальную и экономическую сферу, но и за экологическую. В конечном счете его будут оценивать за показатели заболеваемости, смертности и качества здравоохранения. Он как металлург не понаслышке знает о необходимости экологического контроля. В этой теме ему лапшу на уши не навесишь».
Разобраться с «наследством Юревича»
В наследство Борису Дубровскому от экс-главы региона Михаила Юревича достался бюджет с дефицитом в 12,4 миллиарда рублей и кредиты, которыми планировалось закрыть часть затрат. Важное заявление на эту тему новый руководитель региона сделал 30 января, на первой встрече с депутатами Законодательного собрания Челябинской области. Как признался врио губернатора, его эти цифры не устраивают, а сокращать дефицит бюджета постоянным открытием кредитных линий – ошибочный путь. Альтернативные варианты поиска средств он пообещал представить в ближайшее время.
«Активно занимаемся вопросом по бюджету области, – обратился к парламентариям Борис Дубровский. – Необходимо сократить затраты в 13-14 миллиардов рублей. Я не считаю верным закрывать расходы только ростом кредитов. Это неправильное направление».
Доходы регионального бюджета в 2014 г. составят 98,99 млрд рублей, в 2015 – 104,4 млрд. Расходы в 2014 запланированы на уровне 111,3 млрд, в 2015 – 118,2 млрд. Дефицит бюджета в 2014 ожидается в 12,3 млрд, в 2015 – 13,8 млрд, а в 2016 году – 15,3 млрд.
Как подчеркнул директор челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Сергей Зырянов, тактика достижения политического успеха зависит от целого ряда отдельных факторов.
«Региональному социуму должна быть предложена четкая и понятная среднесрочная (на три года – пять лет) стратегия, открывающая возможность достижения реальных результатов не в счастливом будущем, а сегодня и завтра, – объяснил политолог. – Реализация стратегии должна сопровождаться сильными («хлеб – народу») и очень понятными и привлекательными девизами-лозунгами. Экономика региона в ближайшие год-два должна продемонстрировать конкретные результаты, имеющие как экономический, так и социальный эффект, и не только в металлургии и машиностроении, но и в агропромышленном комплексе, легкой промышленности, сфере услуг».
Вернуть автовокзал в «Синегорье»
Частично этот пункт уже выполнен – на «Синегорье» появится автобусная станция, которая разгрузит часть потоков с ДС «Юность». Это было сделано без видимого участия Бориса Дубровского, но по странному стечению обстоятельств ожидаемое многими жителями области решение появилось именно после увольнения Михаила Юревича.
Показательно, что представители челябинской оппозиции в первом обращении к Борису Дубровскому в числе своих главных требований обозначили проблему деградации общественного транспорта и неудобств, возникших после закрытия Южного автовокзала.
Новость о возвращении автобусной станции на «Синегорье» следует рассматривать как выражение совместных интересов Бориса Дубровского и Сергея Давыдова, считает политолог Александр Мельников. На первой рабочей встрече врио губернатора и главы областного центра было объявлено, что они будут работать синхронно. Поэтому накануне сентябрьских выборов им было выгодно подать такой сигнал населению. Это решение, формально принятое Сергеем Давыдовым, можно рассматривать как попытку повышения рейтинга Дубровского перед выборами.
«Человек пришел из Магнитогорска, и в этом смысле было очень удачно показать, что он знает о проблемах населения. Мало какое из решений челябинских властей вызвало такое недоумение и неоднозначную реакцию, как перенос автовокзала», – подытожил Александр Мельников.
По мнению политолога Алексея Ширинкина, перенос автовокзала вряд ли был попыткой искусственного повышения рейтинга Бориса Дубровского. Это, скорее, символизирует попытку ухода от давних конфликтов. Как бы ни обосновывали чиновники эту затею, убедить людей в том, что она не связана с противостоянием между известным челябинским бизнесменом Артуром Никитиным, владеющим торговым комплексом «Синегорье», и Михаилом Юревичем, до конца не удалось.
Станцию на «Синегорье» откроет компания ООО «Автобусный парк». Директор фирмы Станислав Новичихин заявил, что посадка и высадка пассажиров будет производиться там же, где это происходило раньше, – на перронах. Зал ожидания площадью около 500 кв. м и три кассы разместятся в цокольном этаже комплекса.
