![От «Большевички» до Karl Lagerfeld: в Челябинске стали популярными комиссионки В комиссионках Челябинска можно купить практически всё: от редких костюмов советского пошива до последних коллекций западных брендов | Источник: Екатерина Тычинина, коллаж Евгения Бикунова](https://n1s1.hsmedia.ru/98/9c/b6/989cb621639bb99ea329c76a97a539fa/656x438_1:5723_19672a8ed55d7f09b9e77eb7229dd36a@1500x1000_0x0GCl7kPo_7357956954386506063.jpg.webp)
На фоне ухода западных брендов и роста цен в Челябинске воспряли комиссионные магазины. Те самые, что были на излете СССР: сдаешь в такой магазин модную вещь в хорошем состоянии, а после продажи тебе выплачивают сумму за вычетом комиссии. Комиссионки образца 2022 года готовы удовлетворить разную аудиторию — от мамочек, желающих сэкономить на одежде для детей, до охотниц за дорогими брендовыми вещами. Встречаются и совсем необычные варианты — например, магазины с винтажной одеждой made in USSR. Мы побывали в разных комиссионках и вот что там увидели.
«На сдачу вещей выстраивались очереди»
Магазин КомисBaby на Бейвеля, 22. Концепция работы: прием одежды для детей от 0 до 16 лет. Вещи должны быть чистыми и иметь новый или близкий к новому внешний вид. С владельцем вещей согласовывается цена продажи, а после реализации выплачивается 70% от суммы. Цены на одежду в «КомисBaby» в 2–4 раза ниже, чем в магазинах с новой одеждой. Кстати, около 10% ассортимента здесь вообще не ношенные вещи с бирками.
Детская комиссионка работает в тандеме с магазином игрушек Dionisiy с 2018 года. Перепродажу детских вещей клиентов владелица «игрушечного» магазина Юлия Маслакова задумала как сезонную акцию — по неделе весной, летом, зимой и осенью. Но интерес был такой, что с началом пандемии коронавируса проект стал работать на постоянной основе, а по оборотам и занятым площадям перерос магазин игрушек.
![Начинали проект в простой панельке на Комсомольском проспекте. С первой акции к нему был большой интерес | Источник: Юлия Маслакова](https://n1s1.hsmedia.ru/a5/93/ad/a593adc15fe89f9f0281aaa8986deefd/656x438_1_0dcdc2a7d54c0ce97a2c04947cc9ff3f@2560x1707_0x767bZTry_3263164053286260042.jpg.webp)
— Почему вообще решили всё это сделать? В 2018 году наблюдался некоторый спад в магазине игрушек, и акцией по приему и продаже детских вещей мы хотели повысить интерес к нашему основному ассортименту, — вспоминает начало проекта предпринимательница. — Начинали мы работу на 10 квадратных метрах, и было реальное столпотворение — на сдачу вещей выстраивались очереди на улице, то же самое было в дни продаж. Продавалось от 80 до 100% сданных вещей.
![Проект вырос из небольшого магазина в 10 квадратных метров и теперь занимает площадь в 10 раз больше | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/d5/4e/0c/d54e0ca19dcc91a5b3f84fc65577c1ab/656x438_1:5723_0b73441ec2714a5322c22c542aca7bc8@1920x1280_0xywBHgdZz_0210472943721079479.jpg.webp)
Юлия Маслакова не ожидала такого эффекта — в течение года через детский комиссионный проходит четыре тысячи человек. А начиналось всё с 30 участников.
— Число участников росло в геометрической прогрессии. Если в первой акции приняли участие 30 человек, потом 90. Сейчас вся база участников — порядка 4 тысяч человек. Причем рекламу мы особо не даем, всё через «сарафанное радио». Есть многодетные семьи, которые могут на зиму 4 детей одеть у нас за 4–5 тысяч рублей, — продолжает Маслакова.
