На фоне ухода западных брендов и роста цен в Челябинске воспряли комиссионные магазины. Те самые, что были на излете СССР: сдаешь в такой магазин модную вещь в хорошем состоянии, а после продажи тебе выплачивают сумму за вычетом комиссии. Комиссионки образца 2022 года готовы удовлетворить разную аудиторию — от мамочек, желающих сэкономить на одежде для детей, до охотниц за дорогими брендовыми вещами. Встречаются и совсем необычные варианты — например, магазины с винтажной одеждой made in USSR. Мы побывали в разных комиссионках и вот что там увидели.
«На сдачу вещей выстраивались очереди»
Магазин КомисBaby на Бейвеля, 22. Концепция работы: прием одежды для детей от 0 до 16 лет. Вещи должны быть чистыми и иметь новый или близкий к новому внешний вид. С владельцем вещей согласовывается цена продажи, а после реализации выплачивается 70% от суммы. Цены на одежду в «КомисBaby» в 2–4 раза ниже, чем в магазинах с новой одеждой. Кстати, около 10% ассортимента здесь вообще не ношенные вещи с бирками.
Детская комиссионка работает в тандеме с магазином игрушек Dionisiy с 2018 года. Перепродажу детских вещей клиентов владелица «игрушечного» магазина Юлия Маслакова задумала как сезонную акцию — по неделе весной, летом, зимой и осенью. Но интерес был такой, что с началом пандемии коронавируса проект стал работать на постоянной основе, а по оборотам и занятым площадям перерос магазин игрушек.
— Почему вообще решили всё это сделать? В 2018 году наблюдался некоторый спад в магазине игрушек, и акцией по приему и продаже детских вещей мы хотели повысить интерес к нашему основному ассортименту, — вспоминает начало проекта предпринимательница. — Начинали мы работу на 10 квадратных метрах, и было реальное столпотворение — на сдачу вещей выстраивались очереди на улице, то же самое было в дни продаж. Продавалось от 80 до 100% сданных вещей.
Юлия Маслакова не ожидала такого эффекта — в течение года через детский комиссионный проходит четыре тысячи человек. А начиналось всё с 30 участников.
— Число участников росло в геометрической прогрессии. Если в первой акции приняли участие 30 человек, потом 90. Сейчас вся база участников — порядка 4 тысяч человек. Причем рекламу мы особо не даем, всё через «сарафанное радио». Есть многодетные семьи, которые могут на зиму 4 детей одеть у нас за 4–5 тысяч рублей, — продолжает Маслакова.
Предрассудки по поводу «бэушной» одежды для детей уходят довольно быстро: в магазин приходят люди с самым разным достатком.
— Это ты первому ребенку первые несколько месяцев хочешь покупать только новую одежду. Вторых детей только в «Комисе» одевают. У нас очень много состоятельных покупателей. Не стесняются, приезжают и на «Поршах», «Мерседесах», «Лексусах». Покупают, говорят, что это удобно и экономит большую сумму денег, — объяснила Маслакова.
Только на четвертый год существования проекта команда начала выходить с ним в 0, до этого минусы в бюджете закрывал тот же магазин игрушек. Сейчас Юлия задумывается о поиске инвестора и открытии филиалов проекта в разных районах города. К развитию подталкивает и уход с рынка некоторых брендов детской одежды.
— «Комис» сильно перерос магазин игрушек, и я хочу попробовать выйти на кого-то, кто сможет нам помочь. Были бы возможности нас расширить и финансировать, это было бы гораздо масштабнее, в каждом районе был бы свой «Комис», потому что потребность есть, к нам едут со всех районов и даже из других городов. Сейчас у нас есть те, кто нам сдает, есть кто принимает, но вопрос в финансировании. Поскольку это социальный проект, мы еле вывозим по финансам, если честно. До сих пор проект финансируется за счет работы магазина Dionisiy, — подытожила Юлия Маслакова.
Гонка за брендами
Магазин Golokha style, Академика Королева, 52. Концепция: ежедневный прием женской одежды (в основном американских и европейских брендов, но встречаются и локальные дизайнеры), согласование с клиентом новой цены. Комиссия магазина — от 900 до 4000 рублей за вещь. До половины вещей в ассортименте — новые с бирками. Их в магазин привозят байеры либо клиенты, которым не подошла купленная онлайн вещь.
Комиссионному магазину Марии Галоха Golokha style на Тополиной аллее уже 4 года, а открыла она его после того, как ее шубу не оценили по достоинству в другой комиссионке.
— Я хотела сдать на реализацию свою шубу, — начала рассказ Мария. — А мне хозяйка магазина говорит: «Ну вообще-то она не очень, но давай попробуем продать». Я ей отвечаю: моя шуба и не очень?! Буквально через неделю я открыла свой магазин. Ну и конечно, я там продала свою шубу без проблем.