«Тема политической ангажированности в этом вопросе действительно присутствовала, но мне видится, что главную роль здесь сыграла транспортная логистика – эффективность и удобство для пассажиров, – полагает Алексей Ширинкин. – Я слышал много разных мнений, кому-то нравится автовокзал в «Синегорье», кому-то – в «Юности». Многие уже привыкли к новому месту, поэтому сейчас, когда опять возникнут неудобства из-за организационных моментов, может вновь появиться недовольство».
Решить судьбу метрополитена
На одном из первых заседаний комитетов Заксобрания региона в наступившем году депутаты бурно пытались решить головоломку: что делать с челябинским метро? Ответ найден не был в том числе и потому, что свою позицию в отношении южноуральской «стройки века» Борис Дубровский обозначить не успел. На посту временно исполняющего обязанности губернатора однозначно заявлять о приостановлении всех работ рискованно, но если он все же претендует на вакантное кресло главы региона, то рано или поздно решить этот ребус Дубровскому придется.
Предложение законсервировать метрополитен прозвучало 22 января на заседании комитета ЗСО по строительной политике. Причина – нехватка средств на его достраивание. По подсчетам Челябметротрансстроя, на это понадобятся еще 75 млрд руб. и 10 лет. Однако у региона нет таких средств, тогда как федеральное правительство прекратило финансирование проекта еще в 2009 г.
«Самое интересное в том, что особой заинтересованности в скорейшем окончании строительства нет ни у кого – ни у города, ни у региона, ни у федералов, – написал в своем блоге челябинский правозащитник Алексей Табалов. – Ведь все получают от щедрого пирога свой лакомый кусок и все хотят продолжать получать его дальше. В таких условиях зачем форсировать строительство? Более того, его можно растягивать до бесконечности. Вот областные депутаты говорят, что на дальнейшее строительство денег нет, и предлагают метро законсервировать. При этом тут же признаются, что консервация обходится не дешевле строительства».
Коммерческая сторона вопроса вокруг темы строительства челябинской подземки преобладает над политической, считает генеральный директор некоммерческого партнерства СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» Юрий Десятков. Во время объезда Челябинска Борис Дубровский подробно познакомился с транспортной ситуацией в городе, но выводов по будущему метрополитена еще не озвучивал, за консультациями к специалистам в этой теме пока не обращался.
«Мое твердое убеждение – бросать стройку нельзя. В свое время мы поступили неправильно, хлопнув дверью перед носом федералов и отказавшись от финансовой помощи из центра. Видимо, теперь придется исправлять ошибки, вставать на колени и просить средства обратно. Если строительство бросим и решим законсервировать метро, денег на это не хватит», – подводит итог Юрий Десятков.
Рационализировать закупки
Львиная доля критики в период правления Михаила Юревича касалась темы госзакупок: начиная с дорогостоящего вертолета, приобретенного для экстренных выездов главы региона и тушения пожаров, и заканчивая аукционом на поставку цветочной продукции. Увольнение Юревича ставили себе в заслугу и прокремлевский Общероссийский народный фронт, и оппозиционер Алексей Навальный, по расчетам которого, за вертолет и охрану губернатора из бюджета Челябинской области было выделено 553 миллиона рублей.
Через два месяца после проведения аукциона на поставку в лизинг двух люксовых иномарок BMW 740Li xDrive за 13,2 млн руб. с поста начальника ГУМРа по собственному желанию ушел М. Дунаев. Позже премьер С. Комяков объяснил, что аукцион «стал недоразумением», поэтому его пришлось отменить.
Согласно первому социологическому исследованию, проведенному РАНХиГС после отставки М. Юревича, для половины горожан его увольнение было неожиданным. При этом в высокую вероятность избрания на вакантную должность главы региона Б. Дубровского верят 64,7% респондентов, участвовавших в телефонном опросе.
Эти скандалы показали, что неоднозначные закупки будут отражаться на рейтинге губернатора, даже если в срочном порядке увольнять чиновников, ответственных за размещение заказов, и отменять уже опубликованные аукционы. По словам Сергея Зырянова, именно жесткий, личный контроль над закупками в условиях дефицита бюджета может позволить Дубровскому рассчитывать на успех. Для этого он должен выявить все необязательные и нерациональные закупки. При этом добрые дела останутся незамеченными, если о них никто не узнает. Поэтому грамотно выстроенная пиар-кампания все же необходима.
«Все крупные закупки должны проходить под личным контролем первого лица, плюс ежемесячные отчеты и контроль по закупкам средней стоимости», – резюмировал эксперт.