![Из маленького помещения на Комсомольском проспекте Юлия перебралась в «Александровский», где занимает уже 102 квадрата | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/db/80/8d/db808d4dd67864b2bd3ea9a13b754a4c/656x438_1:5723_84eb79d88dbdf94beaa14883644266ee@1920x1280_0xlI01HIGd_1463702913664112158.jpg.webp)
![Под детскую обувь отведено отдельное помещение. Цены в основном раза в 4 меньше, чем в остальных магазинах | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/c5/5d/24/c55d245554038c74ad4bb8ef51fba6f8/656x438_1:5723_fc44ba4f5ee56abd486255938b9869f8@1920x1280_0xE5v9ntfd_9913603765854439618.jpg.webp)
Предрассудки по поводу «бэушной» одежды для детей уходят довольно быстро: в магазин приходят люди с самым разным достатком.
— Это ты первому ребенку первые несколько месяцев хочешь покупать только новую одежду. Вторых детей только в «Комисе» одевают. У нас очень много состоятельных покупателей. Не стесняются, приезжают и на «Поршах», «Мерседесах», «Лексусах». Покупают, говорят, что это удобно и экономит большую сумму денег, — объяснила Маслакова.
![По каждому участнику здесь ведут такие накладные с ценами. Прежнему хозяину вернулась только одна вещь. Все остальные проданы | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/35/f3/1b35f36669ff5b68df1f7f2462bd8a34/656x438_1:5723_10612a7e20c5cc5614a12f8b7119bee1@1920x1280_0xhbXiIe1N_8352793969706645981.jpg.webp)
![Охотно одни родители сдают, а другие покупают нарядные и карнавальные костюмы. Ведь их часто надевают только один раз | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/8f/08/26/8f082654ae50f6878c6adfedf446f8ee/656x438_1:5723_564cacddf4f042d6e7c3887c8a16b16d@1920x1280_0xqJlqMHby_7980534448546047105.jpg.webp)
Только на четвертый год существования проекта команда начала выходить с ним в 0, до этого минусы в бюджете закрывал тот же магазин игрушек. Сейчас Юлия задумывается о поиске инвестора и открытии филиалов проекта в разных районах города. К развитию подталкивает и уход с рынка некоторых брендов детской одежды.
![Проект, по словам Юлии, живет за счет «трех с половиной человек» и нуждается в поддержке и финансировании | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/9c/d2/aa9cd223c28d56a1bd79b5cc5ac305a9/656x438_1:5723_89e61c29b15100fcdbd329ad45ff258b@1920x1280_0xNTY2A3RR_2123591589954838050.jpg.webp)
— «Комис» сильно перерос магазин игрушек, и я хочу попробовать выйти на кого-то, кто сможет нам помочь. Были бы возможности нас расширить и финансировать, это было бы гораздо масштабнее, в каждом районе был бы свой «Комис», потому что потребность есть, к нам едут со всех районов и даже из других городов. Сейчас у нас есть те, кто нам сдает, есть кто принимает, но вопрос в финансировании. Поскольку это социальный проект, мы еле вывозим по финансам, если честно. До сих пор проект финансируется за счет работы магазина Dionisiy, — подытожила Юлия Маслакова.
Гонка за брендами
Магазин Golokha style, Академика Королева, 52. Концепция: ежедневный прием женской одежды (в основном американских и европейских брендов, но встречаются и локальные дизайнеры), согласование с клиентом новой цены. Комиссия магазина — от 900 до 4000 рублей за вещь. До половины вещей в ассортименте — новые с бирками. Их в магазин привозят байеры либо клиенты, которым не подошла купленная онлайн вещь.
Комиссионному магазину Марии Галоха Golokha style на Тополиной аллее уже 4 года, а открыла она его после того, как ее шубу не оценили по достоинству в другой комиссионке.
— Я хотела сдать на реализацию свою шубу, — начала рассказ Мария. — А мне хозяйка магазина говорит: «Ну вообще-то она не очень, но давай попробуем продать». Я ей отвечаю: моя шуба и не очень?! Буквально через неделю я открыла свой магазин. Ну и конечно, я там продала свою шубу без проблем.
![У Марии глаз наметан на модные брендовые вещи. Ее задача — продать принятую одежду за один-два месяца | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/94/9f/03/949f0330350ef504dbbdedd61416af19/656x438_1:5723_3663d6a8f6f70a872904834abc27f7ec@1920x1280_0xvWNtIHeU_7472217910988269035.jpg.webp)
Цены здесь «кусаются» по сравнению с обычными секонд-хендами. Но если сравнить их с тем же «Гостиным двором», то ниже на 50–70%. Бутик работает по 3–5 часов в день. Остальное время у Марии тоже занято работой — походами по ТРК и другим бутикам.