Цены здесь «кусаются» по сравнению с обычными секонд-хендами. Но если сравнить их с тем же «Гостиным двором», то ниже на 50–70%. Бутик работает по 3–5 часов в день. Остальное время у Марии тоже занято работой — походами по ТРК и другим бутикам.
— Я по нашим магазинам езжу по три раза в неделю точно: «Родник», «Фокус» и так далее. Mango открылось, я одна из первых об этом узнаю, смотрю ассортимент. Что там и почем. В данный момент в Mango смотреть нечего — новую коллекцию не привезли, распродают старую, потому что долгое время были закрыты. Ценник большой, а брать нечего. Когда я вещи принимаю, я должна точно знать, сколько они стоят, — объяснила предпринимательница.
— Мы берем только актуальные вещи. При этом марка вообще не важна. Удлиненные джемпера, удлиненные пиджаки, джинсы и брюки на высокой талии. Оверсайз. Я беру только то, что будет продаваться. Хорошо принимаем и новую «запрещенку» — Zara, HM — люди ее охотно покупают у нас, ведь отделы этих брендов давно закрыты.
Мария говорит, что основной части ее клиентов неважно, какой именно бренд одежды покупать. Главное, чтобы они выглядели в одежде красиво и стильно. Однако есть и охотники за «тяжелым люксом». Причем людям бывает неважно, в каком состоянии вещь.
— Совсем небольшой процент гоняется за брендами. Когда мы начинали работать, выставляли костюмы Маx Mara, другую классику. Или приносят джинсы Dolce&Gabbana, а там уже джинса в состоянии... Я даже не знаю, сколько ее носили. Но меня уговаривают попробовать продать. Беру, и ведь покупают! — подытожила хозяйка магазина.
Костюмы из 80-х, пиджаки из 90-х
Комиссионный магазин Vintage Studio на проспекте Ленина, 83а. Концепция: винтажную одежду владельцы магазина покупают на специальных онлайн-площадках. Основной ассортимент — мужские костюмы производства советских и европейских фабрик. Годы выпуска — от 1970-х до 1990-х. Цены по сравнению с магазинами в ТРК доступные — пальто и куртки можно купить за 5–6 тысяч рублей, в таком же диапазоне цены на мужские костюмы из натуральных тканей.
Дарье Кулаковой из Челябинска 25 лет, и в начале прошлого года она торговала техникой Apple в собственном магазине. После начала СВО с поставками возникли проблемы, пришлось всё распродать и искать новую нишу. Весной она начала закупать винтажные костюмы советского и иностранного производства. Клиенты поначалу ходили к ней домой, несмотря на скромный ассортимент из 5 вещей (это был первый пробный закуп. — Прим. ред.).
Под «винтажем» в моде и дизайне обычно понимают оригинальную вещь предыдущего поколения (не моложе 30 лет), в которой четко просматривается «писк моды» времен ее создания.
С закупом более широкой линейки Дарье помог ее молодой человек Альмир. Поначалу он сомневался, что из увлечения девушки выйдет что-то толковое.
— По профессии я программист и далек от мира моды, тем более от темы с винтажной одеждой. Думал, что она будет собирать старые вещи, они будут копиться дома, в общем, ничего хорошего не ждал. (Улыбается.) Но увидел, что приходят люди, покупают эти костюмы. Решил помочь с закупом, ушло около ста тысяч рублей. Сейчас уже больше, но деньги уже идут от покупателей, — рассказал Альмир.
В конце прошлого года Дарья и Альмир перевезли все вещи из квартиры в магазин Vintage studio на Тернопольской. Тут по сравнению с домом просторно, и предприниматели уже хотят пополнять линейку новинками. Мы попросили Дарью рассказать о феномене популярности одежды, которую могли носить еще наши мамы, а может, и бабушки.
— В основном приходят девушки, 25+, они ведут активный образ жизни, работают в beauty-индустрии, у них свои студии либо они занимаются обучением. Маркетологи, косметологи — вот такие профессии. Им нравится крой, именно мужской крой, и качество. 30–40 лет назад было другое качество все-таки. Ты можешь пойти в ТРК, купить, условно, кофту за две тысячи рублей, а она еще до первой стирки вся в катышках. Ну и винтажная одежда — это про осознанное потребление, — объяснила Дарья Кулакова.
Челябинск, по словам владельцев магазина, пока не совсем готов к таким вещам. Среди покупателей — только 20% жители города, остальные заявки приходят из Москвы и Санкт-Петербурга.
Комиссионки — не единственные места, куда можно принести ненужную одежду, сумки или аксессуары. Мы сделали подборку других проектов, которые помогут челябинцам в расхламлении шкафов.