— Я по нашим магазинам езжу по три раза в неделю точно: «Родник», «Фокус» и так далее. Mango открылось, я одна из первых об этом узнаю, смотрю ассортимент. Что там и почем. В данный момент в Mango смотреть нечего — новую коллекцию не привезли, распродают старую, потому что долгое время были закрыты. Ценник большой, а брать нечего. Когда я вещи принимаю, я должна точно знать, сколько они стоят, — объяснила предпринимательница.
![Часть вещей в магазине с бирками, новинки этого сезона. Например, футболки Karl Lagerfeld Марии привезли байеры (от англ. buyer — закупщик) | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/04/a6/59/04a6594ea45544f572d8548b628ccd43/656x438_1:5723_8a5729ea940fa79a81f7e1af9119aefd@1920x1280_0xiPK6lYLv_4450872907504435469.jpg.webp)
— Мы берем только актуальные вещи. При этом марка вообще не важна. Удлиненные джемпера, удлиненные пиджаки, джинсы и брюки на высокой талии. Оверсайз. Я беру только то, что будет продаваться. Хорошо принимаем и новую «запрещенку» — Zara, HM — люди ее охотно покупают у нас, ведь отделы этих брендов давно закрыты.
![Брендовую обувь челябинцы заказывают через интернет, а если она не подходит по размеру или фасону, отдают в комиссионку | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/05/69/5a0569a936518d31c2fd8380d778d6d3/656x438_1:5723_215f4190621edf89be63f42b3743a5c8@1920x1280_0x9CWeWbbz_5278872050683876037.jpg.webp)
![Бренды, по словам Марии, большинству ее покупателей не важны. Но именно они первыми попадаются на глаза | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/be/83/f1/be83f1cbcf3bb1132b07a0376a912497/656x438_1:5723_e1456b53405fea775d61ff2bc6d6a4ea@1920x1280_0xBEtoOx52_0268550334019153700.jpg.webp)
Мария говорит, что основной части ее клиентов неважно, какой именно бренд одежды покупать. Главное, чтобы они выглядели в одежде красиво и стильно. Однако есть и охотники за «тяжелым люксом». Причем людям бывает неважно, в каком состоянии вещь.
— Совсем небольшой процент гоняется за брендами. Когда мы начинали работать, выставляли костюмы Маx Mara, другую классику. Или приносят джинсы Dolce&Gabbana, а там уже джинса в состоянии... Я даже не знаю, сколько ее носили. Но меня уговаривают попробовать продать. Беру, и ведь покупают! — подытожила хозяйка магазина.
Костюмы из 80-х, пиджаки из 90-х
Комиссионный магазин Vintage Studio на проспекте Ленина, 83а. Концепция: винтажную одежду владельцы магазина покупают на специальных онлайн-площадках. Основной ассортимент — мужские костюмы производства советских и европейских фабрик. Годы выпуска — от 1970-х до 1990-х. Цены по сравнению с магазинами в ТРК доступные — пальто и куртки можно купить за 5–6 тысяч рублей, в таком же диапазоне цены на мужские костюмы из натуральных тканей.
![По некоторым пальто и не скажешь — винтаж это 30-летней давности или недавно сшитая вещь | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/a7/9f/cea79f35a471522611201c1d88385d14/656x438_1:5723_584f738428cc092ba63e5a289a396560@1920x1280_0xtgPKDnJv_2943319319382861135.jpg.webp)
Дарье Кулаковой из Челябинска 25 лет, и в начале прошлого года она торговала техникой Apple в собственном магазине. После начала СВО с поставками возникли проблемы, пришлось всё распродать и искать новую нишу. Весной она начала закупать винтажные костюмы советского и иностранного производства. Клиенты поначалу ходили к ней домой, несмотря на скромный ассортимент из 5 вещей (это был первый пробный закуп. — Прим. ред.).
![Современные тенденции моды немного странные. На девушках чуть за 20 можно увидеть мужские(!) костюмы, сшитые 30–40 лет назад | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/6d/0b/c26d0b260bb593a2403a509ba9996635/656x438_1:5723_01675bbb82265d8db6ef225606e63659@1920x1280_0xBfrEMgnl_6199566323252487270.jpg.webp)
Под «винтажем» в моде и дизайне обычно понимают оригинальную вещь предыдущего поколения (не моложе 30 лет), в которой четко просматривается «писк моды» времен ее создания.
![В винтажных вещах ценителей подкупает качество материалов и история бренда. Еще они отмечают, что эти вещи «сидят» лучше по фигуре, да и носить их может не одно поколение | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/f8/f8/22/f8f822a4c5939657f23e4402d7200849/656x438_1:5723_746970b4acf0d94baac4954b95f3637a@1920x1280_0xM0xRrH0J_0148994684038667910.jpg.webp)
С закупом более широкой линейки Дарье помог ее молодой человек Альмир. Поначалу он сомневался, что из увлечения девушки выйдет что-то толковое.
— По профессии я программист и далек от мира моды, тем более от темы с винтажной одеждой. Думал, что она будет собирать старые вещи, они будут копиться дома, в общем, ничего хорошего не ждал. (Улыбается.) Но увидел, что приходят люди, покупают эти костюмы. Решил помочь с закупом, ушло около ста тысяч рублей. Сейчас уже больше, но деньги уже идут от покупателей, — рассказал Альмир.
![Близкие Дарьи поначалу не оценили ее идею с винтажной одеждой, но молодой человек девушки, Альмир (на фото), рискнул и помог с закупом коллекции | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/fc/25/6e/fc256e4994f7b4699c69b717c49988be/656x438_1:5723_939eaa7c7141e9ec0f6621ad48c9946c@1920x1280_0xA020weAx_4319544507952545594.jpg.webp)
![Бизнес пара начала в собственной квартире, а когда площадей стало мало, они сняли офис в центре города | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/ea/0f/c7/ea0fc791ec8340328a1a14721fe2eb84/656x438_1:5723_c00ab3a330660f2828226b1da48c6b67@1920x1280_0xTG1AQZsJ_4431252647760630541.jpg.webp)
В конце прошлого года Дарья и Альмир перевезли все вещи из квартиры в магазин Vintage studio на Тернопольской. Тут по сравнению с домом просторно, и предприниматели уже хотят пополнять линейку новинками. Мы попросили Дарью рассказать о феномене популярности одежды, которую могли носить еще наши мамы, а может, и бабушки.
— В основном приходят девушки, 25+, они ведут активный образ жизни, работают в beauty-индустрии, у них свои студии либо они занимаются обучением. Маркетологи, косметологи — вот такие профессии. Им нравится крой, именно мужской крой, и качество. 30–40 лет назад было другое качество все-таки. Ты можешь пойти в ТРК, купить, условно, кофту за две тысячи рублей, а она еще до первой стирки вся в катышках. Ну и винтажная одежда — это про осознанное потребление, — объяснила Дарья Кулакова.
![В винтажных костюмах современных девушек привлекает посадка по фигуре | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/d6/2a/83/d62a834d284b0f72630e78bab1b213e3/656x438_1:5723_f18a8ae9f1e20ba16c08b15ccadfdb58@1920x1280_0x3wkcCmSP_4594487304424096810.jpg.webp)
![Среди брендов винтажных вещей — европейские и советские производители | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/32/8e/85/328e855b9bec21440336d1b0aa10bd6f/656x438_1_7d97c1f6f9eb75c3abae54bc8e2c781d@1920x1280_0xCxEe70VN_9708237782202009376.jpg.webp)
Челябинск, по словам владельцев магазина, пока не совсем готов к таким вещам. Среди покупателей — только 20% жители города, остальные заявки приходят из Москвы и Санкт-Петербурга.
![В магазине есть несколько мужских пальто Ленинградского швейного объединения с бирками, все они 1980-х годов выпуска. Советская цена — 180 рублей, новая — 5–6 тысяч | Источник: Екатерина Тычинина](https://n1s1.hsmedia.ru/45/f6/d4/45f6d4da937eb085b270965ecaf23fd9/656x438_1_66f42258ee8ef7ee61458f6547a02f65@1920x1280_0xZ80eBQSf_8104370966492602300.jpg.webp)
Комиссионки — не единственные места, куда можно принести ненужную одежду, сумки или аксессуары. Мы сделали подборку других проектов, которые помогут челябинцам в расхламлении шкафов.